Изготовитель: опытный завод ВНИИРПА им А. С. Попова.
Технические характеристики 15ГД-13:
Диапазон воспроизводимых частот: 100 – 1000 Гц
Уровень характеристической чувствительности: 81 дБ
Номинальное сопротивление: 4 Ом
Номинальная мощность: 15 Вт
Частота основного резонанса: 100 Гц
Габаритные размеры: 100х100х65 мм
Описание 15ГД-13
Низкочастотная динамическая головка, круглая, с неэкранированной магнитной системой. Рама выполнена из стали методом штамповки. Диффузор диаметром 71 мм сделан из бумаги с вкраплением шерсти. Подвес резиновый весом 7,54 г. Так же есть попадались и пеновые подвесы. Звуковая катушка из бумаги весом 2,8 г, высота намотки 11,5 мм. Керн диаметром 24,8 мм. Магнитная система построена на кольцевом ферритовом магните диаметром 85 мм и высотой 15 мм. Устанавливались такие громкогооврители с резиновым подвесом в 15АС-306 и 15АС-506, они же АС “Ингул”. В варианте на ППУ подвесе только в 25АС-307 “МИНИ”.
Динамик на пенополиуретоновом (ППУ) подвесе, он подвес не оригинальный:
По материалам: devicemusic.ucoz.ru
Ничего себе, какой толщины у этого динамика верхний фланец!
А каким проводом намотана катушка?
Разработка поздняя так как корзина штампованная из стали НМ. Как и большинство малогабаритных ШП динамиков его изготовление не требовало наличия литейного цеха. Нужен только пресс с ЧПУ и матрицы штамповки.
Из очевидных недостатков, данный вид динамиков легко теряет центровку при закручивании за проушины на прокладку из резины.
Лучше всего такие ставить в ас на герметик саморезы вкручивать равномерно.
Если бы не знал, сказал бы что вынули из двухполоски Gembird, TopDevice или с безымянных из Ашана.
Во-первых рама у этих головок хоть и стальная, но не настолько тонкая как у многих современных китайцев.
Во-вторых даже если “уши” рамы загнутся, жёсткость центральной части не даст сбиться центровке. Но, разумеется, с такими головками нужно быть поаккуратнее. К тому же у 15АС-306 и у 25АС-307 на передней панели наклеен слой резинового уплотнителя как раз для герметичности и избежания необходимости сильно затягивать головки.
В третьих: где Вы видели в современных бюджетных мидбасах такое железо и магнит? Сейчас делают обычно смешные маленькие магниты и фланцы 2-3 мм толщиной. Причём встречаются такие головки калибром до 5, а то и 6,5 дюймов.
диапазон частот верно указан?
Да. Резонанс 100 Гц.
У бывших в моих руках головок №4055 и 4077 были резонансные частоты 84,4 и 88,4 Гц соответственно.
Только у меня был вариант на ППУ-подвесах. Кстати, Дмитрий, добавьте, пожалуйста, что был вариант исполнения этой головки с ППУ-подвесом.
Фото не осталось а ППУ?
Поищу. Ещё было бы неплохо поменять название головки на правильное – по “новому” ГОСТу она называется 20ГДН-3, а не 15ГДН-2.
Подскажите от куда информация?
На нём это написано. Тут есть мои фотографии 20ГДН-3 и их измерения. Головки были извлечены из 25АС-307.
Там, правда, подвес уже заменённый, так как родной просто рассыпался при тестовом включении АС.
На нем только старое наименование указано. Но, обычно, если по-старому 15гдн, то новое обычно больше, 20гдн вероятней. Переименовал. Спасибо!
Причём на ППУ, похоже, более поздняя версия, так как 25АС-307 были последними подобными АС. У меня ещё есть пара таких головок постарше, где-то середины 80-х, но там нужно очень много рук приложить – замучены почти насмерть предыдущим владельцем. Если будет оказия – либо сам займусь либо отдам рукастому мужику в ремонт. Головки, кстати, довольно неплохие – мои переехали в АС с ПИ, настроенным примерно на 70 Гц, в компанию к 15ГДВ-92-8. При добавлении НЧ-секции от 25АС-132 получился довольно неплохой трифоник.
Здесь видно край родного пенового гофра: https://ldsound.info/25-as-307-mini/
Какой же это НЧ, если он этот диаппазон не играет ?
Какой есть… 100 Гц – тоже НЧ.
У большинства диких кЕтайских динамиков сходные показатели нижней границы частот.
С другой стороны ачх нет. А значит утверждать что “ниже 100гц нет звука” нельзя. Может там пологий спуск и динамик что то там и воспроизводит до 60гц с падением до 6~10дБ от номинального сигнала.
У него резонансная частота 100 Гц.))
Ну да, саб на таком строить не имеет смысла, но выдавать частоты ниже 100 Гц он всё-таки будет, хоть и с меньшим уровнем. Чай не колокол, который только на частоте резонанса и звучит)))
алексей, Вы, уже фантазировать начали.))
Резонансную Fs-100Гц, в НЧ динамиках не встречал, зато в СЧ – сколько угодно.
Я за любой кипишь, кроме голодовки.
Вот почему-то в подавляющем количестве советских колонок НЧ дины работают в ШП режиме, то есть вообще без фильтров, значит можно))) Ну а почему нельзя СЧ головку использовать ШП режиме? Не борщить с мощностью и всё.
Нет, реально видел как вместо 15гд11 на СЧ ставили 10гд34. Почему бы не попробовать обратное? Да, может выйти г…какашка, но а вдруг?
Только в двухполосках, НЧ динамик работает выше СЧ диапазона(1’280Гц). В советском колонкостроении, НЧ динамики без фильтра, как раз использовались редко, поскольку АЧХ такого ГГ, должна быть без ощутимых(4-8дб) выбросов.
Что касается 20ГДН-3-4 – по хар-кам он играет классический СЧ диапазон(160 – 1’280 Гц).
Почти все двухполосники, с 3ГД31 в качестве пищалки, имели НЧ динамик подключенным напрямую, в ШП режиме: 10МАС1, 15АС408, 15АС404, Элегия 102, Комета 15АС225, итэдэ. Можете проверить.
Судя по паспорту, НЧ головки с Fрез=80Гц начинают ощутимо играть с 63 Гц. Да, не супер бас, но глупо ждать от полочника чего-то сабвуферного.
Конкретно эти головки ставились в акустику форм-фактора “микро”, это даже не полочники. Посмотрите габариты 15АС-6/306/506 и 25АС-307. На вскидку там наибольший размер миллиметров 160-170 при габаритах НЧ-головки 100х100…
Именно, и зачем там головка с низкой резонансной частотой? При малых размерах ящика 15ГД-13-100 в самый раз.
Бердские вон 25ГДН-3-4 в почти плоский ящик 15АС-408 запихали, а ему там тесно, не взирая даже на ПИ.
У 15 ГД-13-100, диаметр диффузора 71мм, Fs в ящике будет 100-120 Гц, при чувствительности 81ДБ и Qts 0,6-0,7. Добротность для ФИ не самая подходящая,плюс получаем рост искажений ниже Fs и падение отдачи в 10-12 ДБ/окт., но выше Fs – горб, на 120-160Гц.))
Так и получилось в малых свенах и что интересно с генератора есть отдача в районе 50 а характер звука стал не гундосно-утюжным против оригинала.
похоже он
Интересно, какого года выпуска это….??? Все головки, которые я видел, имели нормальный большой магнит. Возможно, это либо одна из последних головок, выпущенная “из того, что было” либо последствия какого-нибудь ремонта.
Хотелось бы добавить: ранние выпуски головок на ППУ-подвесе имеют индивидуальные заводские номера, причём можно предположить, что головки на ППУ начали выпускать в 1991 году, так как в руках побывали головки с номерами 67 и 90, извлечённые из 25АС-307 1991 года выпуска. Также в руках было несколько головок без заводских номеров, но попали они ко мне самостоятельно, не в составе какой-либо АС, поэтому заводские номера на них могли стереться.
Возможно и сами 25АС-307 начали выпускаться в 1991 году.
И ещё: Дмитрий, поправьте, пожалуйста: данные НЧ-головки в варианте на резиновом подвесе устанавливались в 15АС-306/15АС-506, они же АС “Ингул”. В варианте на ППУ подвесе мне они встречались только в 25АС-307 мини.
Спасибо Евгений!
Также хочу добавить, что для замены подвеса на эти головки подойдёт тонкий двухполуторовый подвес от НПК “Диффузор”, именуемый в их каталоге Philips Woox оригинал, обрезанный до внутреннего полутора. Лучше замену пока не встречал.
Вот фотографии головки с ППУ подвесом зав. №90 в “родном” состоянии
Современные версии этих “лопухов”
Вы фланцы сравните! И магнит у китайцев, кажется, поменьше… Это сейчас беда: многие производители, даже если и раскошеливаются на большой магнит, почему-то ставят совсем никакое железо. А то, где всё сделано по уму, уже давно находится за пределами бюджетного сегмента.