Доработка Microlab B-72

tvik-microlab-b72-ldsound_ru (1)Так уж получилось, что данный комплект колонок использовался у меня в качестве компьютерных. Куплены они были по принципу лучшего, на что хватило на тот момент. В 2008 году это было 600 деревянных рублей. Трудно спорить, что в качестве подфонки и просто источника звука они свою цену отыгрывают полностью, но со временем неимоверно отвратительное звучание стало просить что-то менять. Описывать звук такого класса акустики трудно, но если в двух словах, то полностью отсутствовал нижний бас, сколько-то значимое звуковое давление начиналось от 60 Гц, резко росло к 80 Гц (где и кошмарно гудело всем корпусом), отсутствие хоть какой-то членораздельности в воспроизведении, не то что деталей, хоть каких-то. При просмотре фильмов приходилось выкручивать бас в минимум, иначе весь звук, включая диалоги, сводился к сплошному резонансному бубнежу. Про сцену даже говорить не буду, её просто не было, все звуки чётко были прилеплены на динамики. Весь звук как сквозь какую-то ватную пелену. В общем типичная картина для активных колонок за 1200р. Однако почему-то было чёткое понимание, что эти колоночки могут всё-же больше. На просторах интернета не нашлось ни одного примера твика этой акустики, зато нашлись розовые сопли фанатов мр3 со встроенного динамика мобильника, об отличном звучании данной модели. Также нашлись характеристики от Microlab, где беззастенчиво вралось про магнитное экранирование и АЧХ от 30 Гц.

Итак, в какой-то момент времени всё это добро было собрано в пакет и отнесено на работу. Ситуация осложнялась тем, что на работе мы имеем дело с цифровой техникой, поэтому из измерительного оборудования – посредственный осциллограф и китайские мультиметры. Во многом приходилось полагаться на собственные уши и генератор звуковой частоты на компьютере, благо уши тренированы и относительно опытны. Все переделки делались из подручных материалов, иногда не совсем тех, что хотелось бы использовать, но может это и к лучшему, твик должен быть соразмерен по трудам и затратам исходному донору, иначе это становится бессмысленно.

В первую очередь разобрал активную колонку и выпотрошил из неё трансформатор и усилитель и изучил. Догадки сразу же подтвердились. TDA2030 в типовом включении с максимальной экономией на деталях. Но для начала сами колонки – корпус хоть и из МДФ, но за счёт малой толщины стенок звенел как стакан при простукивании. Вклеивать распорки я не стал, пошёл более простым и не менее эффективным для таких корпусов путём – вибропласт М2 по всей внутренней поверхности. После укатки корпуса стали глухими как из бетона, добавил немного холлофайбера, обычно набивают намного больше, но я побоялся в компактном корпусе задушить динамик и создать неработоспособные условия для ФИ, также можно потерять панч, если увлечься набивкой, чего не хотелось. ФИ трогать не стал, аэродинамических шумов они, как ни странно, не издавали, бездумно удлинять не хотелось, да и особ некуда, стенка близко, а делать полностью новые и загнутые без расчётов и измерений возможным и правильным не считаю. Весь фильтр в этих колонках состоит из одного конденсатора на пищалку на 2,2мкФ, что по своему хорошо, если бы он не был полярным элеткролитом неизвестного происхождения. Заменены на К73-17 2,2 мкФ 63 В Играться с более сложными фильтрами без измерительного оборудования – было бы глупо. Провода внутри были припаяны уже на заводе, и качество их вполне соответствовало качеству всего остального, так что они остались без изменений. Пассивная колонка на этом была всё, с бывшей активной разговор продолжился.

Изначально в планах было доработать корпуса, поменять электролиты на неэлектролиты и поменять TDA2030 на TDA2050, однако уже после доработки корпуса стало ясно, что трансу и усилителю в колонке делать гарантированно нечего, появился бас, а с ними фон в 50 Гц, активно наводимый трансформатором на НЧ динамик. Раньше этого слышно не было. Да и разницу в звучании пустой и напичканной колонкой слышно было отчётливо, поэтому решено было выносить усилитель с питанием в отдельный корпус, однако тембрблок оставить в корпусе колонки, Во первых не хотелось связываться с его выкорчёвыванием, во вторых некуда было его переносить, да и места в корпусе он занимает мало и вообще пассивный, соответственно разъёмы линейных входов решено было тоже оставить на месте, чтобы не таскать туда-сюда межблочники, однако от разъёмов сомнительного качества во внутренней проводке я решительно избавился методом кусачек и паяльника. Разъём до усилителя вместе со шнуром был использован от дохлого звукпроца Pioneer 🙂 По нему непосредственно из колонки от тембрблока сигнал поставляется на вход усилителя, а из усилителя подпитывается светодиод на тембрблоке, и сигнал и питание светодиода в экранированных парах, их внутри этого кабеля много, решил перестраховаться. Разъём классный, с защёлкой. Вклеил на место сетевого выключателя, все дыры от крепежей залил термоклеем, снаружи оклеил чёрным арокалом, а изнутри вибропластом. Ёмкости в тембрблоке использованы лавсановые от рождения, поэтому больше я там ничего не трогал. На этом бывшая активная колонка была собрана и все разговоры с ней тоже закончились.

