У данных АС был прототип, в лице редких, но не плохо звучащих АС от радиолы Ригонда-стерео. Боковые овалы решено было не делать, поскольку комната заставлена мебелью и простора для звукоизлучения в сторону нет. Изначально обсуждалась идея просто дополнить 4 ГД-35 овальной пищалкой 2 ГД-36, но я отговорил заказчика АС от этой мысли, т.к. в виду разброса параметров, далеко не каждый 2 ГД-36 сгодится, а для отбора хорошей пары придется перелопатить не малую кучку этих головок. Кроме того, 4 ГД-35, в силу конструктивных особенностей, имеет не достаточно выразительное, тусклое, звучание в области СЧ, т.е там, куда пищалке лезть не дозволено. Между тем, советская промышленность выпускала несколько не плохих моделей ШП головок, обладающих отличным звучанием именно в СЧ/ВЧ диапазоне. Так что решение отказаться от пищалки, заменив ее ШП динамиком, вполне оправдано. Изначально на эту роль планировался овальник 2 ГД-38 (чертежи были сделаны именно под эту головку), но неожиданно, мне попали в руки колоночки от магнитолы Вега-335, с одним лишь 4 ГДШ-3-8 внутри, послушав которые, я был крайне впечатлен их звучанием.
Измерения АЧХ подтвердили услышанное. Ровнейшая АЧХ, вплоть до 10 кГц, с последующим плавным спадом. Великолепная, ясная подача средних и высоких частот с высоким звуковым разрешением. К тому же круглый динамик, на мой взгляд, смотрится на панели органичнее. Было решено остановить выбор именно на 4 ГДШ-3-8.
Внутренние пропорции корпусов соответствуют правилам золотого сечения. Глубина корпуса внутри равна 250 мм. Поскольку колонки имеют открытое оформление, делать стенки толстыми не имеет смысла, давления внутри не создается. Фанера толщиной 12 мм вполне подходящий материал! Торцы боковин были отфрезерованы под углом 45°. Для склеивания применялся профессиональный клей ПВА D3 и ленточные струбцины.
Для внешней отделки был выбран шпон файн-лайн “орех” на флизелиновой основе. Работать с ним удобно, т.к. он не крошится и выпускается полотнами 2,5х0,65 м, что позволяет обходиться без прифуговывания кнолей. Для наклеивания шпона, я использую клей Alcor ATS 440PH. Это полихлоропреновый контактный клей. Раздобыть его можно в мастерских по ремонту обуви.
Финишная отделка производилась тунговым маслом за 2 раза. Экологически чистый материал, обладающим крайне слабым, приятным запахом. После 2-х суточного высыхания, поверхность полируется безворсовой ветошью и приобретает шелковистый блеск.
Грили сделаны из MDF толщиной 10 мм и обтянуты звукпрозрачной тканью. Предварительно, с MDF, при помощи ручного фрезера сняты фаски. К сожалению, не помню названия ткани, но она из простого магазина для рукоделия. Ткань подворачивается и с обратной стороны приклеивается.
Сведение фильтров не заняло много времени. Динамики органично дополнили друг друга. 4 ГД-35 соединены последовательно и имеют общее сопротивление 8 Ом. Схема фильтра проста: пара 4 ГД-35 включена через катушку индуктивности 1,35 мГн, а 4 ГДШ-3-8 через конденсатор 4,7 мкФ. Никаких доп. резисторов для выравнивания чувствительности не понадобилось. АС имеют высокое звуковое разрешение, прекрасно передают атмосферу записи. Голоса и инструменты звучат натурально и живо.
В зависимости от окружающей обстановки, можно корректировать звучание добавлением внутрь некоторого количества звукопоглащающего материала (синтепон, ватин и т.п.). Это особенно актуально, когда АС тыльной стороной стоит близко к стене.
Автор работы: Александр Лукин г. Омск
Профессиональная работа. Достойный пример для подражания.
“Поскольку колонки имеют открытое оформление, делать стенки толстыми не имеет смысла, давления внутри не создается.”
Этот тезис спорный. Даже в открытых ящиках стенки немного “подыгрывают”. На мой скромный взгляд, было бы неплохо добавить брусок-распорку (или стяжку) между боковыми стенками сзади в области выходных клемм и прикрепить к нему заднюю стенку тоже.
Глянул внимательнее, стяжка там вроде бы есть. ))
Прекрасная работа, а выбор динамика сч-вч , 4ГД-35 от магнитолы Вега поддерживаю обеими руками, динамик и в самом деле уникальный по звуку и ровности ачх.
Александр Сергеевич, какое Ваше личное предпочтение: 1ГД-50 vs 4ГД-53 (4ГДШ-3-8)?
Есть ли у Вас их АЧХ в личной коллекции?
1ГД-50 не достать проще, чем 4ГД-53.(во загнул!))) Веговские динамики вижу иногда на рынке, а вот 1ГД-50 забыл как выглядит.
У меня пока всё наоборот. Если есть 1ГД-50, стоит ли искать 4ГД-53 по каким-то особым соображениям?
Отвечу сам себе. ) 4ГД-53А – хорошие динамики. Равномерно просвечивающий подвес, ровный и тонкий диффузор с 8 радиальными рёбрами жёсткости, прям не верится, что на БРЗ делали. ) Подводящие почти внатяг, что может привести к деформации диффузора. С завода по-разному пропитаны. Те, что пропитаны хорошо, но без фанатизма, звучат веселей слабо пропитанных. Есть разновидности на двух магнитах одинакового диаметра, но разной толщины. На толстых магнитах звук кричащий, на тонких – приятный и сбалансированный (на фото в статье магнит тонкий). Внутрь пока не заглядывал. )
Рязанский 5ГДШ-9-8 почти аналог 1ГД-50, или Гагаринский 3ГДШ 7 – (4,8) разница в мощности. Да и возраст поменьше.
Вот так да… Вы так часто его ругали Александр… Может я чего не так понял))
Очепятка же. ) 4ГД-35 читать как 4ГД-53, ИМХО.
4 ГД-35 и 4 ГД-53А
или
8 ГДШ-1-4 и 4 ГДШ-3-8
Отеманно, опечатка. 4ГД-53 конечно же. Редкой ровности и звучности динамичек. Так всегда, как что-то хорошее , так не достать или снято с выпуска.
В небольшом корпусе получается шикарная колонка на все случаи жизни, от прикомповой акустики- до комнатной , когда нет задачи стены двигать музыкой.
Две “Ригонды” 😉
Работа очень аккуратная. Но… головки я бы таки спрятал заподлицо с панелью. Лучше проточить гнездо и посадить их туда снаружи.
Да, если всё-таки будет бубнить – ПАС. И при такой схеме можно поразмышлять о системе “2,5 полосы”.
Объем воздуха в цилиндре, образованном толщиной передней панели, перед диффузором имеет массу, которая добавляется к массе подвижной системы головки, слегка понижая ее рез. частоту системы. Отрицательного влияния подобной посадки на ход АЧХ в области сч, обнаружено не было. В приемниках, эти головки так же всегда устанавливались изнутри.
Подскажите пожалуйста. Если эту схему примирить для Ригонды 102
Добавить второй 4гд-3-8
Дмитрий, Ваша работа? Короче снимаю шляпу перед автором!
если я что-нибудь в чем-нибудь понимаю, то автор колонок Саша Лукин из Омска. Там и замеры есть , ачх редкой красоты .
Это не моя работа. Вечером разберусь и добавлю автора. На форуме он выкладывал АС, от туда и взял.
А какая у них примерно номинальная мощность по итогу?
8 Вт точно есть.
Судя по паре 4гд-35 , как у 6ас-503 – то не более 6 Вт .
Господа, имеет смысл делать такие колонки в корпусах 20АС-7 Корвет, где два назкочастотника сверху и снизу по диагонали, а посередине ВЧ
Ничего себе, вот так АС. Написал Вам на почту.
с маленьким условием: стенку заднюю долой. Тогда да.
Заднюю стенку планирую с перфорацией, как у автора даной публикации. Спасибо.
Здравствуйте. Работа вызывает уважение. Один вопрос: 4ГДШ-3-8 как и 4ГД-35 имеют согласно справочных данных верхнюю границу АЧХ всего 12кГц. Откуда в начале статьи на АЧХ колонок 20кГц и та ровненько?. Может, всё же, там другая комплектация. Из шп малышей только для 5ГДШ-5-4 заявлено АЧХ от 80 – 16000 Гц.
На 20 кГц уже завал в -10 дБ по отношению рабочего диапазона. Но до 15 кГц играют ровно.
Замечание отчасти верное. Не большая доработка в виде пропитки центральной части диффузора 4ГДШ 3-8, с целью расширения ВЧ диапазона была произведена. Пропитывал натуральным шеллаком, с обеих сторон, предварительно отклеив п/з колпачок. Так же, тангенциальный подвес был обработан р-ром полиизобутилена в бензине галоша за 3 раза, с промежутками в 1 час для высыхания предыдущего слоя. Подвесы 4ГД-35 пропитывал водкой, с генератора частот подавал на динамик синусоидальный сигнал 25Гц. Гонял до высыхания, затем повторил процедуру еще 2 раза. Таким образом, удалось понизить рез. частоту с 60-65 до 50-55Гц.
о пропитке водкой впервые слышу! честно, без сарказма. надо будет свои так обработать. Ещё раз высказываю свои
восторги по поводу АС, уже лично автору
Приятно читать о работе понимающего человека!
У 4ГД-35 есть своя заводская пропитка подвеса, которая со временем застывает. Она хорошо растворяется бензином и подобными углеводородами. Можно несколько раз пройтись по подвесу кистью с таким растворителем для её “оживления” и разравнивания, и после этого немного пластифицировать её слабым раствором полибутилена/полиизобутилена.
Спасибо. Васе стало на свои места. Истина живет в МЕЛОЧАХ!
Подскажите пожалуйста. Если эту схему примирить для Ригонды 102
Добавить второй 4гд-3-8
Комментарий отчасти справедливый. 4ГДШ3-8 были слегка доработаны. Для расширения вч полосы их центра (примерно на 1/3) были пропитаны натуральным шеллаком с двух сторон. Шелак, в виде чешуек, приобретен в лавке художника. 4ГД-35 размяты синусоидальным сигналом, с пропиткой верхнего подвеса водкой (трижды, до высыхания). Рез. частота снизилась с 60-65, до 50-55 Гц.
Александр, специально для Вас припас выдержку из книги Евгения Скучика (Вам конечно знакомо имя этого выдающегося акустика из США)
Подскажите пожалуйста. Если эту схему примирить для Ригонды 102
Добавить второй 4гд-3-8
Укажите глубину этих колонок.И пожалуйста опишите характер их звучания.
Глубина 250мм. Звучание ясное, естественное. Голос живой, контрабас четкий, читаемый, без гудения и задержек. Атака мгновенная, послезвучия висят в воздухе. Глубоких басов, естественно нет.
Александр, это внешне 250 мм или внутри корпуса?
Внутренний 250мм., Следует из соотношений золотого сечения. Но не считаю, что прям в миллиметр нужно попадать. Если по наружке сделать, не услышите разницы.
Я не слышал представленный образец (не думаю, что много потерял), просто любопытно насколько он отличается от “Электрона 104”.
А я не слышал 104-х, но при таком кол-ве и расположении динамиков, совершенно диком расстоянии между сч и вч головками, уверен, что звучание оставляет желать лучшего. Предназначение этих “Электронов”, вряд ли домашнее, скорее в клубе орать. Хотя, по незнанке, многие полагают, что чем больше динамиков, тем круче звук.
Александр, я бы не делал такую конструкции вааще! При наличие двух 4ГД35 сделал бы “двойку” Журенкова морда к морде, разделил бы на 500 Гц и 4ГД53 – все остальное таскал бы или еще лучше 5ГДШ 9. Зачем-то сын мне их два дня назад купил в Чипе с Дипом. Играют классно. Я их к старенькому компьютерному сабу подключил. В ультразвук влетают. Я его правда не слышу, но по звуку тарелочек похоже. Не клецают, а звенят.
“При наличие двух 4ГД35 сделал бы “двойку” Журенкова морда к морде…”
4ГД-35 – плохой кандидат для такого сдваивания. Соединив их параллельно, получим сопротивление 2 Ома, соединив последовательно – уменьшение звукового давления в 2 раза (площадь как у одного, а сопротивление в 2 раза выше).
Кроме того, 4ГД-35 – это не басовик, высота намотки его катушки около 5 мм при высоте верхнего фланца 4 мм, Xmax получается маленький, и звуковое давление на НЧ остаётся набирать лишь площадью (количеством), что и сделал автор обсуждаемой здесь конструкции.
У 4ГД35 добротность около 1. Надо нормальную ПАС делать, а не этот акустический ужас из фанерки. А уж, если делать нормальный ПАС, то стенки надо укреплять перегородками или стяжками.
Плюс, если нормальная ПАС, то 4ГД35 потребуют бокс. При такой высокой полосе раздела – где-то около 1000 Гц (что плохо). Не набивать корпус под завязку ватой, а только распушенной ваткой 1/3 объема корпуса. В связи с наличием ПАС ЗПМ надо располагать на сенках. Всякие там ватные мешки желательно не использовать, снизится эффективность работы ПАС. Это мое мнение, я бы сделал, поскольку по сравнению с той работой, которая проведена, остаток ничтожен.
Есть над чем поработать.
Если желание установить ПАС будет, могу посчитать.
Добротность 4гд-35 выше 1. Точнее 1,1. Попадались экземпляры с ку тс под двушку. Какой там ПАС:) У меня встречное предложение, сделайте свой вариант с ПАС с подробным описанием, расчетом и измеренной ачх! Тем более, что желание поработать, как я понял, есть! Ознакомиться с методикой расчета ПАС, будет крайне познавательно.
Вы не вполне правы. Для двушки тоже можно использовать ПАС.
Ну, можно и зайца научить курить… Поверьте, я сделал открытый корпус не потому, что не знаю что такое ПАС, скорее наоборот. Несколько практических конструкций позволили мне получить опыт и собственное мнение о возможностях и рамках применения данного вида оформления. Это же касается и решения со сдвоенными головками.
Молодец. Вы можете представить результаты исследований? Или оформляете Патент и засекретили их?
Мне кажется, что какие бы результаты я не выложил, для определенного круга лиц они так и останутся засекреченными.
Как же мы без этого жить-то будем, кто нас просветит, откроет тайны электроакустики!!!
Это стеб. Смеюсь, не обижайтесь.
На тему ПАС: Вот один из моих первых проектов с таким оформлением, шести летней давности. Мидбас-Panasonic от муз центра. Добротность типичная бумбоксовая в р-не 0,9. ВЧ-1ГД-50. Чтобы вписать в корпусок, сделал ПАС. Играют у моего знакомого до сих пор и менять их на что либо другое, у него нет ни малейшего желания. Настраивал меняя материал в ПАС и контролируя высоту резонансного горба по графику импеданса. Тогда не ставил целью публиковать все это и не сохранял графики настройки. Но в другом нужном месте все отложилось.
Та чево там. Дело знакомое.
Итак:
Расчет ПАС.
Fрез. 55 Гц – это нужно, чтобы определить глубину корпуса.
Длина волны на 55 Гц составляет 6,2 м. 1/6 длины волны 1,03 м. Вполне можно использовать глубину ящика около 0,25 м.
Отверстия диаметром 0,025 м (например). При D 200 мм, S =π(Dх0,8)2/4 x 0,3= 0,006 м2. Sотв =πD2/4 =0,0005 м2. n = 2S /Sотв = 24 отв.
Итого: 24 отверстия диаметром 2,5 см. Отверстия располагаются напротив динамиков. Расстояния между краями отверстий около 1 см. Ткань зажимается между двумя фанерками. Если полоса раздела 500 Гц то ЗПМ можно не класть, только распушенную вату из расчета 1/3 от объема колонки. При этом вату разместить таким образом, чтобы она не попадала в динамики. Обязательно бокс для СЧ-ВЧ объемом не более 1л с ватой внутри (без фанатизма).
Дополнительно важно!
ПАС работает только вблизи резонанса, поэтому ящик надо делать по-взрослому. Задняя стенка тоже не должна колыхаться. Это не картонка с дырочками. Ткань выбрать лучше лен.
Как все просто оказывается! Приняли площадь отверстий как 30% от площади диффузоров, перевели площадь в кол-во и ПАС готов… Гениально!
Нет, уважаемый г-н Лукин не все так просто. Корпус надо делать серьезный, а не из 6-10 мм фанерки при таких габаритах. Корпус еще укреплять и укреплять. А вот когда корпус будет жестким, тогда можно и за ПАС приниматься. ВЫкинуть на хрен один динамик. При таком расположении, что у Вас, при таком оформлении будет черт те что. Для гаражного варианта “под водочку” еще туда сюда. Да там вообще можно лепить что угодно.
А если для “средников”, то 4ГД53 вполне справится – в полосе более 300 Гц он лучший среди известных, 4ГД35 здесь явно лишние, только площадь занимают.
Никаких вибраций корпуса нет в помине. Стяжку/распорку, соединяющую боковые стенки видно на одном из снимков. На ней располагается терминал для подключения. Передняя стенка усилена березовым бруском. Толщина стенок не 6-10, а 12мм., чего вполне достаточно. Для неверующих привожу фрагмент из книги Д.Х. Шифмана “Громкоговорители конструирование и производство”. Присутствие 2-х динамиков, за счет удвоения площади излучения, позволяет поддерживать уровень нч на приемлемом уровне. Никакой звуковой каши из за близкого расположения головок и, как следствие, возможной интерференции не отмечено. Само собой, АС не являются все жанровыми. Но джаз, блюз, камерную классику, классический рок воспроизводят отлично!
То есть СЧ и ВЧ диапазон. Насчет интерференции. Как это нет, Ваша колонка работает вне законов акустики? Вы ухом интерференцию ловите?
Вам нравится? А послушайте что-нибудь по сравнению. Как можно услышать искажения звукового диапазона на музыкальных фрагментах без знания что там есть на самом деле. Так и проводят экспертизу. Только не с S30.
А так я рад за Вас.
Делать нужно сразу хорошо – плохо получится само (А. Миронов).
Конечно, ухом ловлю, а затем посредством ментальной передачи данных, телепортирую выровненную усилием разума АЧХ прямо на экран 🙂
Александр! А Вы не допускаете крамольную мысль, о том, что в этом телевизоре используется вовсе не настоящее разделение каналов, а так называемый псевдостерео режим? В моем LG именно так и было сделано. Так же невыносимо звучало.
Вопрос про фильтры АС, к автору акустических систем. Правильно ли я понимаю, что дроссель режет все что выше примерно 1000 Гц и пускает сигнал на 4гд35, а конденсатор отделяет для 4гдш-3 все что выше примерно 4000 Гц (от 1 до 4 тыс. Гц)? За счет чего же средние частоты нормально, без провалов звучат, только из-за индивидуальных особенностей применяемых динамических головок и применяемых фильтров только 1 порядка?
Если считать по формулам, то, как бы да, цифры верные. Реально, катушка лишь присаживает повышенную отдачу 4гд-35 на верхней средине до уровня мидбаса, а основной спад начинается несколько выше. Конденсатор, плавно ограждает 4гдш 3-8 от нч и динамики имеют довольно протяженную зону совместной работы, но уже с пониженной чувствительностью. Общая же ачх подтягивается до необходимого уровня. Собственный резонанс 4гдш 3-8, находится далеко за пределами действия фильтра и не в состоянии как либо повлиять на ход ачх в области стыка полос.
Спасибо большое за ответ!
Подскажите пожалуйста. Если эту схему примирить для Ригонды 102
Добавить второй 4гд-3-8
По-моему не будет оно путём звучать, лишние хлопоты.
Какой молодец автор, рад что на это все хоть у кого-то есть силы и желание!✔️
сделано красиво качественно, изящно, слов нет. Головка вега действительно отличная для сч. Но….
Еще в середине 80х сего я только не пробовал с 4гд35 делать, ну не звучат они… Врат не буду, в ТЛ не пробовал, но думаю их и это не спасёт.
И втрое… В тех жк 80х я ещё не зная про интерференцию, интуитивно понял, что два динамика в одном корпусе, и на одних частотах звучат отвратительно. разве что метров 20 отойти, картина чуть лучше. Почему народ упорно повторяет эту ошибку?
И третье))) Многие забывают, что диффузор головки это тонкая бумага, которая пропускает звук. Если уж делаете вторую полосу ставте её в отдельный объем. Для двух 4гд35 веговский динамик, просто отверстие в лицевой панели.)))
Что делать любителям 4гд35?)
Я бы попробовал его в ТЛ засунуть с частотой настройки герц 60. Тут можно и поэкспериментировать! 55- 65 попробовать. естественно головка должна быть в единственном числе. Динамик вегиа в отдельный объем. Насколько помню у 4гд35 паспортная мощность 15 Вт, или максимальная? потому лучше её питать от полупроводникового унч и полосу ограничит фильтром 3-4 порядка 45- 300( 500) герц а вот любителям лампового звука головку вега питать от лампы с 300-500 герц 3-4 порядок. Ещё добавит писчалку, с чуствительностью веги, тут можно через конденсатор 1 мкФ. Звук станет прозрачнее)))