Доработка колонок 3АС-2 или «Русский с китайцем — братья навек!»
Несколько лет назад друг подарил мне пару колонок 3АС-2 (1977 года выпуска, под пломбами) в очень хорошем состоянии. Практически сразу я выполнил небольшую доработку этих АС (приклеил на заднюю стенку поролон в виде «клиновидной структуры» и поставил винтовые разъемы). Надо сказать, что внутри колонок никакого звукопоглотителя не было. Связано это, вероятно, с тем, что штатный 3ГД-40-15 является единственным динамиком, который не создает стоячих волн внутри закрытого объёма, а порождает при работе только бегущие волны.
Слушал я эти колонки довольно долго и без особых претензий к их звучанию, понимая (и ощущая) плюсы и минусы широкополосных динамиков. Но в этих колонках лично мне нравилась «теплая» середина и то, что колонки приближаются к точечному источнику звука.
Совсем недавно, на Новый год, тот же добрый друг подарил мне пару новеньких изодинамиков HiFi DIY AL-100, которым выдал «путевку в жизнь» Александр Лукин в своей двухполосной АС. «Кандидаты на доработку» нашлись сразу — это были уже знакомые нам 3АС-2. Для ускорения работ было решено ограничиться минимальной доработкой корпусов этих АС, но на деле все оказалось несколько иначе.
Оригинальные динамики 3ГД-40-15 я решил оставить, хотя было понятно, что при полной добротности 2,2 (±0,5) динамика 3ГД-40, закрытое оформление — не совсем то, что надо для этих динамиков.
Все стыки внутри корпуса я проклеил жидкими шурупами марки TYTAN, так как жидких гвоздей на тот момент в продаже не было. ВНИМАНИЕ: настоятельно рекомендую работать с этим клеем только на сквозняке, так как пары растворителя поражают легкие! Я убедился в этом на собственной шкуре.
Для крепления задней стенки применил забивные мебельные гайки, нержавеющие винты М4 подходящей длины и нержавеющие шайбы. Отверстия-проушины на задней стенке заклеил очень толстым и плотным картоном, чтобы не сифонили.
Изнутри корпуса (сверху и снизу), между лицевой панелью и рейками, там где были щели, я подложил на секундном клее вставки из очень плотного картона (толщиной 2 мм). Теперь края лицевой панели стали более инертными, что хорошо было заметно простукиванием.
Потом лобзиком в лицевой панели (толщина 12 мм) сделал прямоугольное отверстие под магнитную систему высокочастотного динамика. Края ткани по периметру выреза армировал секундным клеем (ОСТОРОЖНО! — пары клея ядовиты).
Так как фланец динамика AL-100 не имеет уплотнительной накладки из микропористой резины, то для герметизации корпуса АС с внутренней стороны выреза приклеил жидкими гвоздями пластиковый колпак (крышка от распаечной коробки). Чтобы колпак держался прочнее, к нему заранее секундным клеем приклеил лапки, сделанные из пятидюймовой заглушки от ПК. Торцы колпака обработал мелкой шкуркой для улучшения адгезии клея. По центру крышки рассверлил отверстие под «аудиофильский» провод ШВВП 2×0,75 мм2, который часто по ошибке принимают за «осветительный». Провод в отверстии фиксировал термоклеем.
Динамик AL-100 закрепил всего двумя саморезами по трем причинам:
- масса динамика очень мала;
- саморезы в комплекте были кривые;
- меньше объем работ.
Так как штатные широкополосники изначально были закреплены с некоторым смещением (несколько не по центру), то старые крепежные отверстия заделал опилками с секундным клеем и, после центровки динамика, просверлил по месту новые (сквозные) под чёрные аудиофильские винты М4 из «Аудиомании».
Под динамики на всякий случай подложил самодельные вставки из толстого картона (боялся, что подвесы будут касаться краев штатного отверстия (диаметром 140 мм) при работе динамиков). В новых вставках это отверстие сделал диаметром 143 мм.
В качестве звукопоглотителя решил применить не холлофайбер или синтепон, а белый хлопковый ватин, как советовал «Инженер акустик КБ «Орбита» (см. комментарии на сайте ldsound от 07.04.2020 про колонки на динамиках НОЭМА). Такой ватин в виде простёганной тряпки купил в гипермаркете с логотипом птички Тари. Будет время — куплю и наклею уплотнитель с внутренней стороны задней панели.
Примечание — Конденсатор C1 установлен по совету Сергеича (aka Александр Бокарев) и подобран по наибольшему эффекту «прояснения середины».
Схема электрическая «новой» 3АС-2:
Результаты субъективного прослушивания доработанных колонок превзошли мои ожидания. Лично для меня, середина и высокие частоты — просто великолепны, особенно с учётом «статуса» и цены примененных динамиков. Легкие мембраны изодинамиков очень точно и воздушно отрабатывают ВЧ диапазон. Направленности на ВЧ я практически не заметил, об этом же говорил и Александр Лукин.
«Лишнюю» катушку в ФНЧ (0,12 мГн, видна на фото 3), которая до прослушивания была включена последовательно с катушкой 0,5 мГн, по результатам прослушивания я просто закоротил проводом.
Про низкие частоты скажу так — их совсем не много (и меня это не раздражает), но вроде-бы уменьшилось бубнение после частичного заполнения корпуса ватином и заклеивания проушин на задней стенке. Я припоминаю, что ещё до «первой» доработки колонок отверстия были не заклеены и бубнение было субъективно больше. Так как задняя стенка съемная, то есть возможность попробовать открытый вариант оформления.
После первого прослушивания пришлось поставить перед ФВЧ резистор (2,2 Ом, 5 Вт), чтобы погасить избыток высоких частот. По-хорошему (на слух), надо было бы поставить резистор номиналом 2,7 Ом или больше, но пока оставлю как есть.
Ранее, Дмитрий Лукин в своей заметке о самодельных колонках упоминал, что судя по даташиту, его высокочастотники AL-100 должны были играть значительно громче, но по факту играли тише и резистор ставить не пришлось. У меня же получилось наоборот — тише играл широкополосник 3ГД-40-15 (может, магнит усох), а изодинамики просто «орали».
Небольшое отступление от темы: тем, кто пожелает приобрести изодинамики AL-100, позволю себе дать совет: при заказе товара заранее попросите продавца подобрать пару динамиков с одинаковым активным сопротивлением. Дело в том, что эти динамики имеют разброс: у Александра Лукина оба динамика были по 7 Ом, а у меня один динамик был 6,0 Ом, второй — 6,2 Ом. При разнице в один Ом может набегать разница в уровне громкости на ВЧ для пары колонок, кроме того, чисто теоретически должна быть и разница в номиналах фильтров ВЧ. Так для емкости конденсаторов расчетная разница может быть более 0,6 мкФ. У меня разброс измеренных емкостей четырех пленочных конденсаторов (номинал 4,7 мкФ, заявленный допуск 5%) составил от 4,59 до 4,61 мкФ. Это я к тому, что емкости делают вроде-бы точно.
Пара доработанных колонок уверенно озвучивает комнату площадью 12 кв. м, как на малой, так и на комфортной (для меня) громкости. Никакой «мощи» в колонки вкачивать не требуется, а регуляторы тембров у меня установлены по нулям. Ни на большой, ни на малой громкости звучание колонок не раздражает. Источник сигнала – музыкальный центр Panasonic SA-PMX5.
На всякий случай можно в разрыв плюсового провода (см. электрическую схему колонок на рисунке 1) поставить предохранитель номиналом 1,25 ампера, чтобы защитить относительно маломощный 3ГД-40-15. Я этого сам ещё не делал.
«Прото АЧХ» колонок снимал по методике профессора Розовского (известный ученый-акустик конца-начала 19 века): на линейный вход музыкального центра подал «шум Розовского» (не «шум Беловского»!), а собственно АЧХ снимал при помощи программы Spectroid на микрофон смартфона. Увидев такую АЧХ, долго не мог заснуть.
Примечание: АЧХ снималась, когда в корпусе был «старый» звукопоглотитель в виде профилированного поролона.
«Результаты измерений» показаны на рисунке 2 (скриншот). Виден «тот самый» подъем АЧХ динамика AL-100 с 10 кГц (на мой слух этот подъем совсем не мешает, возможно, врет микрофон смартфона). Можно будет потом перед ФВЧ поставить вместо 2,2 Ом резистор 2,7 Ом или поболее.
Микрофон Behringer ECM8000 и всю обвязку к нему сейчас купить не получается ‒ «неблагоприятное сочетание звёзд», как говорил Ходжа Насреддин, да и дороговато будет: сам микрофон — 3800 рупий плюс внешняя USB звуковая карта Behringer UM2 U PHORIA за 2866 рупий (на 08.05.2021). Некто Сергеич ругал этот микрофон, микрофону Superlux ECM-999 тоже досталось. Если уже и «измерительные» микрофоны кривые, то куда податься бедным крестьянам? И что же мне теперь покупать? Придется ехать с пузырем (а лучше с двумя) в гости к Сергеичу.
Можно было бы попытаться пристроить к ноуту микрофон МКЭ 3 с внешним питанием и усилителем, но на моем старом ноуте нет линейного входа.
АЧХ колонок:
Ниже показаны этапы доработки 3АС-2
Разметка выреза для ВЧ динамика:
Вырез для ВЧ динамика уже сделан (ручным лазерным лобзиком):
Установлена картонная вставка, ВЧ динамик ещё не подключен, винты из нержавейки потом были заменены на «аудиофильские» (для улучшения звучания):
Вид с открытой задней стенкой (виден старый «звукопоглотитель» и забивные мебельные гайки в отверстиях планок, на динамике маркером обозначена индуктивность звуковой катушки):
Общий вид доработанной колонки (видны аудиофильские винты, крепящие широкополосный динамик):
Вид со стороны задней стенки:
Такой «звукопоглотитель» временно был в колонках до покупки ватина (при работе колонок он грелся – на фото видно потемнение в местах нагрева):
Каркасы катушек для фильтра ВЧ ручной работы:
Элементы фильтра размещены на оргалитовой плате (толщиной 5 мм) и зафиксированы термоклеем. Торцы платы и все отверстия армированы секундным клеем. Плата крепится саморезами к двум брусочкам из ДСП. Для ФНЧ применил готовую катушку (на сердечнике) от колонок-сателлитов фирмы Philips. Конденсатор C1 размещен с обратной стороны платы и приклеен термоклеем. Катушку для ФВЧ намотал на укороченном и склеенном каркасе от 35-ти миллиметровой фотопленки. Макетирование платы фильтров (конденсатор 3,3 мкФ для ФВЧ был заменен на 4,0 мкФ, а малая катушка 0,12 мГн была закорочена после первого прослушивания):
Теперь «пара слов» про акустические кабели для модернизированных 3АС-2. Они у меня не простые, а «ориентированные». Процедура ориентирования проводилась так: оба провода ШВВП 2×2.5 мм2 из новой бухты я соединил параллельно и отнес другу, чтобы он включил их последовательно с заряжаемым автоаккумулятором (ток около 10 А). Тот хвост кабеля, который соединялся с отрицательной клеммой устройства, я маркером пометил как условное «начало» кабеля. Это не ошибка, а следствие того факта, что техническое направление тока противоположно истинному направлению движения заряженных частиц (электронов). Если кто-то и скажет, что Синьор Распони полный уртак, ибо ток через кабель течет переменный, то будет прав дважды. Однако мало кто их этих «правых» вспомнит про вектор Пойнтинга (Умова), который определяет направление распространения ЭМЭ. В нашем случае этот вектор наглядно показывает, что большая часть электромагнитной энергии поступает внутрь нагрузки (колонок) ‒ см. соответствующий раздел Википедии. Направление вектора Пойнтинга не зависит от рода тока. Из-за наличия тангенциальной составляющей вектора электрического поля E (обусловлена омическим сопротивлением у проводника), часть энергии течет внутрь проводников, нагревая их. Направленность кабеля, несомненно, поможет электромагнитной энергии передаваться с меньшими потерями и улучшит звучание всей системы. «Начало» кабеля надо подключать к УНЧ, а «окончание» — к колонкам.
Положительный эффект «ориентирования» кабелей заключается и в том, что при относительно малых совокупных затратах мы здорово поднимаем качество звучания бюджетной акустики. Что наглядно и показало тестовое прослушивание модернизированных колонок (с ориентированными кабелями) в хорошей компании их пяти человек. Все слушатели уверенно отметили расширение стереопанорамы (метра на три, не меньше) и появление «свежего воздуха» в верхнем регистре, особенно после принятия «антиковидной» настойки. Термин «регистр» заставил меня вспомнить редкую, почти забытую тональность «жо бемоль мазоль, седьмой канистр» какой-то известной арии.
Ответственно заявляю, что тему влияния кабелей на звук закрывать ещё очень и очень рано, тут требуются «серьезные» исследования с привлечением передовой научной общественности, а без неё никак. Но основные силы надо-бы сосредоточить на борьбе с пресловутым «скин эффектом», который изобрел британский физик Роберт Скин в 1927 году (и получил за это премию имени самого Нобеля, которую почти целиком потратил на совершенствование скин-эффекта). От этого скин-эффекта звук на ВЧ становится мутным и невыразительным, так как знающие люди говорят, что на высоких частотах сопротивление кабеля сильно возрастает из-за уменьшения эффективной площади поперечного сечения.
Позвольте на этом откланяться и сказать спасибо за то, что прочитали эту заметку. Мне есть ещё над чем поработать – надо проориентировать (разумеется, в правильном направлении) другие кабели.
P.S. Надеюсь, что «пару слов» про акустические кабели» народ всерьез не воспринял.
Автор работы: Распони из Турина
Скин эффект не работает на низких частотах – точнее, заметность его на 8 кГц будет не заметна на слух.
8 кГц – это та часть слышимого диапазона, где “яркость”.
Если же хочется отправить максимум ВЧ от усилителя до пищалки- коаксиальный РК50 или РК75 вам в помощь – у него с верхней границей гораздо лучше, чем у самого толстого и многожильного китайского кабеля.
Или, по вашему скин-эффект и частотнозависимость это не взаимосвязанные процессы?!
Buona sera, signore Stanislav!
Добрый вечер, синьор Станислав!
Здесь, в Италии, таких кабелей (РК50 или РК75) и не найдешь ибо это не Греция, где всё есть.
Спасибо за идею, решил покупать терминалы для двухкабельного подключения колонок. НЧ и СЧ будут идти по “обычной двухпроводной симметричной линии” на базе ШВВП, а все ноты, которые выше, побегут по коаксиалу марки РК прямо на ВЧ динамик.
Так как волновое сопротивление кабеля (50 или 75 Ом) сильно отличается от сопротивления нагрузки (динамики по 6,0 Ом), то придется ставить широполосный согласующий трансформатор, чтобы не ухудшить КСВ. А в качестве кабеля придется покупать аудиофильский вариант: РК50-2-22 (многожильный, посеребренный, с фторопластовой изоляцией и прозрачной оболочкой, затухание 1,8 дБ на метр на трех гигах).
Что касается скин-эффекта и частотнозависимости, то тот же пройдоха Роберт Скин установил, что скин-эффект имеет границу (как фотоэффект имеет “красную границу”).
Станислав, я оценил Ваше чувство юмора, а теперь и сам чуток прикололся!
Народ на сайте – что надо!
Синьору Распони из Турина респект от синьора Бокарини из Ростова. АЧХ достойная, микрофон пашет, картина достоверная, для полного счастья осталось чуток прижать отдачу пищалы, аккурат на одну клеточку вниз, на 5 дБ. И наступит консенсус.
@@@Такой «звукопоглотитель» временно был в колонках до покупки ватина (при работе колонок он грелся – на фото видно потемнение в местах нагрева):@@@
эээээ….. Вы колонки видимо подцепляли к платинотрону микроволновой печи!
Насчет потемнения поролона от нагрева внутри колонки я тоже похихикал)))
Потому что точно знаю: поролон темнеет не от нагрева, а от повышенного звукового давления с местах пучностей звуковых колебаний @@@@@@ 🙂
пс. Жаль, не первое апреля.
А как вам тот момент что “3ГД-40-15 единственный в мире динамик что создает не стоячие а бегущие волны”?) и третья цифра обычно обозначает частоту резонанса. Автор от души поглумился.
Автор лишь от души улыбнулся, украсив свою несложную конструкцию букетом красивых образов. Чем добавил света в окружающую действительность.
Всего лишь. (Сиволиж, в современном варианте)
я плакаль))
знатный стеб по поводу убежавшей волны по правильно ориентированным проводникам под антиковидную настойку))
Вот только колоночки надоть подключать к другому аппарату, более мощному, чтобы не на пятерых, а, как минимум, на десятерых успевало накапать лечебной микстуры))
Ставил аналогичные ВЧ, на слух очень резкие в районе 6-8кГц. От какой частоты срезали по верхам? По мне просится от 8кГц.
Нормальные изодинамки, просто фильтр нужно подобрать. У них резонанс тыльного замкнутого пространства выражен, он там по памяти, на 3, 5 кило, значит, с 5 кил уйдет ниже ватерлинии, а до 5 кил широкополос добежит влегкую.
Добрый вечер всем и Алексею!
Я уже почти на боковой, поэтому постараюсь ответить всем форумчанам, может быть завтра!
Спасибо всем за комментарии, есть поле для деятельности.
Судя по параметрам “моего” фильтра, режется ниже пяти кГц, может в районе четырех. Этот
фильтрр есть копия фильтра Саши Лукина из двухполоски на 10ГДШ и AL-100. Но у меня катушка L=0,245 мГн (точнее 0,247) против 0,2 мГн и сопротивление динамиков 6,0 Ом против семи Ом у Александра. Так, что играют мои ниже, чем у Александра. Я так и хотел, так как опасался, что у широкополосника на СЧ (ближе к ВЧ) неравномерность будет большая (микрофона-то нет), да и направленность у ШП все-таки выше. Александр Бокарев про это уже сказал в комментариях. Алексей, моя доработка – не догма, в этих колонках эти ВЧ динамики не самые плохие за эти деньги.
Сергеич правильно сказал, что судя по микрофону смартфона, уровень ВЧ надо понизить. На слух, я бы поставил 2.7 или даже 3.3 Ома. Хотя, сравнивая на слух эти АС и АС Panasonic с купольными ВЧ, можно сказать, что давить ВЧ вроде и не надо. А звучит лёгкая мембрана точнее и естественнее (для меня). Повторюсь, нужен хоть какой-то микрофон с заранее известной АЧХ, пусть и кривой. Вам могу посоветовать чуток придавить ВЧ резистором и поиграть номиналами фильтра. Видимо, разные партии этих динамиков имеют разброс, который Вы и услышали. Хотя, глядя на типовую АЧХ AL-100, никакой резкости в этом диапазоне не наблюдается.
У Саши Лукина с этими AL-100 получилась “с нуля” отличная акустика.
Спасибо за быстрый ответ. Только сейчас прочитал. Измерял активность ВЧ в трёхполосной системе (штатные фильтры присутствуют), работающей в комплекте с 15″ сабом в ЗЯ. Измерения не по генератору частот, а по обычной музыке, которую слушаю без использования эквалайзера. Пока нет возможности подбирать фильтры для среза горба на 6-8кГц, т.к. нет подходящих компонентов.
Добрый вечер, Алексей!
Попробуем быть оптимистами! Дело в том, что горбы на 6 и 8 кГц ничуть “не хуже” горба в диапазоне от 1 до 2 кГц, а горб на 1 кГц – “тоже горб”. Мне же более “интересен” быстрый спад АЧХ, начиная с 10 кГц. Видимо, это “неблагоприятное сочетание звёзд”, как, говорил Ходжа Насреддин.
Есть несколько вопросов:
– Такая картинка АЧХ на обеих АС?
– Можно ли всем нам увидеть схему Ваших фильтров? (Можно и в карандаше на фото.)
– Какой методикой измерения Вы пользовались? Надеюсь, что не “по Распони”?
Глядя на Ваш скрин, сильно подозреваю, что с АЧХ собственно динамика AL-100 всё в порядке. Эти “горбы” – шумовые выбросы, а не “горбы” динамика. Попробуйте в настройках Spectroid поставить: FTT size – 8192; Sampling rate – 44100 Hz; Decimations – 5; Desired … interval – 20 ms; … factor – 0,30. Так что, с фильтрами пока не спешите.
Этот ШП, до 5Кгц добежит, но тональный баланс будет с выраженным окрасом на 2-5 Кгц. Фильтр, там не понятно рассчитан. Это не Бессель, не Линквиц-Рэйли и не Баттерворд.
Видимо – Распони ))
Если смотреть на АЧХ 3гд-40-15 без фильтра, то резонансный пик на 2-5 КГц, составляет +9Дб.
Если фильтровать вторым порядком по Бесселю, с 1 КГц, то на 4-5 Кгц подъём в + 3 ДБ, всётаки будет.
За второй порядок никто не говорит, я- точно. Там нужна катушка, присадить эту горбину до уровня НЧ полки, и- никакого конденсатора на фильтре, потому как обвалить-то он обвалит, но выкинет новый горб , уже на срезе или окрас появится мерзкий. А просто катушка выправит ачх и не добавит отсебятины .
Тогда катушка нужна на 3 mH, с 500 Гц.
Так выровнять можно, но ШП слышно будет только до 5000 КГц, дальше резкий обвал АЧХ.
Тогда и ВЧ нужен купольный, с широкой диаграммой направленности и крепить его стоит изнутри, за тканевым грилем.
В ОЯ, АЧХ ровнее будет, только боковые стенки должны быть не глубокие, 10 – 12 см.
P.S. не верно обозначил номинал L, для 4 Om динамика, со срезом от 500Гц.
Должен быть 1,28 mH.
Добрый вечер, Александр!
Спасибо Вам за пожелания и советы! Попробую при случае отключить конденсатор C1 и уменьшить емкость C2 до 3,3 мкФ, кроме того, пристрою резистор R1=3,3 Ом перед ФВЧ вместо 2,2 Ом.
АЧХ лживая , нет такого безобразия у наших шириков. Разве что сделанных из кровельного железа…..На деле там крохотной катушечки на 0,33- 0,4 мГн за глаза хватает выправить баланс.
Сергеич, так я вроде так для ФНЧ и сделал, только катуха в наличии была трофейная = 0,5 мГн (ну прям почти 0,4 мГн).
На ней и остановлюсь.
Весёлая статейка. Уж к чему, а к 3АС-2 ориентированный провод обязателен)
Осталась малость: опробовать ОЯ, задемпфировав боковые стенки, и ПАС на задней (другой, чтобы не испортить глухую) стенке. Или на корзине динамика хотя бы. А то Q=2,2 да в ЗЯ, здорово конструктора глумились.
Добрый вечер Николаю и всем форумчанам!
Только в обед на работе хотел спросить: “Почему никто не предложил ПАС?”, а тут Вы с хорошей идеей! Кстати, недели две назад прочел на этом же сайте статью про ПАС и прикинул число отверстий диаметром 10 мм – получилось что-то около 78 отверстий (при площади диффузора 15386 мм2, если принять диаметр диффузора D=140 мм и площадь ПАС=0,4Sдифф-ра). За идею новой задней стенки – тоже спасибо!
Синьору Распони. Казалось бы , ерунда для специалиста вашего уровня реализовать какой-то там ПАС. S=S, сверли и будет счастье. Не будет.
Чем будем контролировать процесс, на чем остановиться, чем сердце успокоится.
А ничем. Пачкой рассуждений о недостижимом и далеком прекрасном.
Вы верно понимаете задачу, снизить механическую добротность, а с ней и полную, убрать выброс на резонансе замкнутого объёма у динамика с высокой добротностью. Но не увидев исходной картины, не понять, что сделано и к чему пришли. А слух дело лукавое, кажется, а потом вроде и не кажется. Потом приятели зашли, поругали. Другие пришли, похвалили. А вы остались в непонятках. Прибор нужен, показометр. Без него вы пополните армию форумных говорунов за акустику и за диффекты оккустических каллонок.
Добрый день, Александр!
Все так и есть, только уровень мой в этом деле как специалиста… (замнем для ясности). А из измериловки – микрофон смартфона Сяоми пятилетней выдержки, да измеритель RLC (новенький). Так и живем… Придется изобретать адаптивную ПАС, чтоб на все динамики сразу работала.
А боковые-то стенки зачем демпфировать? Они вроде бы не картонные и не жестяные…..Вы излишне впечатлительны. Всё бы вам демпфировать….:))))
были еще 3АС-3. Такой же по размерам корпус, как и в 3АС-2, такие же головки (3ГД-38Е), только открытый ящик.
Как то перетягивал ткань на таких ас. Оставили очень хорошее впечатление. Без задней стенки играют лучше. Аккуратно выполненный корпус, литров 13, по-памяти. Динамики, правда, другие стояли – 3гд-38е. На мой ух, колоночки самодостаточные. Всегда отмечаю, что ас-ки, с пусть не выдающимся частотным диапазоном, но правильным звуковым балансом, лучше ложатся на душу, нежели супер-пупер сверх частотные, но с перекосом в какую-либо сторону. Так что, в данном случае, тащить вч за горизонт, я бы не стал. В компе есть снятая с не большого расстояния АЧХ этих ас, выложу чуть позже.
С 30см по оси.
Ачх прекрасная и самодостаточная, с вежливо обваленными краешками и с музыкой посредине . То, что надо. И править ничего не нужно.
Хотелось бы верить в сказки про ,,музыку посередине”, да только середина эта ,,задрана” на 5-9 ДБ. И как раз на тех частотах, к которым чувствительность слуха повышенная.
Оптимизьм, конешно нужон, но в ме-еру ))
Повышенную отдачу на сч-вч, можно присадить простой RL цепочкой. L=0.6-0.8mH, R=10-15Ohm. А можно тупо не поворачивать колонки на себя.
Добрый вечер, Александр!
Хочу осторожно спросить совета. Хотел бы купить “измерительный” микрофон по своим деньгам (пусть типа Superlux ECM-999, но начитался про разброс АЧХ подобных изделий).
На фотографиях процесса настройки фильтра Вашей двухполоски с AL-100 виден какой-то микрофон, похожий на Nady (явно не Superlux)? Или я раскрываю Ваши проф. секреты?
У меня имеется пара изм. микрофонов Nady и самодельный, на панасонике ВМ61. Их АЧХ ложатся друг на друга с расхождением в пару дБ на нч. В основном пользуюсь Надькой. Карточка e-mu 0404, в ней фантомное питание имеется. Для быстрой оценки достаточно панасоника. Там миниджек на втором конце провода. Врубаю прямо в микр. вход ноута. Недостаток – торчек 50Гц – наводка от сети, не обращаю внимания. Свести полосы на сч, точности вполне хватает.
Александр, спасибо Вам за быстрый ответ!
Видать, я почти верно увидел на фото Nady. Эта Nady более 6000 рупий требует. Как говорится: Не хочешь, не бери!
Попробую свой МКЭ-3 пристроить, у него батарейное питание 4,5 “вольтов” и выход миниджек, как и у Вас. Арматура от дешёвого Genius для компа.
АЧХ Nady CM-100 оказалась наировнейшая в сравнении с конденсатором М-101. На самом верху отставание на 1, 5- 2 дБ вообще ни о чем. Супер.
А можно просто катушечкой. А можно забить на все и слушать.
Саша, забить и слушать, это для личностей уже просветленных и ведающих! А для отроков странствующих и ещё не окрепших в вере своей, не имеющих измериловки толковой в котомке заплечной, следует взять резистор переменный, розовый шум и ушки. Далее крутим, ловим нирвану. Можно и на музыке, но на шуме яснее отлавливается момент. Музыку лучше опосля, для закрепления состояния:)
Саша, все бы верно. Да как объяснить неведающему, что такое розовый шум, какой он , настоящий, породистый, ядрёный, а то с перепугу включит и давай страшилки в сети строчить, про омерзительное звучание розового шума. А другие хоббиты его строчилки радостно подхватят.
Или вместо R, подобрать пленочный конденсатор не большой ёмкости.
У автора с юмором все в порядке но начинающим читать опасно…
Добрый вечер, Мтралександр!
Спасибо Вам, но юмор “мой” фактически народный, то есть наш с вами!
Тут есть хохмачи, меня похлеще!
А мы все тут, на сайте, ради музыки, в итоге.
Сравните колонки открутив у одной заднюю крышку.Возможен приятный результат.
Приятным результат будет в случае широкой и неглубокой колонки, глубокий ящик набросает резонансов на вентилятор и слушать это мычание придется вам.
Резонансы на вентилятор кидать крайне не рекомендуется – есть риск заляпать ими ушные каналы, вследствие чего избыточное достаточное давление будет темнеть не на впуклоскях оккустического поралону, а на ушных раковинах слушателя
Ну, не знаю… Поражает трепетная любовь к бердской клетчатой тряпочке! Первое, что сделал бы я – отодрал оную за ненадобностью, (диковато выглядит “голая” пищалка” рядом с базовым динамиком, заботливо прикрученным прямо через тряпицу…) Облагородил -бы фанеру передней доски покраской в строгий чёрный цвет (окантовку “made in Berdsk” можно оставить), попробовал переставить ШП головку снаружи, вид у неё вполне приличный… ВотЪ.
Добрый день, Олег!
Советы неплохие, спасибо. Загадывать не будем, может и попробуем.
Установка широполосника снаружи должна немного улучшить фазовое согласование динамиков.
Для частоты раздела (пусть около 4000 Гц) чисто теор-ки фазовый сдвиг составит около 50 градусов, считаем:
343/4000 = 8,575 сантиметров – длина волны; 1,2 см – толщина панели.
Делим длину волны на толщину панели и получаем около 7,15.
Теперь 360 градусов делим на 7,15 и получаем почти 50,3 градуса.
Если ВЧ поставить внутри, то добавим ещё столько же “градусев”.
Есть, правда, “минус” для меня – придётся искать подходящую красивую защитную сетку для ШП динамика.