Усилитель начал преподносить сюрпризы и неожиданности почти сразу же. Сама по себе плата разведена неплохо: земля звездой, диоды в мосту шунтированы плёночниками, есть места под впайку керамики по питанию перед усилителями, правда туда ничего не впаяно. После диодного моста стоят 2 электролита по 4700 мкФ и 2 по 100 мкФ, правда смещены они конкретно к усилителю правого канала, а к левому идёт перемычка юмористического сечения. Перемычку усилил, 100 мкФ электролиты выпаял и припаял на лапы больших электролитов с обратной стороны платы лёжа, заодно шунтировав их керамикой по 0,1мкФ и залил это всё термоклеем. Сами усилители поменял с TDA2030 на TDA2050, почему этого не делают на заводе – для меня до сих пор большая тайна (в процессе твика родилось мнение, что TDA2050 более требовательна к обвязке, поэтому с TDA2030 можно экономить не только на самой микросхеме, но и на обвязке, а на звук пофигу). В качестве входных разделительных стояли электролиты по 1мкФ. Поиск в закромах родил на свет дохлый звуковой проц Kenwood, из него были извлечены 2 плёночника на 680нФ и 2 по 540нФ, коричневые, больше данных о них нет =) Впаял в параллель, один на место электролита, второй с обратной стороны платы. Залил клеем. Результат тестового включения удивил – сильный фон 50 Гц в правом канале, моментальный разогрев усилителя и трансформатора и жёсткий клиппинг даже на малой громкости. Пошёл искать КЗ или землю. Не нашёл. Начал менять конденсаторы в каналах местами, виновник нашёлся быстро. По даташиту параллельно динамику должна стоять антизвонная RC цепочка из неэлектролита на 0,1мкФ и резистора 1Ом для TDA2030 и 2,2Ома для TDA2050. У китайцев же стояла перемычка вместо резистора и с TDA2030 это отлично работало, но с 2050 перестало и пробило ёмкость. Я резонно решил, что при длинне проводов менее полуметра эта цепь не нужна и выпаял ёмкости. Фон сначала ушёл, но при прогреве усилитель становился нестабилен, и давал генерацию на случайных частотах. Впаял на их место к73-17 на 0,22 мкФ 45 В, не помогло, ёмкость не дохла, но стабильности не было. В результате всё же впаял по 1,2 Ома (что нашёл) вместо перемычек и всё как рукой сняло, генерации не слышно ни ушами ни осциллографом, радиатор еле тёплый, транс холодный.

Почему генерил стабильно только правый канал я так и не узнал, замена усилителя на другой новый результата не дала, видимо как то связано с разводкой левого канала. В цепи обратной связи стоит элеткролит на землю на 22 мкФ, столько требуется по даташиту. По хорошему его бы тоже поменять хотя бы на униполярник, но такого не нашлось, поэтому я заменил его на 47 мкФ элеткролит, субъективно бас стал слегка полнее, буквально на грани слышимости. Осталось побороться с ВЧ шумом при включенных колонках. Даташит советует максимально близко к микросхеме ставить керамику по питанию, 0,1 мкФ. Я решил понимать даташит буквально (после возни с резистором ) и напаял эти конденсаторы прямо на лапы. Тембр шума изменился… Начал пробовать по очереди все подряд, попадающие под руку конденсаторы. Менялись тембр, амплитуда, частота шума. В итоге полной тишины удалось добиться с конденсаторами с маркировкой M15 – сколько это, я не знаю, наверное 0,15 мкФ. Теперь усилитель абсолютно стабилен, не греется больше 40 градусов и отличить без сигнала на входе включенный от выключенного можно только по светодиоду, даже если поднести ухо вплотную к пищалке с полностью выкрученной на максимум громкостью. На этом творчество с усилительной частью было закончено, все конденсаторы, и торчащие элементы были нещадно залиты термоклеем.

Теперь питание. Известно, что Microlab по жизни жмотит на трансформаторах со всеми вытекающими последствиями – недостаточная максимальная мощность, клиппинг, проникание каналов друг в друга по питанию, звон транса и т.д. На родном трансе было написано 9Вольт (двуполярка) 0,8 А, но и эти характеристики вызывали сильное сомнение. Перематывать не стал, железо откровенно слабое. Из недр шкафа был извлечён ТПП 250-220-51. Двуполярка 11 В и заявленный ток в 0,9 А было уже несколько интереснее, железо было явно больше да и качество сборки в разы. Было жалко терять драгоценные вольты на диодном мосту, поэтому на свет были извлечены почти все заначки, но диодов Шоттки найдено не было, поэтому были тупо выбраны с самым низким сопротивлением перехода и впаяны вместо родных. Собрано это всё счастье в корпусе от мотоциклетного зарядного, еле всё влезло. Трансформатор приклеил на зипперы, отличная вибро и электроразвязка, усилитель прикручен болтами, ненужные дырки заклеил оракалом, корпус на землю садить не стал, косметику наводить тоже. Мне пойдёт, а время поджимало. Позже домашние оценили корпус как «настолько отвратительный, что аж нравится», заодно провоцирует послушать Sex Pistols 😉

tvik-microlab-b72-ldsound_ru (2)tvik-microlab-b72-ldsound_ru (3)tvik-microlab-b72-ldsound_ru (4)

Результаты: Полностью исчезли гул и бубнение на НЧ, при этом колонки начинают вполне слышимо давить уже на 30Гц, что реально удивляет. Вообще артикуляция и динамика баса очень порадовала, правда субъективно его стало меньше, но дело тут в отсутствии резонанса корпуса, так что теперь регулятор баса на максимуме, всё же надо 4 дюймовый драйвер подпинывать. Клиппинг сильно отодвинулся, детализация возросла чудовищно, будто ватную пелену с динамиков сдёрнули, сцена встаёт как дети в школу, редкие отзвуки липнут на динамики, звук стал ненавязчивый и приятный. Вообще колонки перепрыгнули свой класс и соседний сверху. На данный момент уверен, что с лёгкостью переиграют штатные ширпотребовские системы до 5000 р уверенно, им бы ещё пищалки тканевые а не пластиковые, но покупать специально для них – слишком круто, так что если только на халяву подвалят 😉 ВЧ на 14-00, больше – пластик режет ухо, меньше глуховато уже. Бонусом получил возможность не выключить колонки на ночь и класть сотовый телефон хоть на сам усилитель, раньше звонок или СМС в зоне 2 метров от активной колонки вызывала гарантированную нецензурную реакцию всех домочадцев. Особенно ночью.

tvik-microlab-b72-ldsound_ru (5)tvik-microlab-b72-ldsound_ru (6)

В общем переделкой доволен на все 100% результат окупил и первоначальные вложения и вложения и труд на доводку, результат превзошёл мои ожидания. Microlab умеет делать хорошие конструкторы для последующей доводки, что и доказалось в очередной раз.

 tvik-microlab-b72-ldsound_ru (7)

Автор работы: Эдуард Витлиф

13 комментариев: Доработка Microlab B-72

  1. RMX116 пишет:

    А чем ТДА2050 лучше чем2030А?
    Я субъективно только чуть лучший бас заметил.

    • Андрей_с пишет:

      У ТДА2050 более надежная защита от КЗ и перегрева, более мощный выходной каскад. Единственная, не принимая во внимание на экзотику ТДА2051 из 5 ногих 2006/2030/2040/1875/18751 которая нормально работает на 4 ом нагрузку при обеспечении хорошего теплоотвода.

      • Чалов Денис пишет:

        Самый лучший звук у lm1875 и 2х канального его варианта 1876.

        • Андрей_с пишет:

          lm1875 действительно хороша но чуть хуже чем 1876 по искажениям. lm1876 появилась почти на 10лет позже чем lm1875 (в 1984году) И топология кристалла 1876/4766 похожа на 3876/3886

      • RMX116 пишет:

        Ну если рассматривать микруху как отдельный усь, это все наверно имеет значение. А в данном случае нагрузка неизменна. – 4″ бубнелки на 6 ом. Думаю данная замена – шило на мыло.
        ЛМ1875 с поднятием напряжения питания ещё куда ни шло. Там хоть звук судя по отзывам получше. Сам правда не собирал ни разу усь на ней.

        • Андрей_с пишет:

          Например в компьютерных SVEN SPS-699 просто замена 2030 на 2050 меняет выходную мощность перед клиппингом при Кг0,15% с 12,6 до 18Вт. Мощность теперь уходит не в нагрев радиатора а в динамики.

          • Чалов Денис пишет:

            С каких это пор мощность умзч увеличивается простой заменой микросхем? К тому же, с одинаковой топологией схем.

            • Андрей_с пишет:

              2030 и 2050 абсолютно разные микросхемы, совершенно разная внутренняя схемотехника упакованная в корпус ТО220/5 как и 2040 и 1875. Читайте внимательно даташиты и сами проводите тесты. Хороший ликбез
              https://www.youtube.com/watch?v=6DpjYgfU1R8&t=3064s

          • RMX116 пишет:

            У 2050 КПД выше?

            И ещё. есть 2030 и 2030А.
            Они разные.
            Какие именно в свенах стояли?

            • Андрей_с пишет:

              RMX116 Да у 2050 более низкое насыщение выходного каскада и выше КПД.
              В 1980 году SGS выпустила ТДА2006/2030, отличались максимальным напряжением питания +/-15 и +/-18в. в 1982 году вышла умощненная версия 2030 ТДА2030А с максимальным питанием +/-22в и микросхема с новой схемотехникой ТДА2040. В 1990 году появилась новая более совершенная ТДА2050 и её чуть мощнее версия ТДА2051

  2. Сергей Гудков пишет:

    Если бы автор ещё сфотографировал как было с завода

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *