Задача сложнее, чем с предыдущей схемой, так как меньше конденсаторов в наличии. Два варианта без изменения намоточных узлов:
1. Первый НЧ/первый СЧ/третий мягкий ВЧ порядок. Характер АЧХ НЧ звена сохранён, СЧ – исправлен, ВЧ – поднят по уровню. Частоты раздела 700 и 5000 Гц.
2. Параллельный НЧ/СЧ, третий мягкий ВЧ. Похож на предыдущий.
В обеих схемах СЧ в противофазе к НЧ, СЧ/ВЧ фазировка – по шуму, музыке или микрофону. Характеристики сопротивления – шикарные. Суммарные АЧХ фильтров приблизительные. Схемы ориентировочные и требуют доводки в живую.
Автор: Николай Марков
Здравствуйте. Вопрос не совсем по теме фильтров в романтику, так что заранее извините. Подскажите, пожалуйста, что будет, если в нч фильтре второго порядка ( конденсатор и катушка) увеличить номинал конденсатора в разы? Подключал катушку 0,5 мгн и постепенно увеличивал конденсатор до 220 мф, заметил, что настройка фильтра сползает вниз ( или горб на нч??), но усилитель начинает очень греться. Подскажите, пожалуйста, почему так и куда сползает настройка фильтра при увеличении номинала конденсатора? Спасибо.
Высокие/средние частоты на НЧ динамике буду сильнее зарезаны, в теории. Чем больше емкость конденсатора, тем круче срез.
У вас с ростом емкости и неизменно крохотной индуктивности катухи валится импеданс колонки, точнее, её НЧ части, усилителю становится тошно, греется . Обычно чтобы стянуть настройку вниз, одновременно наращиваем и емкость и индуктивность, тогда входной импеданс колонки не валится.
Если вы хотите сделать правильный фильтр, то подгонять его под имеющиеся индуктивности и емкости – не правильно. Для получения гладкой АЧХ фильтр должен быть согласован по входу и по выходу. Расчет элементов нужно вести, исходя из следующих данных. По входу у нас усилитель с низким сопротивлением, почти ноль + сопротивление проводов (больше сопротивления усилителя, кстати). По выходу – сопротивление головки. В первом приближении можно принимать сопротивление головки по паспорту. Кроме того, в данном примере, головки нужно согласовать еще и по характеристической чувствительности, т.к. она у них разная. Рекомендуется использовать фильтры 2-го порядка Баттерворта, а лучше Линквица-Райли (https://ru.wikipedia.org/wiki/Фильтр_Линквица_—_Райли).
Судя по заводским схемам, могу предположить, что это не “экспериментальный” экземпляр, как пишет автор, а созданный методом тыка из того, что было в остатках на складе. Но даже в этом случае создается впечатление, что на заводе Шевченко понятия не имели о том, что фильтры надо согласовывать с головками, а тем более, кто такие Линквиц и Райли.
Много лет назад, когда я только купил эти АС (других в продаже не было, да и эти в дефиците), мне сразу не понравилось звучание и схема. Я переделал там только фильтры (по науке), не трогая конструкцию. Звучание улучшилось на несколько баллов (по бальной экспертной оценке). Должен заметить. Тогда качественной записью для обычных граждан считались граммпластинки, а компьютеров в быту в помине не было (ну разве что самопал “Радио-86”). Но была книжечка: Сухов, Бать и др. Техника высококачественного звуковоспроизведения, Киев, “Техника”, 1985. Её и читали.
Фильтры больше 2-го порядка лучше в пассивных кроссоверах не применять. Если уж очень хочется, то проще сделать трехполосный усилитель с активными фильтрами. Сейчас это всего лишь несколько специализированных микросхем. Меньше будет головной боли и настраивать гораздо проще. Но разницу вы почувствуете только при испытаниях в специальных условиях. Заглушенная камера, специальные звукозаписи и т.д. Нужно еще принимать во внимание, что чем больше порядок, тем больше накручивается фаза на частоте среза. И согласовывать придется еще и по фазам на частотах раздела.