Доработка 15 ГД-11А (20 ГДС-4-8) и 10 ГД-35 (10 ГДВ-2-16)

Способ доработки этой АС, позволяющий всего за один день заметно улучшить ее звучание. Следует отметить, что результаты доработки 35 АС проверялись только на слух, посредством оценки качества звучания экспертами.

Известно, что при линейной АЧХ номинальная и шумовая мощности громкоговорителя в значительной степени определяются мощностью и чувствительностью СЧ головки. К тому же воспроизводимые этой головкой средние частоты, как наиболее информационно значимые, существенно влияют на качество звучания любой АС.

доработка СЧиВЧ в 35АС ldsound_ru

В громкоговорителе 35 АС в качестве СЧ головки используется 15 ГД-11А (новое название 20 ГДС-4-8). К недостаткам можно прибавить сильные призвуки диффузора или так называемые структурные призвуки. Эти искажения порождаются паразитными колебаниями излучающих поверхностей громкоговорителя. Причем они очень незначительны при воспроизведении синусоидального сигнала и существенно возрастают при воспроизведении реального музыкального сигнала, придавая звуку неприятный “картонный” характер. Такие искажения особенно заметны при воспроизведении стереофонических программ. Причем они имеют место во всех традиционных головках громкоговорителей, не исключая 4 ГД-53 (новое наименование 5 ГДШ-5-4). Однако в мощной 15 ГД-11А эти искажения особенно нетерпимы из-за высокого звукового давления, при котором резко увеличиваются и паразитные колебания, большая доля которых приходится на пылезащитный колпачок головки 15 ГД-11А и ее диффузор.

К сожалению, заменить головку 15 ГД-11А практически нечем, и остается один путь улучшения звучания 35АС – доработка СЧ головки, что и было сделано автором. Эксперименты с головкой 15 ГД-11А показали, что ее структурные призвуки можно существенно уменьшить, создав на ее основе комбинированный, конусно-купольный тип головки с сопряженными оболочками, иначе говоря установив поверх пылезащитного колпачка дополнительный излучающий купол. Доработанная таким образом головка интересна тем, что обе оболочки (колпачок и купол) сильно демпфированы находящимся между ними объемом воздуха, а это позволяет получить купол приемлемой жесткости без применения сверхтвердых материалов. После установки купола уменьшаются деформации колпачка и исключается излучение им колебаний непосредственно в воздух. Жесткий край купола стабилизирует также и центр диффузора, препятствуя возникновению заметных деформаций на самом значимом для влияния на качество звучания головки участке диффузора. Деформации на периферийных его участках при этом не уменьшаются, но хорошо маскируются излучением купола, имеющего высокий КПД. В целом вся подвижная система головки работает в режиме, более близком к поршневому. Технология переделки головки 15 ГД-11А довольно проста, и при точном соблюдении приводимых ниже рекомендаций ее может выполнить даже начинающий радиолюбитель.

В качестве купола использована половина целлулоидного шарика для игры в настольный теннис. Предварительно шарик следует распилить или разрезать скальпелем точно по линии сварного шва. который хорошо виден на просвет. Края полученных таким образом половинок шарика нужно выровнять на мелком наждаке. Изнутри утолщение сварного шва удалять не надо, достаточно лишь слегка соскрести наплывы ножом так, чтобы купол без усилий и люфта легко надевался на пылезащитный колпачок.

Полученные заготовки закрепляют на оправках (удобно использовать элементы питания 373) резиновым клеем выпуклостью вверх. Для удаления неровностей внешнюю поверхность шариков следует зачистить мелкой шкуркой и в дальнейшем постараться не касаться руками. Затем нужно развести 0,5 см3 эпоксидной смолы с двойным количеством отвердителя и полученным составом покрыть шарики очень тонким, ровным слоем. Все излишки смолы нужно удалить чистой не оставляющей волокон тряпочкой.

Через пятнадцать минут следует осмотреть поверхность шариков и при необходимости еще раз протереть (но не насухо) их тряпочкой. Если слой клея достаточно ровный, можно приступать к дальнейшей отделке поверхности шариков графитовым порошком, который можно получить, натерев грифель простого карандаша средней твердости на мелкой шкурке. Порошок обильно наносят на поверхность шариков, затем слой порошка разравнивают пальцем и полируют ваткой, все время добавляя порошок. Движения должны быть легкими, скользящими, чтобы не сдвинулась тонкая пленка нанесенной на шарик смолы. Такое покрытие обеспечивает необходимую жесткость купола при его небольшом весе, поэтому здесь важно соблюсти меру. Если протереть заготовки купола слишком сильно, так что через графит будет просвечиваться шарик, то могут появиться нежелательные “целлулоидные” призвуки, если же слой покрытия слишком толстый, то купол получится тяжелым и звук будет глухим.

Когда заготовки приобретут сильный металлический блеск, работу можно считать законченной. Остается полностью просохшие купола приклеить по краям поверх пылезащитных колпачков головок жестким, лучше всего нитроцеллюлозным клеем (“Суперцемент”, “АГО” и др.). Шов должен быть герметичным.

Корзины были дополнительно обтянуты поролоновыми кольцами, изготовленными из заготовок 10х27х355 мм, концы которых склеены клеем “Момент”, встык. Боксы СЧ головок полностью заполнены ватой. Полезно прослушать звучание переделанных головок в СЧ диапазоне, срезав низшие и высшие частоты эквалайзером. Если приблизить ухо к самой головке, то можно легко услышать малейшие помехи, таким же способом можно на слух подобрать оптимальное демпфирование.

Несмотря на простоту, переделка заметно изменила свойства головки, улучшив сразу целый комплекс ее параметров. Прежде всего, новая головка практически не меняет тембровую окраску воспроизводимого сигнала, т.е. приближает звучание к звучанию исходной программы. Такая головка уверенно воспроизводит самый жесткий реальный сигнал с амплитудой свыше 12 В. тогда как не переделанная головка в таких случаях просто отказывает: появляются хрипы и шорохи, что делает сигнал неразборчивым.

Как и ожидалось, полоса частот расширилась до 6500 Гц. т.е. исчез главный недостаток головки 15 ГД-11А.

Благодаря форме и малым размерам основного излучателя заметно лучшей стала характеристика направленности головки. Полностью исчезли резкие провалы АЧХ по звуковому давлению при смещении с акустической оси, причем в пределах угла примерно ±30° спад вообще не уловим на слух. Широкая характеристика направленности излучателя не только сильно расширила зону прослушивания. но и позволила улучшить звучание и в центре зоны, т. е. создала эффект равномерного звукового поля.

Интересно, что несмотря на увеличение подвижной массы и сильное демпфирование. отдача головки не снизилась. а возросла приблизительно на 3 дБ. Это явление, на первый взгляд кажущееся парадоксальным, легко объясняется высоким КПД жесткого излучателя и уменьшением акустических потерь “в целлюлозе”.

Уместно отметить существенный недостаток 35 АС-1 и различных ее модификаций, о котором их владельцы обычно не подозревают. До переделки в АС ощущался хронический дефицит “высоких” частот (в данном случае тона выше 500 – 1000 Гц), не исправимый никакой коррекцией АЧХ (это справедливо как для 35 АС-1, так и для 35 АС-212 (S-90), 35 AC-013 и т.д.), что часто объясняли возрастной деградацией слуха слушателей. После переделки “все прошло”.

Наконец улучшился параметр, не определяемый численно, но весьма заметный: слитность звучания на “высоких” частотах. Этот фактор, в частности, также уменьшает привязку звука к громкоговорителю. Источник звучания как бы размывается, не ухудшая локализации кажущихся источников звучания.

Разумеется, чтобы получить все перечисленные преимущества АС. предварительно следует “вылечить” и головку 10 ГД-35 (10 ГДВ-2-16), а сделать это еще проще. Достаточно зашунтировать ее режекторным фильтром, настроенным на частоту 3000 Гц. Он представляет собой высокодобротный последовательный LC-контур. Емкость конденсаторов контура – 6,6 мкФ (МБГО и МБМ с допустимым отклонением от номинального значения ±10%), индуктивность катушки – 0,43 мГн, ее обмотка содержит 150 витков провода ПЭВ-1 диаметром жилы 0,8 мм, намотанных на каркасе диаметром 22 и длиной 22 мм с диаметром щечек 44 мм. По этим данным можно собрать контур без LC-метра, поскольку важен не точный номинал, а “захват” резонансной частоты, имеющей определенный разброс. В идеальном случае лучше настроить контур на конкретную головку, хотя острой необходимости в этом нет. Контур смонтирован на фанерке размерами 75х30 мм, которая через слой резины приклеена клеем “Момент” на стенку АС. Один вывод, например от конденсаторов, подпаивают к проводу, соединяющему аттенюатор с головкой, другой – к общему проводу.

10гдв-2-16 ldsound_ru (7)

В результате описанной доработки удалось избавиться не только от призвуков и дребезга на любой громкости, исчезло и характерное “сипение”, обычно считающееся неотъемлемым свойством головки 10 ГД-35. Теперь головка работает ничуть не хуже, а лучше головки 6 ГД-13 (6 ГДВ-4-8), особенно на пиках громкости, прежде всего, в силу большей мощности и широкополосности, т. е. меньшего влияния системы подвеса.

Результаты экспертизы полностью подтвердили верность теоретических предпосылок, положенных в основу модернизации.

При экспертизе с участием профессиональных музыкантов-классиков использовались, согласно стандартным методикам, отрывки музыкальных произведений различных жанров, исполняемые на разных инструментах. В качестве источника сигнала использовались фонограммы, записанные на высококачественных DMM-пластинках, воспроизводимых головкой звукоснимателя “Корвет-128” и высоколинейным усилителем на полевых транзисторах с номинальной мощностью 90 Вт.

Все эксперты (испытания проводились каждым отдельно) прежде всего отметили высокую естественность звучания – в принципе, самодостаточный критерий качества звучания.

Чистота и ясность звучания, без заметных призвуков, сохраняются в широком диапазоне мощностей, вплоть до максимальных. При обычном же прослушивании АС имеет солидный запас до 20 – 30 дБ на пиковые значения сигнала, которые звучат очень легко и ярко. Отсюда следует важный вывод. Не секрет, что 35 АС считаются системами с недостаточным динамическим диапазоном (к сожалению, замена СЧ головки еще более его ограничивает). При этом даже номинальный диапазон не может быть удовлетворительно реализован из-за лавинообразного роста искажений. Последнее обстоятельство создает впечатление ограничения амплитуды. Предложенная модернизация, может рассматриваться как расширяющая динамический диапазон, причем до уровня, удовлетворяющего любым условиям домашнего прослушивания.

Номинальная мощность переделанной АС составляет не менее 53 Вт, что соответствует звуковому давлению 103 дБ. В режиме максимальной мощности этот показатель равен 105 – 106 дБ, что не является пределом. Переделанная СЧ головка при подаче на нее максимальной мощности звучит лучше, чем исходная при номинальной, т.е. мощностные характеристики АС при условии высокого качества прежде всего ограничиваются мощностью резисторов фильтра и, в меньшей степени, крутизной фильтров. Другими словами, путем несложного усовершенствования можно получить АС с максимальной мощностью до 130 Вт и звуковым давлением 107 дБ, что соответствует международному уровню на престижные системы. При этом мощность и искажения АС будут определяться только НЧ головкой, искажения СЧ и ВЧ тракта по-прежнему не превысят номинальных.

94 комментария: Доработка 15 ГД-11А (20 ГДС-4-8) и 10 ГД-35 (10 ГДВ-2-16)

  1. Шел мимо пишет:

    И снова шарик…))

  2. Коля пишет:

    Я про фильтр не понял на 10гдв.он дополнительный или как?и схема его подключения какова?не сочтите идеотом!

  3. Олег Тимофеев пишет:

    Считаю что установка укороченного визера с 10гдш лучше справится с задачей разширения диапазона частот в сторону высоких

    • LDS пишет:

      Конденсатор 6,6 мкФ и катушку 0,43 мГн включаем между собой в параллель.
      Затем этот контур впаиваем в разрыв плюса перед ВЧ динамиком.

      • ZLOIVOVAN пишет:

        Вообще то в статье описывается последовательный колебательный контур, включаемый параллельно ВЧ головке.

    • шел мимо пишет:

      это предложение не ново, метода улучшения расписана в подробностях, но!!!!!все на слово автора

  4. Чалов Денис пишет:

    Режектор фазу крутит, сильно крутит и это слышно. Слишком близко он настроен к частоте раздела. Его нужно устанавливать при проектировании фильтра, учитывая фазу и АЧХ. А шарик, как я понял, никто и не понял. Смысл не в шарике, а в графите.

    • ZLOIVOVAN пишет:

      Так может нанести покрытие на существующий колпачек?

      • Чалов Денис пишет:

        Мысль правильная :). Главное, правильно нанести, как автор пишет. Цель – создать очень твердую поверхность. Но это не избавит от неприятного звона, результат будет, но незначительный

        • шел мимо пишет:

          а пылью алмазной не пробовали?)
          Про шарик там сказано конкретно, только советского производства, китайский не подходит, если читали статью в оригинале! Так что проверить изыскания автора в современных условиях не представляется возможным, если только Вы не плюшкин и не запаслись этими шариками еще в бытность любимага, дарагога Леонида Ильича))

    • шел мимо пишет:

      Куда он ее крутит, вы про что? Режектор стоит параллельно головке и никак не не влияет на ее работу, кроме, как на частотах резонанса обрезает пики.

      • Чалов Денис пишет:

        Ну, если вы так уверены в своих ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ, я переубеждать не буду. Я же уверен в своих измерениях, опытах, моделированиях.

        • шел мимо пишет:

          сперва изучите, что такое последовательный и что такое параллельный фильтра, потом будем обсуждать.
          А пока несете бред, сравним с тем, что про плотность тока в катушке 75гдн в 100А/мм.кв.

          • Чалов Денис пишет:

            То есть, элементы фильтра, стоящие параллельно головке, по-вашему не влияют на фчх этой головки, а только на АЧХ? Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. А в чём я не прав по поводу 100А/мм2?

            • шел мимо пишет:

              Если не открывать букварь, не выучишь букв. Если не открывать учебник физики- не будешь знать природу физических процессов.
              Может Вы и великий практик, но практика, игнорирующая теорию – пустая затея!
              То, что показывает осциллограф не значит, что это есть на самом деле.(Я уже не говорю о методике проводимых измерений) Вот такая фигня. Звучит абсурдно, но надо понимать, что динамик-токовая машина. А отмечаемые осциллографом некие всплески (еще надо уточнить, что там за всплески, их природу)-это показатели напряжения! А по закону ома мощность= произведению СИЛЫ тока на напряжение. Нет тока- нет мощности! А нет мощности- нет и воспроизведения этих искажений.
              А на счет 100а/мм кв. вы просто поинтересуйтесь, что за величина такая, где и как она проявляется. Честное слово, как то не хочется тут обсуждать такие вещи.

              Еще раз повторюсь, тут много людей, которые совсем ничего не смыслят ни в электрике, ни, тем более, в электронике и акустике. Они ищут ответы на свои вопросы и то, что кем то советуется, должно быть максимально правильным, выверенным, а не по чьему то ИМХО! обсуждения- это одно, советы и утверждения- совсем другое

              • Чалов Денис пишет:

                Если осциллограф показывает неправильно… Если не понимаете что такое плотность и сила тока. Ни в теории, ни в практике Вы, простите, никто. Мне с Вами не о чем говорить.

    • Евгений пишет:

      В свои амфитоны 018е, теннисный еще лет пятнадцать назад вклеил. Все как в статье описано,статья из журнала радио. Так все и есть. Наваливать можно что перепонки лопнут. Динамик не хрипит. Диапазон расширился,диаграмма направленности то же. Срединка стала сочная,без картона. Вот так вот. По шунтированию 10гдв35 ,надо мерить у каждой головки резонанс и под неё настраивать контур. Иначе срежет там,где не надо. Разброс очень большой.

  5. Николай пишет:

    Одному мне кажется, что шёл мимо – тролль?
    Где бы он не появился, сразу возникает срач.

    • Чалов Денис пишет:

      Кто-то тут говорил что он грамотный, я чёт не верю. На пустом срач разводит.

  6. Алексей пишет:

    А при чем в статье 2 фото показано.Это же ВЧ динамик , причем разобранный.

  7. Алексей пишет:

    И где фотки СЧ динамика после переделки?

  8. шел мимо пишет:

    Как говорится, все новое- это хорошо забытое старое)
    Способ расширения диапазона в верх с помощью дополнительного конуса описан в Радио№11 за 1958г. страница 55
    Дана схема расчета

    • Чалов Денис пишет:

      У меня книжка была, то ли 61, то ли 62 года по динамикам, там тоже были расчеты. Довольно интересно было экспериментировать.

  9. Вовочка пишет:

    Лучше графит (если, конечно, он так важен в этой дороботке) из электрооборудования брать – в простых карандашах связующих веществ дофига.

    • Чалов Денис пишет:

      Хороший совет!

    • Марат пишет:

      “Журналов Радио начитались?” Наилучшая доработка для этого динамика и аналогичных – замена МС на оную, от 4а-28. Колпачок заменить на оный – пулю (у Рутковского есть). Ещё хорошо бы подвес заменить на тканевый, но их в продаже не видел.

  10. Алекс пишет:

    Странно , я доработал колонки, и никаких искажений и призвуков СЧ родных динамиков не слышу. Как было раньше, не помню, но плохо.

    • Чалов Денис пишет:

      Вот и ответ на все вопросы. Учитесь правильно и точно ставить диагноз. 20гдс-1,3,4 – неплохие динамики, их оклеветали.

      • Alik пишет:

        Динамики не плохие,но на любителя.Одним нравятся их звучание,другим нет.

      • Алекс пишет:

        Да нет, я просто фильтр переделал на параллельный. И убрал дребезг пластикового инвертора и стакана СЧ. Плюс в СЧ динамике заглушил задние окна и стакан хорошо ватой забил. Думаю из этого. Но больше из за схемы фильтра.

        • Чалов Денис пишет:

          Не важно, динамик то, в принципе, нормальный.

          • А.Б. пишет:

            Верно, согласен. Ожидал страшного, но в принципе, поправимо и предсказуемо. Многие звучат куда страшнее.

  11. Дмитрий пишет:

    Не лечите вы этот 15гд11а от врождённого заболевания. Просто ставьте вместо него 30гдс1 . Благо он недорог и на порядок лучше. А ВЧ заменить Визатоном и сделать нормальный фильтр ВЧ

  12. Станислав пишет:

    “Шарик” я уже давно “проходил”. Как мертвому припарка.

  13. Игорь пишет:

    Вчера переделал один 20гдс-3-8 на тенисный шарик послушал и туд же убрал, лично мне понравилось звучание без переделки. У меня две модели одна с большим бумажным а другая с маленьким блестящим . С маленьким блестящим лавсановым колпачком тарелки звенят и без вч динамика . Бумажный отклеил и развернул на 180º звучание мягкое чистое . Динамики с лавсановыми колпачками еще не тавил , завтра попробую.

    • А.Б. пишет:

      Судя по марке рекомендованного клея Суперцемент( польский клей советских времен) , статейка из Радио возродилась из небытия, чтобы вернуть забытую сказку про Волшебный Теннисный Шарик.
      Ладно. тогда можно было писать любую пургу на акустическую тему , но сегодня уже начали разбираться в тонких вещах. И с какого перепугу бумажный пыльник вдруг стал вреден звуку, в отличие от целлулоидного, да еще , страшно сказать- покрытого графитом! В графите, видимо. весь фокус.
      И снова, как и в те мутные годы, ни единого сравнительного графика , одни слова. Грустно. Неужели, работает формула, что чушь, повторенная через 40 лет, становится мудростью?

  14. А.Б. пишет:

    Тоже считал 15ГД11 уродскими и негодными динамиками. Но из вредности решил их перевоспитать . Попробовал увеличить объем, сделал фильтрик , добился красивой ачх, динамик стало не узнать.
    И после этого он спокойно сшился с басовичком из этой же колонки, 25ГД-26, а потом и пишалку нашел этой паре. И получился очень красивый звук и ровная ачх. Вывод простой. Какой-сами знаете.

    • Andy_P пишет:

      Какой вывод? Не давать ему играть выше 3КГц? Или ещё ниже?

      • NEULO пишет:

        Вывод ещё проще- не бывает плохих динамиков- бывают руки из задницы.) Вот что Александр хотел сказать.

  15. Игорь пишет:

    Привет всем мастеровым , у меня 50ас-106 .Что я только не делал с динамиком 20гдс-4-8 не звучит и все . Сегодня отклеил лавсановый блестящий колпачок и решил установить без колпачка. Это просто чудо ,2 часа слушаю и просто балдею звук чистый прозрачный и детальный. Теперь только так (без колпачка ). Советую все .

    • инженер пишет:

      Если он хорошо приклеен,то ни как не портит звук(по науке так и помогает ему на ВЧ частотах).

      • Игорь пишет:

        Я так думал всегда но на деле оказалось по другому, даже чувствительность изменилась придется сопротивление добавить . Да и ка не портит создается давление под ним , меняется даже чуствительность. Сначало п
        Удалил с одного динамика ,потом с другого. Будет конечно динамик уязвим от попадания мелких частици пыли время покажет . Есть автомобильные динамики без колпачка, по диаметру керна стоит насадка из немагнитного материала звук отличный. Я такой динамик купил как нерабочий на авито ,разобрал отчистил зазор и динамик работает просто прекрасно.

        • Игорь пишет:

          Вот этот динамик.

        • А.Б. пишет:

          Стакан над керном провалит вам ачх на некоторой, может быть , нужной частоте, а что провалит-рупь за сто. Уйти от этой неприятности можно, наклеив на керн до уровня края звуковой катушки некую надставку, скажем, из пробки или пенопласта или дерева.Из чего угодно. А торец её заклеить поглотителем типа фетра , тоже из того, что есть под рукой. И получите вы динамик фирмы Фокал , серия Электра. Хороший динамик, ровный.

    • Марков Николай пишет:

      Странно. 20ГДС-1 с минимальным колпачком (только чтобы защита была) умирает после 2 кГц начисто. Да, на 4…4,5 кГц не орёт. Но прозрачностью там и не пахнет.
      https://ldsound.club/index.php?threads/20-gds-1-8-15-gd-11.309/post-5023

      • игорь пишет:

        Снял лавсановый блестящий и по размеру точно такой же из тэнисного шарика ,звучит хорошо.

  16. игорь пишет:

    Нашел схему шунта для вч 10гд-35 , здесь на форуме писали вставить в разрыв шунт не верно. Вот схема.

  17. Донатас пишет:

    L4 C5 – это режекторный фильтр. Хотелось бы знать на какую частоту он настроен?

    • Чалов Денис пишет:

      На 3 примерно, кГц. Но звук он портит знатно.

      • Донатас пишет:

        резонанс стало быть

        • Чалов Денис пишет:

          Резонанс у 6гдв-6 от 2500 до 4500.

          • Донатас пишет:

            до 4500 ? откуда такие данные?

            у 10ГДВ-2 – 2800 (+/- 800)
            у 10ГД-35 – 3000 (+600 -1300)

            • SV пишет:

              “откуда такие данные?”
              Из практики, из жизни. Заявленные производителем параметры – это зачастую выдача желаемого за действительное.
              По измерениям пары динамиков доставшихся мне из 15АС-109, у одного динамика резонанс был выше 4 кГц, у другого – нет явного резонанса, он размазан из-за плохой центровки.
              ПОСЛЕ переборки и настройки стало 3,2 и 3,3 кГц.
              Вот только настройкой на заводе никто не занимался – конвейер.
              Режектерный контур надо, конечно, настраивать. Правильно – микрофоном, кроме АЧХ надо смотреть на форму импульса.
              Не думаю, что он сильно портит звук т. к. полоса его действия
              вне рабочей полосы динамика.
              Впрочем, вот АЧХ моего динамика без фильтров – неровностей в районе резонанса не видно.

              • Донатас пишет:

                я бы не стал судить о характеристиках и качестве сборки по б/у динамикам

                • SV пишет:

                  “я бы не стал судить о характеристиках и качестве сборки по б/у динамикам”
                  Больше сказать нечего? Реальные измерения конкретных динамиков не убеждают???
                  Могу привести характеристики, если мне ПОДАРЯТ эти динамики, НОВЫЕ динамики.
                  И как раз можно и нужно судить о характеристиках и параметрах динамиков, которые стоят в фабричных изделиях, это РЕАЛЬНОСТЬ. А вот в рознице обычно был “третий сорт – не брак”. Реальность в том, что изначально в фабричные колонки ставили то что было на складе, и если центровку еще можно оправдать тем, что динамик “разболтался”, то недомотку и неправильную намотку катушек опрадать нельзя.
                  Параметры указанные в заводских справочных листках указывались для ЭТАЛОНОВ, образцов. Серийные экземпляры, увы, частенько этим параметрам далеко не соответствовали. Вот откуда и возникали массово резонансы на 4 кГц а ть о 4,5 кГц. Тут уже всё зависило от везения.

                  • Донатас пишет:

                    Не соглашусь. Мы не можем быть на 100% уверенны за изделия, которые неизвестно как эксплуатировались. Что касается сортов – это Ваши досужие домыслы. В СССР с этим было строго и если товар по каким-то причинам не соответствовал заявленным характеристикам то в паспорте на изделие ставился соответствующий индекс или пометка и товар продавался по сниженной цене. Также в СССР существовали магазины и отделы в магазинах некондиционных товаров. Это реальность эпохи СССР, в отличии от Ваших фантазий. И в очередной раз слышать от очередного “эксперта”, как в справочниках все не так и не правильно, на профильном ресурсе, уже даже не смешно, а, скорее, грустно. Никто Вам дарить ничего не будет. Если Вы позиционируете себя профессионалом в данной области – их у Вас должно быть! ))

      • А.Б. пишет:

        Режектор в виде высокодобротного контура без балластного резистора сделает на ачх яму вместо пика, звук изгадится таким контуром не меньше, чем до вмешательства.
        Остается уповать на мудрость конструктора, намотавшего катушку контура тончайшим проводом, чтобы внести затухание на омическом сопротивлении катушки. Но про этот конструктив – в схеме ни гугу.

        • Чалов Денис пишет:

          Вот! Я умею объяснять рисунками. Александр – словами. Добавлю. Сопротивление катушки только ухудшит ситуацию. Резистор там крайне необходим. Какой, зависит от головки. Нужен микрофон.

          • А.Б. пишет:

            Денису. Вы будете смеяться. Но контур RCL из трех деталей по схеме можно выполнить и двумя, совместив резистор и индуктивность, просто намотав катушку нужным проводом до оптимального сопротивления. И вы будете смеяться ещё больше, когда узнаете, что микрофон и слух не обнаруживают разницы в этих вариантах. А нам вариант совмещенных в одной детали функций прибавит авторитета, когда какие-то балбесы пожелают выкинуть наши дурацкие катушечки, мотанные ерундой и впаяют свои пацанские. И потом будут чесать репу.

            • А.Б. пишет:

              Есть минусы и у такого решения, в внешнем резисторе выделяется тепло, в совмещенной катушке оно тоже выделяется, нагревая провод. Поэтому учитываем подводимую мощность.

  18. Марков Николай пишет:

    Весёлая доработка! Мало того, что R2 посчитан без учета индуктивности СЧ динамика (проверил, с чистых 8 Ом уровень СЧ – ляля), так ещё и сверху не обрезан СЧ диапазон. Режектор тут не поможет…
    Вот симуль схемы https://ldsound.info/dorabotka-15-gd-11a-20-gds-4-8-i-10-gd-35-10-gdv-2-16/comment-page-1/#comment-62657.
    Голубой – АЧХ СЧ фильтра по напряжению, нагруженный на 8 Ом.
    Фиолетовый – он же, на схему замещения 20ГДС-1 (думаю, -4 сильно не отличается :-))
    Синий – АЧХ ВЧ фильтра по напряжению БЕЗ режектора, оранжевый – с режектором.
    Режектор дал пик 4,5…5кГц, у СЧ динамика он тоже там… Фазу скрутил в бараний рог… Ржу и плачу.

    • SV пишет:

      “Весёлая доработка!”
      Ничего удивительного. Доработка сделана давным-давно и без нормальных измерений, но еще 50 лет люди будут верить в то что написано пером.
      Вера в чудо была, есть и будет.

    • Чалов Денис пишет:

      Вся эта симуляция идеально сходится с реальными измерениями. Именно к такой ачх и такому звуку этот контур и приведёт

      • Донатас пишет:

        к какому “такому”? режекторный контур относится только к ВЧ диапазону (оранжевая линия)

        • Чалов Денис пишет:

          Он влияет и на сч фильтр и на сч головку и на звук в целом. Короче, не разобрались – не пишите.

          • Донатас пишет:

            Браво! На бис! На что влияет режектор L4 C5 ?

            • Чалов Денис пишет:

              Вы бы не смеялись, а посмотрели на схему. И подумать не воспрещается. Сделать вывод. А потом и приборами проверить. Вот тогда и аплодируйте.

              • Донатас пишет:

                Может Вы нас просветите тогда, неучей безграмотных? Как же влияет на СЧ цепочка L4 C5 ?

            • Чалов Денис пишет:

              Если уж приспичило так этот контур вкорячить, то лучше последовательно вч голове, тогда он будет действительно работать только в вч звене. Но обязательно с резистором.

              • Марков Николай пишет:

                В общем случае, режекторный контур (но с резистором, конечно!) лучше ставить параллельно динамику, как здесь. Такое включение улучшает электрическое демпфирование на резонансной частоте, в то время как режектор последовательно головке – ухудшает демпфирование. Второй плюс режектора параллельно динамику: нагрузка фильтра выравнивается, а со вторым – пик входного сопротивления на резонансной частоте увеличивается. Фазу крутят одинаково (при одинаковом влиянии на АЧХ). Следить чтобы не вылезла бяка на импедансе, нужно за обеими.

            • Марков Николай пишет:

              Ну погорячился человек… Действительно, не влияет на СЧ (R3 развязывает, входное сопротивление фильтра на СЧ-ВЧ без существенного провала).
              Вообще-то его работу не будет слышно, пока не просадим уровень СЧ до нормы и не появится хоть какой-то фильтр, обрезающий СЧ сверху, иначе СЧ переорёт ВЧ на частоте 4,5кГц на 10дБ 🙂

              • Чалов Денис пишет:

                Погорячился? Отключите от той схемы сч и нч, поставьте резисторы эквивалентные и включите музыку. А потом отключите и включите С1, можно тумблером. Я думаю, вы удивитесь. Тоже самое проделайте с этим контуром, но оставьте сч головку. И даже нч. Её диапазона хватит услышать влияние этого контура на ачх. По поводу выравнивания импеданса. Номинал резистора выйдет в несколько ом, тогда как основное сопротивление головы 16. Провал на импедансе более 2 раз, вызовет рассогласование с фильтром, о чём я уже как то писал, в связи с чем фильтр считается вкупе с пробкой. Простое вкорячивание тупо вырежет 3 кГц из ачх всей системы. Вид ачх пищалы примет искореженный вид.
                Совет: не рассматривайте полосовые фильтры отдельно друг от друга.

                • Донатас пишет:

                  Все чудесатее и чудесатее! И что же? Все было собрано в соответствии со схемой? Точь-в-точь?

                • Марков Николай пишет:

                  Никто не запрещает поставить резистор 12…15 Ом и получить ровный импеданс в районе резонансной частоты, со 100% предсказуемостью работы фильтра.
                  Теперь о слышимости работы режектора на СЧ (о НЧ звене – умолчу)))
                  Характеристика импеданса без режектора – красным. С режектором (сопротивление потерь в контуре поставил 0,8 Ом) – синим. Если у нас живой УМ с выходным около 0,1 Ом и проводами 0,2 Ом, то насколько изменится уровень на СЧ вследствие влияния режектора? Наибольший перепад на частоте 4 кГц: с 11,5 до 7,5 Ом. Расчет даёт уменьшение уровня на… 0,12дБ. Не слышно. Пусть будет ламповик с выходным 1,5 Ом. (Заметим, что с ним АЧХ исказится в обеих случаях, и по-разному.) Расчет даёт -0,58дБ, для самой чувствительной точки. Ну, если сильно напрячься, на розовом шуме, возможно, ушастые услышат…
                  Или Вы имеете в виду какой-то другой механизм влияния режектора в ВЧ звене на работу СЧ звена?

                  • Игорь пишет:

                    Чем словоблудить выложите доработанную схему под эти динамики. Недавно мне досталаль 3х полосная ас сфазиком сч сабом нч ,по звуку затмило все. Совсем другой уровень четкости звука,название напишу но не точно topdevice 410 . Вега по четкости звука ушла в прошлое.

                    • Wlad пишет:

                      С90 у меня с 91 года. В 2000 брат вклеил, как и автор, шарики. Переключатели из схемы убрал. Фильтр сч подключил через резистор 20ом. Окна сч динамика, перед опусканием в стакан, обмотали вискозным оконным уплотнителем. Средние частоты перестали бесить, но не было прозрачности. Купил пионер ресивер и колонки пионер, слушал некоторое время, с90 в кладовке. Чего-то не хватало в звуке. Долгими зимними вечерами распечатал схемки с90 разные и хотел было приговорить в сч фильтре цобеля… Посмотрел трехполоску пионер на предмет фильтров, а их там со спичечный коробок. Сч подключен через 7мкф, и сч хорошо и слитно звучит, прозрачно и не выпирает. И порешил я цобеля “за” , а не против. Подключил его ( а это 4мкф+4,3ом последовательно) от входной клеммы к сч динамику, параллельно основному фильтру, предушенному 20омным резистором. Появились и струнные, и клавишные, и женские голоса. Да, колонки поднял на 20см над полом, с лёгким наклоном назад, так как начал замечать, что голова при прослушивании опускалась сама вниз. Сейчас сидя, на диване, на расстоянии 4м от колонок слушать комфортно. Пионеры теперь уже несколько лет отдыхают в кладовке. Пару раз, для сравнения, доставал для друзей.

                • Wlad пишет:

                  Хорошо Вы про С1 заметили.
                  В 35ас-1 и т.д. этот конденсатор имеет ёмкость 90-112мкф. В 35ас-018 конденсатор подключен через 0,5 ома. Кто-то предлагал 160мкф через резистор 4ом, величая его уже цобелем.
                  В 35ас-012 установлены С =112мкф. Пробовал резисторы 3 ома, 2 ома, 1,5ом. Оставил 1,5 ома, программа спектроид показывает довольно ровную частоту. С большими резисторами бас сильно выпирает.

  19. Алексей пишет:

    Все эти шарико -шлифовки напоминают скрягу Плюшкина. Проще взять новые динамики Visaton, Sica (по посадке годятся) и получить звук лучше на порядок. Фильтр конечно другой будет, но ведь настройка акустики не для слесаря изначально)))

  20. Wlad пишет:

    Производитель визатонов был бы уже давно банкротом, не будь с90 и интернета. Мне вкус наших фломастеров по душе.

    • Алексей пишет:

      Проще сделать колонки на динамиках Визатон и не парить мозги себе и людям. А то, что форма корзин СЧ у с90 сделана под Визатон – радуйтесь, вместо того, чтобы морщить совковые ГДС.

  21. Wlad пишет:

    В начале 80х две головки 10гд34, одна 15гд11, одна 10гд35+усилитель на 818-819, 100вт, собранные в рижскую колонку, обеспечивали звуком вечернюю дискотеку трёх строй отрядов в яблоневом саду в течении двух месяцев. Созданы 15гд-11 как массовый мощный динамик. И конструктора и производственники справились на отлично. 40 лет эксплуатации показали надёжность, ремонтопригодность и возможность тюнинга. Современные импортные, подаваемые продаванами, как из какой-то плоти дирижера австрийской оперы, чаще всего одноразовые поделки для узкого круга интернет торговли брэндами.

    • аудиостроитель пишет:

      А почему не покупать нормальные импортные динамики? Разве что цена у них не маленькая, но это же не 15 гд-11.

      P.S. Усилитель с настоящими 100 Вт., порвал бы 10гд-34, как Тузик грелку.

      • Wlad пишет:

        100 вт были намерены на проволочном резисторе стрелочным авометром тл-4. Динамики из той колонки после строй отряда были извлечены и поставлены в изготовленные модэльщиками литейного цеха, из 10мм фанеры по моим эскизам, двух полоски, аля Видеотон.

    • Алексей пишет:

      Понятна разница -динамики для дискотеки, или для удовольствия от музыки? Если учесть, что есть недорогие динамики Visaton, то выбор очевиден. Хотя… каждому своё.

  22. Сергей Гудков пишет:

    автор статьи не различает динамиков рижского и бердского производства

  23. Игорь пишет:

    Вообще кто ни будь измерял линейность своего слуха. Говорить об идеальности звуковых систем почти глупо. Мы все слышим по разному (что русскому хорошо то немцу смерть). Те кто экспериментируют я уважаю , я сам такой. В 20гдс вклеивал разные колпачки , один понравился . Обрезал шарик чуть больше керна, промазал клеем покрасил . Когда вклеил прослушал , чистота звука улучшилась нет посторонних призвуков. И все годится для меня . А динамики не покупал доработал свои , стоимость переделки считаные рубли. Теперь с 35гдн приклеил доп магнит, послушал потом снял. С доп магнитом низы были более выразительные . Пробуйте пацаны или как я мужики, всем удачи .

  24. Игорь пишет:

    И еще динамики переделываем хорошо, но исходный звук с высокой частотой где брать. Слушал композиции с разных проигрывателей , к примерус ноутбука сигнал идет с искажением нет такой чистоты как скажем с материнской платы сокет 1151 .или как сейчас у меня материнка на am-4. И с файлами звука mp3 звук плохой если они меньше 12 мегабайт . Лучший звук с виниловых дисков или хотя бы сd диска , хотя не оригинальные диски звучат отвратительно записаны с чего попало. Скачиваю записи с интернета и слушаю если плохие сразу удаляю и ещу получше . Звук с ютуба тоже низкого качества , так что рассуждения о качестве звучания колонок нужен комплексный подход . Во первых уселитель какой класс нет смысла доробатывать аккустику до идеала если все остальное плохое. Денег на хороший звук уйдет оч много и результат не опровдает ожидания ( это я про себя). Так что вам решать сколько и как палить деньги ,и потом разочарование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *