Это двухполосный громкоговоритель, который делался как кит для Аркады, московским представителем которой я являюсь в настоящее время.
Вторая версия фильтра!!!
Эта акустическая система предназначается для начинающего аудиофила-самодельщика, который не может позволить себе купить Proac Studio 130 за три штуки баксов. В Проаке стоит динамик SEAS меньшего размера и пищалка Вифа примерно такого же уровня, как SEAS, который стоит у меня.
Мидбас SEAS H1215 в процессе его продаж норвежской фирмой SEAS менял свои параметры. Динамик с первоначально объявленными параметрами “просил” фазоинвертор порядка 25 литров. Динамик по новому datasheet уже хочет 16 (максимум – 18) литров. А сейчас у меня лежит пара с очень высоким BL и низким Qts, которой уже надо 10 литров. Но это случайный выброс, связанный с военным переворотом в Тайланде, где делались подвесы для этих динамиков.
В процессе осуществления проекта пришлось уменьшать объем готового корпуса, заполнив один из отсеков.
Итак динамики:
Мидбас SEAS H1215 имеет следующие параметры по-современному datasheet:
Fs=35Hz
Mms=14,9g
Vas=33l
Qts=0,32
Bl=7,2N/A
Sd=136sq.sm.
Линейный ход – 6мм на сторону
Немного великоватая индуктивность катушки: Le=1,2mH
Чувствительность – 88,5dB при 2,83V
Этот динамик имеет очень высокое отношение Bl/M и довольно легкий диффузор, его не заставишь играть очень низко, но это дает возможность использовать его в двухполосной системе. Большой линейный ход дает возможность озвучить комнату до 25 метров.
ВЧ головка SEAS H1149 без магнитной жидкости в зазоре, с камерой имеет низкую резонансную частоту.
АЧХ обоих динамиков достаточно ровные. Поэтому с фильтрами особых проблем не было. Вот эскиз корпуса АС:
Как видно, нижний отсек – глухой. Его можно засыпать. Можно сделать перегородку наклонной, “размыв” стоячую волну.
Это эскиз рамки гриля:
Твитеры утоплены в переднюю панель заподлицо. Мидбас “надвинут” на пищалку, как во многих моих конструкциях.
Это хорошее решение со многих сторон:
– неполностью, но выравниваются аккустические оси обоих динамиков,
– не нужно утапливать сложный проффиль фланца мидбасовой головки,
– сближаются центры излученя, что улучшает характеристики направленности,
– уменьшается потребный размер перредней панели АС.
Материал корпуса МДФ 16 мм, передняя стенка 20 мм. Можно использовать 18 мм или 20 мм МДФ, сохранив ширину передней панели. Для сохранения объема можно опустить перемычку в корпусе.
Фазоинвертор имеет диаметр 49 мм и длину примерно 155 мм. Трубу можно сделать и большего диаметра, но так как она смотрит назад, то свиста воздуха на больших мощностях не слышно.
В качестве порта ФИ использована стандартная труба PT-2L из “Аудиомании”, надставленная картонной трубкой. Внутренний диаметр 49 мм.
Глухие отверстия внутри корпуса служат для крепления кросовера. Корпус имеет простую конструкцию, что позволяет его легко повторить.
А вот схема кросовера:
В кросовере использовались детали Jantzen, датского производителя, которые были под рукой. Конденсаторы – полипропиленовые Jantzen Cross Cap, катушка L1 Jantzen Round – провод 1,4 мм, L2 – Solen с диаметром провода 0,8 мм. Резисторы – MOX (металлооксидные) 10 Вт. Несмотря на то, что электрически фильтр второго порядка снизу и третьего сверху, это акустически Линкитц Райли 4 порядка. В принципе свелось бы и со вторым порядком сверху, но с третьим АЧХ получше. Да и при низком разделе пищалка будет целее…
Это готовая АС. Шпон красное дерево.
Еще один вид готовой АС:
Это АЧХ громкоговорителя. Изрезанность является следствием малого сглаживания и влияния комнаты. Времени “подклеить” снизу измеренное SPL в ближнем поле у меня не было. Да я этого и не делаю обычно.
Красная кривая – это АЧХ на оси пищалки, снятая с полметра, зеленая выше на примерно 15см (17 градусов), а синяя ниже. Частота раздела фильтра примерно 2400Гц. Звучание АС нейтральное и неутомительное. Громкоговорители имеют высокое разрешение и динамичную середину. Описание этого кита на сайте “Аркады”: http://www.arkada.com/items/optima.htm
Вторая версия фильтра!!!
Я давно собирался сделать полочный вариант этого громкоговорителя, но руки не доходили. Недавно я побывал у одного любителя, который повторил этот конструктор, но вставил динамики в корпус от китайского полочника Senon MD-1600A, который продавался в магазине “Чип и Дип” за 2700 рублей за пару. Если заказывать такие корпуса, то они обойдутся раза в 3-4 дороже. Поэтому я решил последовать примеру этого находчивого аудио дуера. Пищалка встала как влитая, а размер SEAS H1215 был миллиметра на 4 меньше родного мидбаса, но это не очень заметно.
Просто так повторять собственную конструкцию я не стал, а соорудил новый фильтр:
Вот как он выглядит:
Как видно, на твитере фильтр стал электрически второго порядка. При этом появилась возможность вместо двух дешевых и простых конденсаторов поставить один более “крутой” Мундорф Суприм.
Вот как это выглядит с грилем:
Без гриля:
Это графики: АЧХ – суммарная и по полосам, импеданс, и АЧХ по оси и плюс-минус 15 градусов по вертикали.
На импедансе видна большая зарубка на 180Гц. Это получилось из-за того, что импеданс басовика измерялся в пустом корпусе. В реальном громкоговорителе этот стояк подавлен. Корпус я не дорабатывал, просто надел на трубу фазоинвертора кусок картонной трубы, удлинив ее таким образом до 200мм. Родная труба имела внутренний диаметр около 70мм. Еще я промазал швы пластилином для самоуспокоения. Все мероприятие с заменой динамиков и изготовлением фильтров заняло у меня один выходной.
Людям, которые хотят доработать корпус по больше, я бы посоветовал поставить два вертикальных ребра жесткости посередине каждой из двух боковых стенок из брусков 20х20 мм, 20х30 мм или 30х30 мм. Бруски клеить на ПВА. Для удобства можно по подготовленным в них отверстиям дополнительно закрепить их изнутри саморезами (следите, чтобы длина саморезов была не очень велика, и они не вылезли снаружи!) Между передней и задней стенкой (в районе перемычки между пищалкой и мидбасом) можно поставить распорку из бруска 20х30мм. Также можно налепить герлен на все стенки кроме передней. Такая доработка несложна и существнно улучшает корпус.
После прослушивания и измерений того, что получилось, было решено, что яма выше частоты раздела слышна. Поэтому решено было заменить конденсатор на пищалке на 8.2мкФ. Хотя, если кажется, что АС играет слишкм агрессивно, то можно сделать этот конденсатор 7.5мкФ. или 6.8+0.68 мкФ. Увеличилась добротность фильтра на пищалке и импеданс провалился до 3.5 Ом, но результат по звучанию был оценен как лучший.
Вот последняя схема фильтра:
Вот график импеданса, измеренный с последним фильтром:
Видно, что нет пика на 180 Гц. Добротность ФИ невелика. Это выхзвано не очень жестким ящиком. Впоследствии я все же доработал корпус, как описано выше.
Это померенные АЧХ системы с полметра. Точки – это вариант с конденсатором 6.8 мкФ, а сплошная линия – с 8.2мкФ. Сглаживание 0.1 октавы.
Обратите внимание на то, что твитер SEAS H1149 феноменально ровный! Измерения сделаны до верхней частоты 30 кГц, с которой АЧХ только начинает валиться. В общем, результат модификации вполне оправдал ожидания. Еще одно дополнение! Товарищи предложили еще один вариант выполнения трубы фазоинветора! От пластиковой 50 мм канализационной трубы отрезается кусок длиной 150 мм и на двух резиновых уплотнительных кольцах ставится в родную трубу. Внутренний диаметр этой трубы 46-47 мм.
Автор проекта: Георгий Крылов
где взять эти динамики
Зачем 10мас1 повторять в разных корпусах и на разных динамиках?
Интересная и подробная статья. Вот только как все-таки сравнение звука на слух? Ведь объем напольников намного больше.
Приезжайте и слушайте. Каждую осень на Росхайэнд автор выставляется.
Провал ЧХ сопротивления на 4кГц говорит о неправильных номиналах ВЧ звена фильтра. Судя по первому графику (направленность), ВЧ динамик хотел быть ниже НЧ.
Почему Вы так думаете? Системы Георгия отслушаны десятки раз посторонними людьми. Есть несколько вариантов кроссовера, в соответствии с пожеланиями публики.