3-х полосная АС «Poor Man’s 3-way»

Очередная вариация PMS, но к страдивариусу итальянцев теперь уж точно не имеет никакого отношения, поэтому просто – “Poor Man’s 3-way“.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Хотелось трёхполоску, нужно было вписать её в интерьер, отсюда ограничения по размерам. Фазоинвертор вперёд – без вариантов (опять же для трёх полос – нормально). Мудрствовать сильно не стал и основательное изучение материалов форума и других ресурсов по профилю привело к результату, представляемому на ваш суд.

 

Корпус

 

Итак, корпус 720х250х430 мм, верхние углы скошены. Материал – фанера 18 мм. Передняя панель: 18 + 15 = 33 мм. Корпус собран в четверть на шкантах и Супер-ПВА “Момент”, внутри щедро укреплён брэйсами и перегородками.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Оклеен линолеумом, в нижних отсеках в два слоя (полное отсутствие в городе герлена и других вибропоглатителей, равно как и авторынков как таковых). Корпус зашпаклёван, покрыт грунтом, который по ржавчине, быстросохнущий, неисчислимое количество раз шлифован и покрыт автоэмалью из баллона. На боковины приклеены панели из ламината “зебрано” – 8 мм.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ещё по конструктиву: задняя стенка бокса СЧ наклонена на 45°, объём бокса – 4,3 л, изнутри бокс оклеен войлоком 4 мм, боковые стенки в два слоя, вставлена труба – отдушина, как в первоисточнике, труба – канализационная с внутренним диаметром 46 мм, длинна – 240 мм, настройка примерно 60 Гц (как у Троэлса). Труба снаружи обклеена герленом (было немного). В бокс неплотно уложен кусочек распушенного синтепона. За басовиком тоже наклонная стенка и валик синтепона примерно 150 мм в диаметре.

Чистый объём НЧ – 43 л, ФИ настроен примерно на 34 – 35 Гц. Был стояк в районе 150 Гц, поэтому за НЧ – синтепон. Хочу обратить внимание на объём НЧ звена – мои 43 литра обусловлены ограничениями по размерам АС, (интерьер, место установки). Оптимальным можно считать объём в 55 – 60 л, естественно с перерасчётом фазоинвертора. Можно увеличить, например, за счёт увеличения высоты АС.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Скосы на передней панели. В верхней части перед окончательной сборкой вклеиваем бруски из той же фанеры, чтобы не пролететь по толщине. Собираем, клеим, сушим, курим.

 На готовом корпусе размечаем скосы. Например у меня: на верхней панели 30° от фронта и вниз почти до середины басовика. Очерчиваем карандашом. Далее на верхней же отступаем 1 см от прочерченной линии и проводим параллель. От пересечения этой линии с гранями – параллели вниз (будет уже не 1 см от прочерченных). Получаем два контура. По внешнему изготавливаем шаблон из чёрной (обязательно!) фанеры. Проще всего замерить длину трёх внешних линий и по ним построить треугольник.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 Шаблон крепим на корпус по внешнему треугольнику. У меня он привинчен тремя чёрными саморезами к двум брускам, прижатым струбцинами к корпусу в разных неудобных позах. Этого достаточно по жёсткости. Была мысль пришурупить прямо к корпусу – один фиг шпаклевать.

 Берём фрезер с прикрученной широкой подошвой, выдвигаем пальчиковую фрезу на 3 мм и сосмызгиваем нещадно всё, что торчит, кроме шаблона. Потом ещё выдвигаем и тд. В оконцовке нужно попасть по глубине, чтобы фреза снимала ровно по внутренней линии. После чистового прохода поверхность не требует шлифовки и видно стрёмное качество фанеры.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 Всё довольно просто, у меня с первого раза получилось, главное точно изготовить шаблон и хорошо, и опять же, точно его закрепить.

 

Теперь самое интересное – фильтр.

 

Все динамики, к этому времени уже основательно размятые, были заново промерены в корпусе. Микрофон везде на высоте динамика, расстояние 1 метр. Сел сочинять фильтр, искомая комбинация определилась при переносе Л-падов ослабления к динамикам, верхний раздел получается 3000 Гц, импеданс проваливается до 3,5 Ом. Вполне подходяще. Паял, мерил, слушал и так по кругу пару дней, пока не понял, что, собственно, слушаю как прогреваются конденсаторы – звук менялся! В ВЧ фильтр был запаян 6,8 мкФ ICEL PHC, в СЧ 43 мкФ – это 33 мкФ КроссКап простой + 10 мкФ ICEL PHC, остальные – КроссКап, уже прогретые. Сначала не мог понять откуда грязь на верхней середине и жёсткий верх, но через несколько дней всё устаканилось и я вернулся практически к версии симулятора, с небольшой коррекцией. Играет ровно, верхняя середина обозначилась довольно конкретно, чего и добивался.

polkaS-009 ldsound_ru (19)polkaS-009 ldsound_ru (1)

На картинках: фильтр, симулированная АЧХ и импеданс системы, они же измеренные, импеданс мерил без рулончика синтепона за басовиком (забыл положить обратно в корпус), поэтому виден глич – стояк на 150 Гц. АЧХ мерилась на 1 метре на оси твитера, сглаживание 1/24 – минимум. И вот тут меня ждала засада! Засада, в очередной раз ясно показавшая, что АЧХ, измеренная в одной точке, практически ничего не значит.

polkaS-009 ldsound_ru (7)polkaS-009 ldsound_ru (8)

ЛСПкад, при сведении на бесконечность, упорно требовал включить СЧ и ВЧ в противофазе, измерения же говорили об обратном! При симуляции на метр-два, картинка получалась похожей на микрофонную, но в фазе. Прослушивание на расстоянии опять показало преимущество противофазного включения. В общем, дабы окончательно определиться с этим вопросом (или окончательно запутаться), я снял семейства АЧХ в разных точках по следующему принципу – микрофон на высоте ВЧ, на высоте СЧ и на высоте НЧ динамиков (их центров), расстояние 1 метр. И то же самое на 2-х метрах. Собственно, на картинках всё видно. Анализируя все эти художества под музыку Питера Мерфи, Примуса, Роберта Вайята, Систем оф Даун и прочих Дэд Кэн Дэнсов с Супермаксами, я пришёл к выводу, что раз уж система стоит у меня высоко – обычно прослушивание ведется на уровне мида по высоте – то и быть противофазному включению, ухи это подтвердили. Что-то мне говорит, что послушав две колонки на штатных местах, я всё так и оставлю.

polkaS-009 ldsound_ru (16)polkaS-009 ldsound_ru (18)polkaS-009 ldsound_ru (17)

По деталькам: катушки 0,25 мГн и 0,5 мГн намотаны проводом 1,3 мм, остальные как и было, резисторы – Джансен МОХ, конденсаторы ВЧ и половинка СЧ – ICEL PHC, остальные – CrossCap, на НЧ поставил неполярный FTcap 68 мкФ, на поверку оказавшийся 73 с половиной + 2,2 мкФ 73-16. R3041 (параллельно пищалке) – стоит двухватник, его хватает, R2081 (параллельно миду) – опционально, если захочется чуть СЧ придавить, сейчас его нет, мерилось и слушалось без него.

 

Режектор на НЧ

 

Прикрутил на НЧ режектор по Батю (будем это так называть для ясности), померил импедансы, послушал. Что я хочу сказать: это дело стоит того! И даже очень. Все надежды оправдались. На картинках всё видно, даже подписывать не нужно где какой. Импеданс и фаза выравниваются, горб на передаточной фильтра исчезает. Импеданс просел на частоте настройки ФИ до 4,3 Ом – более чем приемлемо. Что приятно – полностью соответствует симуляции, то есть эффект предсказуемый. Бонусом опустился нижний пик с 25 до 15 Ом (примерно). Дополнительно увеличил ёмкость в фильтре НЧ до 90 мкФ – ушёл небольшой горбик в районе нижнего раздела, но это так, для лоску.

polkaS-009-2 ldsound_ru (2)

Детали и номиналы: Изначально рассчитанную на пик верхнего горба, частоту режектора, пришлось немного сдвигать вверх – так получаются ровнее импеданс и фаза. Симуляция и макетирование показывают, что ёмкость в режекторе можно ставить ±10-20% легко, при фиксированной индуктивности. Меняется совсем немного характер кривой импеданса в диапазоне 50 – 100 Гц. Несколько сильнее влияет добротность, резистор ±10% от расчётного подойдёт. В моём варианте – катушка Визатон на сердечнике 22 мГн (5,75 Ом, провод 0,6), конденсаторы Бенник неполярные электролиты 100 и 200, на деле оказавшиеся 254 и 106 = 360 мкФ, резистор Джансен МОХ 1,5 Ом 10 Вт – итого, совсем недорого и не габаритно.

polkaS-009-2 ldsound_ru (1)

Как это на слух: отлично! Первое, что сразу заметно – голос. Нижний регистр чистый, без намёка на бубнёж или гнусь, верхний немаскированный, довольно прозрачный. Бас и барабаны – чётче, точнее, ясно слышны детали в самом низу. Слушал, например Morphine – 2000 – The Night, там бас-барабан прописан без вч-шлепка практически, так вот стало чётко слышно удар в самом низу и он быстрый. Субъективное расширение диапазона вниз тоже заметно, баса больше не стало, он стал ровнее. В общем я доволен и могу рекомендовать.

polkaS-009-2 ldsound_ru (22)

 

Спасибо всем участникам Вегалаба за помощь, в основном заочную, я больше читатель, да и найти можно всё. Георгию Крылову за скидку и консультации по компонентам – отдельное мерси. Самая большая благодарность – моей жене за долготерпение и понимание!

Эскизы корпуса акустической системы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Автор:UFHBY

Поддержка на форуме Веалаб

5 комментариев: 3-х полосная АС «Poor Man’s 3-way»

  1. Марков Николай пишет:

    По симулятору параметры НЧ-режектора допускают приблизительно:
    – катушка +5/-20%
    – конденсатор +5/-20%
    – полное сопротивление +15/-5% – с достаточно малой неравномерностью сопротивления и ещё меньшей – АЧХ. Практически контур оптимально должен быть настроен чуть выше частоты верхнего горба ( на 10% приблизительно ), а сопротивление – на 10% больше, чем у головки на этой частоте. Тема ОЧЕНЬ интересная! Ведь с таким режектором можно организовать ЭМОС с ПОСТ, безмостовую, и она будет шикарно и РОВНО работать до частоты, на которой начинает расти нижний горб сопротивления, а ниже автоматически уменьшит свою глубину, и неэффективный для данного ФИ низ срежется как по заказу. По быстроте такой низ может переиграть ЗАС, и тогда – ВОТ ОНА, ИДЕАЛЬНАЯ СИСТЕМА! Я столько искал тебя…)))

    • Николай пишет:

      Сколько иронии )) Глядя на горбатую АЧХ так и хочется с состраданием сказать “бабуля, давайте я Вам помогу”

      • Марков Николай пишет:

        А я без иронии! Но – имел в виду исключительно НЧ звено. Если кто делал режектор на НЧ – озовись!

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Прошные басовики с жестким огромным пыльником , кричащие на 1, 5-2кгц кроме как режектором никак не придавить. Можно конечно обвалить N-надцатым порядком, да звук будет гадкий.

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    АЧХ в разных точках показывает, что стык сч и вч выбран не самый лучший, отсюда пляска ачх и неопределенность с полярностью динамиков.
    Нечто похожее встретил недавно в полочниках по Троэлсу, там ачх наиболее ровная лишь строго на оси пищалы, и немного вне оси лево-право , а по высоте ачх пляшет очень сильно. Звук тоже меняется заметно. Да и сама идея той колонки- пищалка ниже мида- выбрана явно неудачно.
    Оно конечно, ворчать и критиковать проще, но если выложили на обсуждение- ждите и камней(шутка)
    Тщательность исполнения -верх мечтаний. Дома мне такое не сделать и за две жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *