(полная авторская версия)
Типовой режим ламп выходного каскада (из справочника):
Еа = 360 В, Еg2 = 270 В, Eg1 = минус 22,5 В, Raa = 6,6 КОм,
Ia = 2 x 44 mA, Ig2 = 2 x 2,5 mA, При Uвх = 0.
Ia = 2 x 66 mA, Ig2 = 2 x 7,5 mA, При Uвх = 45 В амп. P = 26,5 Вт, Кни = 2 %.
В справочных данных для этой лампы не было найдено рекомендации по проценту напряжения на экранной сетке для ультралинейного включения. Поэтому, волевым решением, основываясь на собственном опыте разработчика, было принято значение 33 %. Однако, надо понимать, что ультралинейное включение значительно снижает выходную мощность усилителя относительно приведенных справочных данных для “чистого” двухтактного усиления в режиме класса AB. Это происходит за счет того, что при открывании лампы, при положительной полуволне входного напряжения, снижается не только анодное (выходное) напряжение, но и напряжение экранной сетки, что приводит к уменьшению амплитуды анодного тока, относительно значения, до которого могла бы открыться лампа при постоянном напряжении экранной сетки. Характеристики лампы выходного каскада за счет введения ультралинейной обратной связи приближаются к триодным. Плавно же изменяя процент переменного напряжения на экранной сетке, ну, например, с помощью потенциометра, можно установить оптимальное соотношение между максимальной выходной мощностью и “триодностью” звучания. Но это лучше делать каждому радиолюбителю индивидуально на свой вкус. Разумеется, приведенные в справочных данных 26,5 ватт при переменном напряжении на экранной сетке в 33 процента от анодного, не могут быть получены, но усилитель при этом будет звучать особенно нежно.
Проведя аналогичные расчеты, как и для предыдущей схемы, Находим:
Uaa = 592 В, Ua = 296 В, Ua эфф = 210 В.
По приведенным выше расчетам также замечаем, что выходную мощность в 26,5 Вт мы сможем получить с трансформатора ТАН лишь на нагрузке 4 Ома. На нее и будем рассчитывать наш усилитель. Нужный коэффициент трансформации для соотношения сопротивлений 6600 к 4-ем, составит 40,6.
Поскольку напряжение на нагрузке в 4 Ома при выходной мощности 26,5 Вт должно быть 10,3 В, мы можем использовать при точном подборе нужного соотношения витков отводы накальных обмоток. Нас устроят такие варианты включений: 5 + 5 = 10 В (с небольшой перегрузкой на 0,3 В), 5 + 5 + 1,3 = 11,3 В и полное включение: 5 + 5 + 1,3 + 1,3 = 12,6 В.
Итак, нам надо подобрать трансформатор, имеющий двойной набор обмоток с напряжениями в двух комбинациях: 110 + 100 и 127 + 83. В реальном подобранном трансформаторе эти напряжения могут быть немного больше, но ни в коем случае – меньше! И при этом, чтобы нашлась еще одна (пара, разумеется) обмотка для питания экранной сетки с напряжением 210 / 3 = 70 В.
Как уже говорилось ранее, мощность выбираемого трансформатора должна быть в районе 100 Вт. Однако, представляет интерес использовать для этой схемы чуть более мощные трансформаторы со стержневым сердечником и расположением обмоток на двух симметричных катушках. Это ряд трансформаторов от ТАН69 до ТАН82 с мощностью 122 Вт.
По рассчитанным исходным данным нас удовлетворяют два трансформатора:
ТАН72-127/220-50, – комбинация обмоток 127 + 80 + 24 (анод) и 56 – экран;
ТАН73-127/220-50, – комбинация обмоток 127 + 80 + 20 (анод) и 80 – экран;
При этом “ультралинейная” экранная обмотка у ТАН72 составит 24 % от анодной, а у ТАН73 – 35 %. Схемы включения обоих трансформаторов одинаковы.
При этом, чтобы максимально точно выдержать нужный коэффициент трансформации, нагрузку надо подключать к выходным накальным обмоткам, соединенным на напряжение 11,3 В (5 + 1,3 + 5). В этом случае коэффициент трансформации составит:
для ТАН72 коэффициент: 2 х (127 + 80 + 24) / 11,3 = 40,9 и при этом Raa = 6686 Ом.
для ТАН73 коэффициент: 2 х (127 + 80 + 20) / 11,3 = 40,2 и при этом Raa = 6457 Ом.
Наличие обоих трансформаторов (а они стоят очень не дорого) открывает возможность для эксперимента с величиной переменного напряжения на экранной сетке.
В анодную цепь лампы нужно включать начало первичной (сетевой) обмотки. У этого вывода минимальная емкость на остальные обмотки. Затем, последовательно включаются секции анодных обмоток в порядке увеличения их нумерации выводов. Такое включение обмоток позволяет получить максимальную полосу пропускания трансформатора, в общем-то не предназначенного для использования в качестве выходного.
В данной схеме использовано комбинированное смещение на управляющие сетки ламп выходного каскада. Автоматическое смещение за счет общего тока обеих ламп обеспечивает 40 % напряжения смещения, а остальные 60 % – задаются от отдельного выпрямителя и схему балансировки.
Единственное отличие предварительного каскада от предыдущей схемы в том, что фазоинвертор с расщепленной нагрузкой питается более высоким анодным напряжением, чтобы обеспечить хорошую линейность усиления при значительном размахе (двойной амплитуде) парафазных напряжений (два раза по 45 вольт).
Первое включение и регулировка усилителя полностью идентичны предыдущей схеме. Выпрямители собраны по классическим двухполупериодным схемам и в пояснениях не нуждаются.
Чувствительность усилителя на частоте 1 КГц при максимальной выходной мощности составляет 0,775 вольта эффективного значения. А полоса пропускания при средней выходной мощности 8,5 Вт от 24 Гц до 24КГц по завалам минус 3 дБ.
Усилитель, собранный автором с трансформатором ТАН73 показал великолепное звучание с очень сочными низшими частотами, жесткой “серединой” и очень нежными и прозрачными высокими частотами. В этой схеме были опробованы не только лампы 6П3С и 6П3С-Е, но и 6Ф6С, EL34 и 6550.
Самое “вкусное” и приятное звучание обеспечили выходные лампы 6Ф6С, правда, при нагрузке 8 Ом и полном включении выходных обмоток.
Вот кратенькое эмоциональное описание звучания усилителя с разными лампами:
6П3С-Е – Звук упругий, как будто слегка скомпрессированный, мощные низы, и очень четкие верхи. Но этот звук давит и долго его не послушаешь. Она по звучанию как раз под гитарные комбики! Это ж аналог американской 5881, которая в этих комбиках как раз и используется. Электрогитарный у нее звук. Она все-таки не совсем 6L6, которая почти точный аналог нашей 6П3С.
6П3С – Прозрачный естественный звук с очень хорошим разделением и слышимостью как тихих, так и мощных звуков. Четко слышны все призвуки и разные инструменты.
6Ф6С – Очень интересное звучание. Можно слушать целый день – не утомляет. Все очень прозрачно, нежно и музыкально!
6550 – Сильный мощный звук. Солидный, можно сказать. Низы звучат, как выражается мой братишка, что “аш шуба заворачивается”!
EL34 – Глубокие мощные низы, очень нежные верха и жесткая середина. Голос очень жестко звучит. Однако при этом нежно звучит рояль.
6П6С – никак. Дохло и невкусно. Не годится она в этот усилитель. Слабовата.
И еще увидел разницу в звучании, которую вносит предварительная лампа.
6Н8С – наша, классическая, дает немного размазанный мягкий звук.
6Н8С-6SN7 фирмы RFT 1954 года. Были такие с двойным названием, дают очень жесткий и четкий звук, – как будто по прописям он прописан! И верхи становятся как стальные!
6Н9С – в комплекте с EL34 дает довольно интересное звучание с подчеркиванием верхних частот. Очень сильно подчеркиваются щеточки. Однако, низы звучат относительно бесцветно. А в комплекте с 6П3С – вообще никакого звучания не было… так, что-то непонятное и “никакое”.
Лампы 6550 и EL34 мощноваты для этого усилителя. Поставить их можно и они нормально работают, но для них надо более высокие напряжения и более мощные трансформаторы – раза в два-три! И питание разное. На 6550 надо, по хорошему-то, 600 вольт на аноды и 300 вольт на экранные сетки, а на EL34 – 800 и 400, соответственно. Тогда они запоют!!! Под них надо трансформаторы на заказ мотать! Или покупать у серьезных аудиофильных компаний. Это уже очень серьезные лампы.
Однако, оптимально этот усилитель работает на обычных лампах 6П3С с предварительным каскадом на 6Н8С. Что и рекомендую!
Поскольку в схеме 2 экранные сетки выходных ламп питаются в 1,38 раза более низким напряжением, чем аноды, это эквивалентно, если бы к экранным сеткам были бы приложены не 24 % и 35 % переменного анодного напряжения, а 33 % и 48% соответственно.
Автором был выполнен такой усилитель на трансформаторе ТАН73, и при столь большом значении переменного напряжения на экранной сетке, 48%, выходная мощность усилителя составила 12 ватт. При этом его звучание очень напоминало усилители на триодах.
В общем, игрушка что надо!!! И это на обычных дешевых ТАН-ах!
Ламповые кастрюльки!
Уважаемый Сергей!
Вы так профессионально и заразительно описали Ваши усилители на ТАН-ах , что я на старости лет решил попробовать собрать схему №2 на 6П3С-Е. Собрал два моноблока. Высылаю Вам их фотографии. Это моя вторая конструкция на лампах (первая — осциллограф была построена после школы в 1975 году).
Идея использовать 4-х литровую кастрюлю в качестве корпуса пришла после посещения хозяйственного магазина. Корпус, если его изготавливать, учитывая и эстетику и функциональность — дорогостоящая и трудоёмкая деталь, а тут — готовое изделие — никелированное, с ручками и не дорогое (350 р.). Случайно высота кастрюли совпала с высотой трансформатора. Вырезал электролобзиком крышку из 5-ти мм. дюраля и она стала главным несущим элементом. Кастрюля не претерпела никаких изменений. Можно в любой момент использовать по прямому назначению. Стоял вопрос вентиляции, но за полчаса работы ничего особенно не нагрелось. Самым горячим элементом оказался резистор в катодах 6п3с, но я увеличил его мощность в 2 раза. В конце-концов можно отверстий насверлить (как в дуршлаге), но этого пока не понадобилось.
Лампы закрыты от повреждения красивыми решеточками — подставками то ли для зубных щёток, то ли для чего то ещё, купленными в том же хозяйственном.
Вот, собственно, и всё.
Огромное спасибо Вам, Сергей за такой отзыв о моей конструкции. Покажу жене, может не так будет гундеть, что квартиру канифолью провонял. Осмелюсь пригласить Вас в гости на «рюмочку чая».
С уважением, Борис Трунов
Кастрюльки на кухонном подоконнике. Два оконечника и предварительный усилитель:
Компоновка оконечного усилителя:
Монтаж оконечного усилителя. Вид сбоку:
Монтаж оконечного усилителя. Вид сверху:
Автор: Сергей Комаров, UA3ALW
Журнал «Радио» № 5, 2005
Из сайта radiostation.ru
Спасибо за очень интересную со всех сторон РАБОТУ! Информация расчёта коэффициента соотношения анодных и экранных обмоток в ультралинейном усилителе есть в журнале Радио №11 1958 г. С уважением Геннадий.
P.S. Действительно ТАН-73 ближе к оптимальному коэффициенту: 80 В у ТАН”а и примерно 83 В по расчёту. Геннадий.
Да, нечего сказать! Спец суперглухой раз 6п6с у него никакая. Я офигеваю!
Может спец и суперглухой, но комментатор, мягко говоря, никакой!
Внимательнее надо читать! сказано же:”Усилитель, собранный автором с трансформатором ТАН73 показал великолепное звучание с очень сочными низшими частотами, жесткой “серединой” и очень нежными и прозрачными высокими частотами. В этой схеме(ключевое : В ЭТОЙ СХЕМЕ) были опробованы не только лампы 6П3С и 6П3С-Е, но и 6Ф6С, EL34 и 6550.
Самое “вкусное” и приятное звучание обеспечили выходные лампы 6Ф6С, правда, при нагрузке 8 Ом и полном включении выходных обмоток.”
Сколько отзывов про 6С33С, с Е и без, хороших и плохих и что? Какая бы хорошая лампа ни была, она сама по себе не запоет. Усилитель- это система! А тут трансы выходные ТН практически без переделки- дешево и сердито. Как говорится, “Учись, студент!”)
Хотелось бы понять как можно есть звучание. Ложкой или вилкой?)
Вообще весь этот субъективисткий бред малоинформативен и выглядит смешно.
Как насчёт померить ачх Кг и Ки? Не… Мы мерим упругость и мать его прозрачность. Как точно)
По большому счёту усилитель надо мало-мало пересчитывать и трансы немножко переделывать под разные лампы. Поэтому без изменений что-то звучит, а что-то нет.
Лампопоклонник потер свою лампу и ответил:
Не… Мы энто не мерим, мы в энто верим – в приятные “низы” и хорошую прозрачность средних частот и четкость “верхов”.
Ну нравится некоторым вторая гармоника однотакта, а уж как приятен букет нечетных гармоник выходного транса – никакими Кг и Ки не передать…
Эту границу психоакустики с психиатрией вовсю эксплуатируют производители ламп, надо быть настороже.
Интересно куда собирали усилитель для самодела на ГДШ в tqwp или готовым АС типа Ригонда/Симфония.
Усилитель с глубокой общей оос сделает любые лампы среднезвучащими, услышать разницу в звуке 6п3с от 6п6с- не знаю, кем нужно быть. Нет там разницы. В выходной мощности и выхсопре- да, а в звуке как бы не шибко. Смотрели спектры такого унча с разными лампами наобум- все одинаково там. А схемы Комарова очень грамотные. Очень опытный конструктор.
Как обычно, высказался впереди схемы, а она…. без ООС.
Разумеется, лампы будут все звучать по-разному. Одно плохо: вся эта линейка тетродов и пентодов имеет внутреннее в триоде от 1,4 ком и выше. 6П6С-у неё 2 кома.И слабенькая. Согласен с Комаровым, сухо звучит, нет какого-то витамина. Точно так же звучит и её супервариант , 1515, редкая , с некопченой колбой. А вот 6П3С в пушпуле- красота. Красивый звук , трудно поменять его на что-то другое. Но я сумел.
Собрал этот усилок.выходные трансы мотал сам на осм-0.16.ВВЕ небольшие изменение.звук конечно приятный на 6п3с
Я не понимаю почему эту схему присваивают Комарову. Это стандартная схема из учебников 60 годов. Только трансформаторы были Ш образные а не ТАН. У ТВЗ для 6П3С первичка моталась проводом 0,23мм. для согласования с сопротивлением лампы. Эту схему собирают на практических занятиях в институте связи на готовом шасси за 6 часов. Со всеми измерениями. Комаров тогда ещё пешком под столом ходил.
Просто все остальное уже присвоили дарлингтоны и прочие лофтин-уайты. Теперь мы хотим наши звонкие дать имена.