2-х полосная АС “Electrostatic” (пара 5 ГДШ-4-4 + 3 ГДВ-1-8)

2-х полосная/широкополосная АС открытого типа. На стадии проектирования:

polkaS_020 ldsound.info (14)

Технические характеристики в 2-х полосном режиме:

Диапазон воспроизводимых частот: 100 – 20000 Гц (100 – 19000 Гц)
Неравномерность АЧХ в диапазоне 100-20000 Гц: ±8 дБ (±10 дБ)
Чувствительность: 90 дБ (90 дБ)
Сопротивление: 8 Ом (8 Ом)
Паспортная мощность: 10 Вт (10 Вт)
Долговременная мощность: 12 Вт (12 Вт)
Кратковременная мощность: 40 Вт (40 Вт)
Используемые динамики:
Габариты (ВхШхГ): 530х350х75 мм

Вес одной АС: 5 кг

В скобках приведенные данные в широкополосном режиме.

АЧХ акустической системы и динамиков в корпусе. Условия измерений одинаковы (микрофон с 1 м, задержка 5 мс, сглаживание 1/24 окт). Все графики подписаны:

polkaS_020 ldsound.info 001

ШП динамики, напрямую

polkaS_020 ldsound.info 002

2-х полосная. 3 мГн на ШП динамики + 1 мкФ на ВЧ. В фазе

polkaS_020 ldsound.info 009

ВЧ динамик с конденсатором 1 мкФ

polkaS_020 ldsound.info 012

ВЧ динамик с конденсатором 2,2 мкФ

polkaS_020 ldsound.info 013

2-х полосная. На ШП динамики 0,25 мГн + 2,2 мкФ на ВЧ. В фазе

polkaS_020 ldsound.info 017

АЧХ системы. 2-х полосный режим. 0,25 мГн на ШП + 1 мкФ на ВЧ. В фазе

Описание:

Акустическая система спроектирована в оформлении открытый корпус. Корпус АС выполнен из фанеры толщиной 10 мм. Внешне фанера покрыта шпоном дуба и обработана маслом для дерева. С внутренней части боковые стенки дополнительно соединены с передней панелью через треугольники из той же фанеры, что придает корпусу дополнительную жесткость и положительно влияет на рассеивание звуковой волны.

polkaS_020 ldsound.info (20)

Корпуса склеены

polkaS_020 ldsound.info (19)

Стыки

polkaS_020 ldsound.info (13)

Неровности зашпаклеваны перед шпоном

Переднюю панель закрывает съемный гриль с натянутой тканью. Гриль так же сделан из фанеры и крепится винтами. Динамики расположены вдоль вертикальной оси, между широкополосными находится ВЧ динамик. С внутренней стороны передней панели расположен фильтр, клеммы и переключатель. Проводка выполнена акустическим кабелем.

polkaS_020 ldsound.info (17)

Съемный гриль

polkaS_020 ldsound.info (16)

Отверстие в гриле под врезную гайку

polkaS_020 ldsound.info (15)

Врезные гайки позволяют закручивать винт с одной стороны

polkaS_020 ldsound.info (18)

Врезная гайка поставлена

polkaS_020 ldsound.info (7)

Грили окрашены в черный цвет, ткань натянута

polkaS_020 ldsound.info (8)

Ткань фиксируется скобами

Схема фильтра и переключения между режимами работы показана ниже. Фильтр 1-го порядка, состоит из конденсатора МБГО и катушки индуктивности на воздушном сердечнике. Тумблер сетевой 250В/15А. Проводка акустическая. Клеммы хромированные, с пружиной.

Схема фильтра и акустической системы в целом:

polkaS_020 ldsound.info (1)

Режимы работы:

Работа в 2-х полосном режиме. Контакты 1-3 и 2-4 замкнуты. Сигнал из плюсовой клеммы приходит на точку 3. В данном режиме точки 1, 2, 3 и 4 образуют единую точку, с которой сигнал расходится на конденсатор и катушку, динамики ШП и ВЧ, и далее на минусовую клемму. Контакт 5 находится в воздухе. Контакт 6 не используется.

Работа в широкополосном режиме. Контакты 3-5 и 4-6 замкнуты. Сигнал из плюсовой клеммы приходит на точку 3 и перемыкается на точку 5, с которой подается на пару динамиков ШП и на минусовую клемму. Контакты 1 и 2 находятся в воздухе, тем самым отрезая динамик ВЧ и его фильтр. Контакт 6 не используется.

polkaS_020 ldsound.info (1)

Вид спереди, без гриля

polkaS_020 ldsound.info (2)

Крупным планом

polkaS_020 ldsound.info (3)

polkaS_020 ldsound.info (4)

Вид сзади

polkaS_020 ldsound.info (5)

Крупным планом

polkaS_020 ldsound.info (6)

Элементы схемы крепятся саморезами и винтами, все довольно просто

Благодаря двум режимам работы у слушателя есть возможность выбрать между удобный для себя вариант работы АС. Более высокой чувствительностью, но кривая АЧХ и мало высоких частот (ШП режим) или менее высокая чувствительность, но АЧХ ровнее и высокие частоты дотянут до 20 кГц. На слух работа в двухполоске практически не отличается от широкополосного.

polkaS_020 ldsound.info (10)

Вид с переди

polkaS_020 ldsound.info (11)

Через сетку слегка присматривается лицевая панель

polkaS_020 ldsound.info (12)

Автор: LDS специально для сайта ldsound.info

34 комментария: 2-х полосная АС “Electrostatic” (пара 5 ГДШ-4-4 + 3 ГДВ-1-8)

  1. Дмитрий пишет:

    Кто будет повторять, стоит попробовать сместить головки с одной оси, т.е. сдвинуть ШП в разные стороны. Возможно уменьшиться неравномерность ШП головок. Это смахивает на известную проблему верности измерения головки в щите, об этом писал Alex_Jet http://alex-jet.narod.ru/acoustics/different/Acoustic_Screen.html Правда на его сайте много рекламного мусора (

  2. Кристас пишет:

    Есть желание повторить этот проект, но широкополосные динамики будут 8гдш-2-8. Размеры щита вроде как аналогичные будут?

    • LDS пишет:

      Если динамик такого же размера, то и корпус тот же. Если нужно больше баса, то щит придется делать больше.

      • Кристас пишет:

        Доброго дня! Прошу уточнить: центр ВЧ-ника совпадает с геометрическим центром щита? Спасибо.

        • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

          видимо, да. Потому что другие динамики непременно нужно стянуть к центру щита, чтобы уйти от акустическог кз на краях щита, а пищалу нельзя смещать в сторону от акустической оси всей колонки.

        • LDS пишет:

          Доброго. Да, центр ВЧ находится в самом центре щита.

  3. Андрей пишет:

    Кроме смещения шп голов относительно вертикальной оси, не следует-ли развернуть на 90 градусов вч динамик? Ради лучшей равномерности АЧХ и расширения диаграммы направленности?

    • Дмитрий пишет:

      Моя колокольня говорит, что поворот заменит текущую “инварианту” по вертикали (направленность меньше, высота поверхности излучения меньше) на горизонталь, что может и не лучший вариант. Хотя я может и не прав, есть у кого-нить мат. доказательства излучения такой поверхности или карта направленности?

      • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

        Данный вариант размещения пищалки более удобный в плане направленности, не нужно самому подстраиваться к их вч оси по высоте (есть у колонок такого типа забавный эффект)
        При нехватке верхов(в чём я сомневаюсь) достаточно чуть направить колонки на себя.

    • Кристас пишет:

      А расположение ВЧ-ника между ШП-ками идеально для такого варианта или есть смысл переместить ВЧ-ник в ино место? Кто как думает?

  4. WaveCorp.ru пишет:

    Где Electrostatic? Электро есть, статики не вижу)))

  5. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Молодца автор! И красиво и грамотно и звучно ( насчёт звучно-уверен внутренним чутьём, потому что динамики добрые)
    И дистанция между шириками выбрана верно и частотка подправлена катушечкой и пищалку можно отключить на выбор. Браво! АБ.
    ПС.Для пущего звука внутрь бросить матрасик синтепоновый, чтобы крикушка с тыльной части колонки не отскакивала от стен и не рушила прозрачность звука.

  6. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Ещё советик полезный: внутренние края отверстий под ширики нужно раздать под пологим углом, уйти от резонанса “стакана”, в котором сейчас вынужден работать ширик.
    Как вариант- вокруг динамиков делается выборка с утончением стенки, чтобы края отверстия оттянуть подальше от окон в корзине. Это известные приёмы улучшения равномерности ачх ШП динамиков.

  7. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    и последнее. Бортики в данной конструкции помимо придания законченного вида колонкам играют полезную роль в увеличении длины экрана в плане уменьшения влияния АКЗ.
    Лично проводил замеры щита без бортиков и с ними, выгода на самом нижнем крае -около 1,5 дБ, это немало для НЧ , когда каждая децибела на вес золота.

  8. Любитель пишет:

    Схема очень хорошая. Я в свое время делал то же самое и был впечатлен. Конденсатор лучше заменить на 4 МКФ, а динамики расположить ближе друг к другу, так, чтобы ВЧ оказался между ними, но не вплотную.

  9. юрий пишет:

    не понимаю…..на фото одни дины на схеме и описании другие

    • LDS пишет:

      Где они разные?

    • Алексей Климов пишет:

      И на схеме, и на фото, и в описании 3ГД-45 (он же 5ГДШ-4-4). Может быть, Вы его перепутали с 3ГД-38е, хотя, в принципе, в данной АС не важно, какой динамик из них лучше применить. В этом случае всё зависит от Ваших предпочтений.

      • Юрий пишет:

        Там есть различии на одних есть кз медное кольцо на других его нет, т.е. есть подъем на вч и спад на нч, его как раз хорошо использовать под однополоску, другой без оного, для подпорки на вч той же 2гд36

  10. Дмитрий пишет:

    поясните пожалуйста кто нибудь: на сколько я знаю чтобы избежать АКЗ размер щита должен быть более или равен длине волны. В противном случае ниже частоты с длиной волны равной размеру щита будет сильный спад АЧХ.. Для выбранного в проекте размера щита спад должен начаться уже ниже 1000 Гц. ОТкуда тогда нижняя граница от 100 Гц? Или я что то не так понимаю?

  11. Игорь пишет:

    Имел подобный опыт только там были 4гд35 и 3гд31.Сколько слушал,вслушивался,располагать вч между двумя одинаковыми нч ошибочно.Появляется каша.Нужно однотипные вместе держать и как можно ближе.

  12. Юрий пишет:

    С двумя 3гд-32 такой проект должен быть ещё звучнее. Подскажите как лучше расположить овальные 32- е на таком щитке? Кроме того, такой щиток неплохая СЧ- ВЧ секция для будущей трёхполоски

    • Коля пишет:

      Юрий, 3ГД32 не 3ГД38.
      3ГД32 (6ГДШ 1) имеет добротность (по справочнику Алдошиной, Веселова) около 1. У 3ГД38 добротность 2, поэтому ее можно располагать в экране (тоже не айс).
      Для 3ГД32 желателен ящик литров 10, оборудованный правильным ПАС.
      В противном случае Вы будете слышать, в основном, среднечастотную и немного высокочастотную составляющие.

  13. AndrewDontknow пишет:

    Доброго времени суток,
    Хочу повторить данную конструкцию на 2гд-36 и 3гд-45 (или 3гд-38), но в уже имеющихся корпусах 3АС-2.
    Вопрос к автору – подскажите пожалуйста, фильтр для 2х-полосного режима, но для одного 3гд-45 можно оставить без измененний? или все-таки нужно как-то менять номинал катушки..? Т.к. в ящик 3АС-2 физически не войдет 2 х 3гд-45 + 1 х 2гд-36
    Заранее благодарен

    • ldsound пишет:

      Доброго.
      На ВЧ оставляйте 1 мкФ.
      В теории катушку на ШП ставьте 0,12 -0,13 мГн. А возможно придется сделать 0,25 мГн + резистор 4 Ом.

  14. Дмитрий С. пишет:

    Классно сделано! Классика. Спасибо за ценный опыт! Но для большего к Вам уважения, в следующий раз не используйте такие толстые провода на разводке. Это не комильфо. Для надёжности и изящной красоты исполнения лучше использовать одножильный провод небольшого сечения. И никаких катушек 🙂 Если у Вас хороший, слишком громкий ВЧ динамик, можно немного приглушить резистором. Не думали боковые стенки сделать поглубже? Сантиметров на 5-7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *