Изготовитель: ПО «Вега», г. Бердск.
Назначение и область применения: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях. Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя 20 – 25 Вт. Акустика СССР.
Технические характеристики 15 АС-109 «Вега»:
2-х полосная полочная АС с фазоинвертором
Диапазон воспроизводимых частот: 50 (-8 дБ) – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 100-8000 Гц: ±4 дБ
Чувствительность: 84 дБ (0,317 Па/√Вт)
Сопротивление: 4 Ом
Минимальное значение импеданса: 3,6 Ом
Номинальная мощность: 15 Вт
Паспортная мощность: 25 Вт
Кратковременная мощность: 50 Вт
Используемые динамики: 25ГДН-3-4 и 10ГДВ-2-16
Частота раздела фильтров: 5000 Гц
Направленность в вертикальной плоскости: ± 6° (в горизонтальной: ±5°)
Гармонические искажения при звуковом давлении 90 дБ на частотах:
250 – 1000 Гц: 2%
1000 – 2000 Гц: 1,5%
2000 – 6300 Гц: 1 %
Размеры: (ВхШхГ): 360х220х190 мм
Вес: 6,6 кг
Описание 15 АС-109 «Вега»:
Корпус АС выполнен в виде прямоугольно неразборного ящика, фанерованного шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель закрыта декоративной пластмассовой накладкой, служащей одновременно декоративным обрамлением для головок НЧ и ВЧ громкоговорителя. Внешние размеры по корпусу, без лицевой накладки – 360х220х163 мм.
Головки установлены на лицевой панели АС вдоль центральной вертикальной оси симметрии. Все головки закрыты защитными сетками. В верхней части лицевой панели крепится декоративный шильдик с названием АС; под шильдиком имеется отверстие – выход фазоинвертора, закрытое декоративной решеткой. Размеры фазоинвертора: 68х19 мм, длинной 190 мм. Частота настройки – 45 Гц. Выход для подключения АС к усилителю находятся на задней стенке и осуществляется через шнур с разъемом “точка-тире”.
15 АС-109 без лицевой накладки:
Электрически фильтр 15 АС-109:
НЧ динамики 25ГДН-3-4:
Труба фазоинвертора:
Внутренний объем АС – 8,5 л. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем.
Задняя сторона 15АС-109:
Внутри корпуса на фанерной доске смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрические разделение полос АС.
Одиссей + 15 АС-109:
Отличная акустическая система. У меня до сих пор работают, и низкие у них приличные.
Да акустика неплохая, лучше чем S-30 и S-30B, за всё время попадались 4 экземпляра и у всех один касяк, дует из щелей. После проклейки всех стыков – и замены поролона на новый, абсолютно другое дело. Ещё один нюанс есть – может кто замечал – при сильных низах из фазоинвертора как ты идёт такой звук неприятный (вообщем “воздух” проходя через решётку, что на передней панеле создаёт эффект “расчёски”, после аккуратного срезания их или удаления передней панели – всё это пропадает.
Лучшие из лучших.У меня осталось 5 пар,а было 12 пар.С НЧ головкой 25ГД-32 играют поинтереснее!
Дуже хороша акустика, маю її і с30, 15ас109 краща по звучанню.
А звукопоглатитель там, поролон на задней стенке.
Что то бред какой то их с одиссем ставить в пару! У данного усилителя и и рабочее сопротивление 8 ом и мощность 75 Вт! На 4-х ОМах он просто отказывается нормально работать! Проверено!
Никто в пару их не ставит. И так ясно что они друг для друга не созданы. У меня был когда то такой комплект, я рисунок сделал в точности, вот и добавил.
Какие колонки лучше,Вега 15 АС-109 или Радиотехника S 30В?
Подскажите,кто в курсе,пожалуйста.
15 АС-109 лучшие полочники СССР в таком размере.
А как же Кливеры 10ас-232/50ас-201?
Размеры КЛИВЕР-ов сопоставимы с КОМЕТА-ми 15ас-225 (25ас-225)…
Они, по-моему, все сопоставимы по размерам: S-30 (все версии), 15ас-109 и 15ас-225.
У Веги ВЧ лучше. Плюс 25гдн-3 (https://ldsound.info/25-gdn-3-4-15-gd-14/) вроде как только здесь ставился, но могу ошибаться.
У Кливеров, например, на ВЧ стоит 6гдв-4, как в Корветах семейства 35АС, поэтому утверждение о ВЧ спорно. Безусловно оно только в отношении 3гд-31, но лучше него практически любая исправная ВЧ-головка. Насчёт 25гдн-3 – они ставились в 10ас-225, правда те – больше по размерам. Ещё такие головы ставились на НЧ 15ас-208/408, но там какой-то пассивник мутный, что с НЧ-головкой с резонансом 60 Гц даёт в колонках те же 63 Гц.
Вега однозначно лучше. НЧ в колонках радиотехники с буквой В вдовое меньше магнит и сопротивление 8 ом. Как и пищалка хуже чем веге. Только в Радиотехника без букв S30, НЧ динамик как в веге.
С чего бы? В АС радиотехника стоит голова 25гдн-1, только с буквой Б – 8-омная, а без букв или с буквой А – 4-омная. Магниты у них примерно одинаковые.
Кстати, что-то нигде не попадались 15ас-110, 8-Омные. Они вообще существуют где-то кроме справочников?
Да, на барахолках не раз встречал.
Что то ни разу не попадались… Если не трудно маякните если попадется 8-и омная 15ас-110, а не 15ас-109.
Уже пол года ищу 15ас-110,результат НОЛЬ
Если так и не нашел – АС ЭЛИОТ в помощь, если не ошибаюсь…
ЭЛИОТы ближе к S30 – S30B… Набор головок, по крайней мере, там такой же…
На мой взгляд, КЛИВЕРы хороши, но корпус изготовлен из ДСП, что, по моему мнению, не очень правильно по отношению к звуку. А вот ВЕГА 15АС-109 производилась из фанеры. У моих ВЕГ штатные высокочистотники были неисправны.Я это дело поправил. Звук по ВЧ стал не хуже чем издаёт 6ГДВ-4 (КЛИВЕРовый). Но это только на мой слух )))
Давно мечтал о хорошем звуке. Тем более, что в кладовке пылились 10АС-411 от магнитофона Юпитер. А тут попался за умеренную цену усилитель Pioneer A-447. Звук сначала порадовал мягким глубоким басом. Потом обнаружилась недостача средних и высоких. Посоветовали Вегу 109. Нашел на руках почти новые. Ну так совсем другое дело!
Классный звук, ровный спектр. Большой запас басов. Наверное есть еще лучше звук, но этот радует! Может попробую обклеить внутри немного войлоком для более мягкого баса. Кто-то доводил свою Вегу?
Колонки классные! Рекомендую.
Александр.
Доводил когда то. Оклеил внутри все войлоком. Бас пропал. Звучание стало не натуральным. Так что не советую.
Лучше проклейте стыки клеем, проверьте емкость конденсаторов и все. Проводку для успокоения можете поменять. защитные сетки лучше убрать, так как из-за них много переотражений, они не очень удачны.
Александру: Приветствую! Я немного дорабатывал корпуса своих ВЕГ, а именно: 1)проклеил все внутренние стыки столярным клеем для герметизации, 2) обклеил изнутри боковые стенки, верх и низ 4мм слоем войлока, 3) вставил между боковыми стенками распорку для усиления жесткости корпуса, 4)”трубу” фазоинвертора скруглил все грани входа и выхода надфилем, 5) заменил резиновые прокладки в посадочных местах динамиков на передней панели и ФИ, 6) саму “трубу” ФИ обклеил вибропластом StP, 7) обклеил декоративную переднюю панель с внутренней стороны вибропластом, а вокруг выходных отверстий для динамиков также обклеил полосками параллона 10х10 мм и по периметру самой панели тоже самое, 8)к нижней стенке приделал ножки из резиновых пробок от бутылочек аптечного физраствора, 9) заднюю стенку обклеил пароллоном \всё пространство незанятое фильтрами\. Ну вот , вроде как всё перечислил касательно доработки корпуса. Звук очень приятный получился. Отдача на низах ,на мой слух, возросла.
Я в своё время обклеил внутри 0,5 см поролоном и положил на дно вату в марлевом мешке почти до магнита – ибо баса было очень много (это после 3ГДШ). Помнится стало приемлемо, при этом стали отчётливее слышны самые низы из возможных, а по недавним моим тестам это даже не 40 а 39 Гц. АЧХ у этих Вег все-таки кривовата, да и коэффициент гармоник динамиков высоковат, так что мониторы из них не удались. По этой же причине нет смысла снимать сетки и ставить распорки, а проклейка стыков и обклейка декоративной панели (т.к. дребезжит) обязательны. У меня В одной колонке в НЧ цепи стоял 5,1 Ом резистор вместо 8,2 Ом. Ещё у них выцвели бумажные диффузоры надо бы тушью подкрасить. Эх а сколько радости они доставили! Сейчас трудятся на тылах.
Кондеры мбго я так думаю лучше сразу выкинуть,поставить Металлопленочные и звук станет намного лучше.я так делал с s50b.разница очень заметна.
Я менял в Grundig электролитические и пленочные на МБГО, особой разницы не заметил. Но может Вы и правы.
А кто точно подскажет на вч стоит именно 16омная 10гдв-2?
Хочу взять как возможных доноров. Видел в инете продают и 8ми и 24 омные головы. Не знаю правда где их ставят. Не хочется нарваться на сюрприз
У меня стояли 10 ГДВ-2-16 https://ldsound.info/10-gdv-2-16-10-gd-35b/
Сам вид этих 15АС-109 наводит на мысль о трехполоске.И здесь это вполне реализуемо. Удаляется пищалка и фазоинвертор.На место фазоинвертора ставится высокочастотный излучатель 6ГД-11 Бердского же производства.А на место старой пищалки ставится средник 4ГД-6 (Рига).
Под низкочастотным 15ГД-14 расположить щелевой фазоинвертор.Фильтры придется ставить новые.Объема ящика на все хватает,ввиду малого экв. объема 15ГД-14.
Лучше купить нормальный ВЧ динамик и перенастроить АС на ту же 2-х полосную.
А чем плох 10гдв-2? При соответствии схемы фильтра паспортной работает, по-моему, вполне…
Его низко не пустишь. А импортные ВЧ от 2000 Гц могут свободно играть, что такому НЧ и нужно.
Добрый день.
А какие либо наработки по фильтрам, есть?
Я имею ввиду 3-х полосную систему
3-х полоски нет. Вот статья не плохая: https://ldsound.info/dorabotka-vega-15-as-109/ с акустическими измерениями.
А в данной конструкции выбор объема ящика и размера фазоинвертора противоречит расчетам программы ARTA Software .Согласно расчетам,используя справочную информацию Т-С параметров 15ГД-14(или среднестатистические данные), рабочий объем ящика должен быль всего 6л,размер фазоинвертора- диаметр 47 мм, длиной 254мм, ( круглый потом через площадь на прямоугольный пересчитать можно.Например на щелевой) Так что запас объема в ящике есть,если вздумается переделывать на 3-полосную АС.
Многие чудо-программы дают значительные ошибки в расчёте. Одна из них предлагала как-то моему другу поставить 100гдн-3 в ящик объёмом 47 литров.
Не забывайте, что дополнительные головки и элементы фильтра ещё сократят полезный внутренний объём ящика. По моим прикидкам, у Вас получается объём воздуха в трубе почти в 2 раза больше оригинального. Сможет ли 15гд-14 прокачать такой объём и на какую частоту будет настроен такой ящик?
Здесь-реально.У 15гд-14 мал экв.объем .Расчет по Эфрусии и Виноградовой дает вообще ящик в 4,3 литра.Так что 6 литров по вполне приличной проге ARTA Software близко к истине.
При доработке 15гд-14 было много советов по размягчению подвеса с целью снижения Fрез.Бензин,кондиционер для восст.резины и тд.Действительно,резонанс снижается до 42-44 гц.Но успех эфемерный.Через неделю все возвращается обратно на 57 гц.Я просто заменил подвес на новый.Получил 45 гц.
Добрый День. Про “замечательное качество” советских колонок: Купил недавно эти колонки под заводскими пломбами, при вскрытии обнаружено, что на НЧ стоят разные дины. На одной АС стоит 10 гд-34(вес дина 1076гр) , а на другой 25 гдн-3-4 (вес 1562гр). Насколько я понимаю это немного разные дины по параметрам. Если не были бы под пломбами подумал бы ,что какой то му-дак заменил дин. ВЧ одинаковые оба. Пайка плохая, несколько проводов на фильтрах были припаяны на соплях. колонки 1986 г.
И еще нюанс. Резисторы оба стоят на 8.2 Ом. А не как по схеме 5.1 Ом на ВЧ.
Всем привет! Вопрос следующий: если вместо заводских 10гдв-2-16 (чуйка 92 дБ) ставить 6гдв-4-8 (чуйка 93 дБ), то какой фильтр нужно применить для него, чтобы согласовать с низкочастотником? Спасибо.
Попробуй последовательно с ВЧ динамиком включить резистор номиналом от 3 до 8 Ом.мощностью от 3 Вт. Точное значение придется подбирать на слух. Если есть колонка с родными динамиками – сравнивай звучание.
Если чисто резистором подгонять, то лучше уж цепь Цобеля. Но это все не правильно будет, нужны замеры.
Частота указа не правильно 20-20000
Почему? 50-20000 Гц, все правильно.
Здравствуйте, есть вот эти две колонки. На какой их пустить усилок или какой сделать? Можно схему скинуть. Буду очень благодарен за ответ.
На любой, с сопротивлением выхода от 4 Ом. Самодельного на TDA2050 хватит или транзисторный на мощность 20-30 Вт на канал.
Рекомендую купить готовую плату на PAM8610, с регулятором (есть описание на этом сайте), Вы будете приятно удивлены этим крохой, и по качеству и по цене. Еще лучше(по мощности) плата на TPA3116D2. Питиние однополярное у обеих плат. Если планируете питать 12-15 вольтами, оба усилителя будут играть примерно одинаково, и нет смысла в TPA3116D2. При цене за плату 3-8 $, мне кажется, нет смысла травить плату и паять свой усилитель. Хотя 2050, тоже есть готовые платы, но она уже порядком устарела, оригинальной нету, только китай, а нам нужно идти в ногу со временем 🙂
Здравствуйте всем! У меня вот, проявился некий вопросик, относительно схемы разделительных фильтров… правильно ли указано на схеме подключение ВЧ головки? Имеется в виду полярность! НЧ подключается понятно – минусом на минус входа, а вот ВЧ через R2 5,1 Ом от входа по минусу почему-то на плюс динамика! Так и должно быть? Заранее благодарю за вразумительный ответ.
Да, так и должно быть. Во многих 2-х, 3-х и прочих многополосных системах используется несинфазное подключение головок, так как это обеспечивает лучшее согласование их излучения в районе частоты раздела фильтра.
Понял, принял, исполняю… Благодарю, Евгений за исчерпывающее разъяснение подобных нюансов схемотехники.
чем отличается 15ас 109 от такой же, но с надписью SALA
А разные колпачки на динамиках это от года выпуска зависит есть обычные а есть блестящие?
Более ранние шли простые, поздние с блестящими. Но вроде как 90% выпущенных были с блестящими. И еще в ремонтных мастерских по гарантии были не блестящие динамики.
Да.
Спс!)
Ребят кто может подсказать какие лучше брать (блестящие или обычные)? В продаже есть и те и те,но там пищалки оказывается бывают шелковые.
На фото оригинальные.
У меня блестящие. На пищалках тканевые диффузоры. Черные мне больше нравятся, блестящие это дань моде 80-х.
На моей паре, 87 года, колпачки – бумажные. Динамики – 25гдн-3-4, но встречал того-же года и с блестящими. Разница в звучании не существенна. Пищалки с завода шли всегда шёлковые, 10гдв-2-16.
Спс!))))
Покупал уже такие а там 25 гдн 1-4 кто то заменил
Должны быть 25гдлн-3-4. Их легко отличить: у 25гдн-3 колпачок либо блестящий либо значительно более выгнутый, нежели у 25гдн-1…
Разобрал свою пару, что-бы поменять старый поролон. Решил замерить индуктивности, показалось, что многовато меди на них намотано… Показаниям удивился, если честно. В паре разброса практически нет, но катушки не 0,25 мГн… На НЧ – 0,32 в обоих, на ВЧ – 0,38(+-0,012). Остальное как в схеме, полярности такие-же. Обе были на пломбах и 87 года. Вот так вот.
И как они после замены поролона?
Так-же, только с новым поролоном)
Купил пару в хорошем состоянии,были пломбы но на одном сгнили подводяшие проводки заменил и норм,паралон рассыпался убрал пока его совсем,стоит клеить его или можно оставить без?
Желательно, что-бы был. Он там для гашения “резонансов”.
Наверное нужно поправить статью.
У этих колонок нет клемм, а есть провод с разъемом точка-тире.
Фазоинвертор прямоугольный.
Корпус может быть не отделанным шпоном, а окрашенным в серый цвет (есть оба варианта).
Спасибо, поправил!
можно ли подключить к Вега-108 активную акустическую систему сопротивлением 8 Ом?
Заранее благодарен
Что за акустика такая активная на 8 Ом? Сопротивление 8 Ом может быть только у пассивной акустики. У активной входное сопротивление определяется входным сопротивлением её усилителя – а это уже килоОмы.
А вообще в 108-й Веге есть линейный выход – к нему можно подключить либо усилитель либо активную акустику…
Чумовая сборка попадается в таких АС – в одной колонке катушка была аш 0,08 мГн – больше чем в 3 раза номиналом меньше от должной !!! А кому то везет – вынимают катушки по 0,33 – 0,38 мГн 🙂
Хоть убейте не понимаю за что им первый класс дали.
S30 на голову выше по качеству сборки и звуку.
По моему они годятся разве что на разбор ради 10гдв или стартовым комплектом деталей для Кубика Салтыкова.
Все кого я знаю брали вертак 109 с 25АС109 впридачу, игнорируя наличие 15АС109.
Если уж двухполюсник то 35АС105.
Чем же это S-30 лучше? Для меня это лучшая двухполоска СССР в соотношении габариты/звучание. Я их когда покупал как раз сравнивал с S-30, то Вега намного лучше.
15ас109 Фильтр в некоторых образцах с завода полет инженерного бреда.
В S30(та что без буквы) он всегда один и состав предсказуем.
25ГДН у всех производителей имел короткие подводящие и это не недостаток динамика в целом, но деформированное с завода сечение гильзы это убивает в Веге(то же и в 20гдс от Вега). Не меньшую радость вызывает и разница в количестве витков катушки от экземпляра к экземпляру. И уж совсем плохо стало с пластиковыми колпаками с мет.напылением.
На определенной громкости они издают хруст.
Да пищалка тут отличная и мощная, но в 35АС105 она уместней. Не так выделяется “пиками” на большой громкости.
До сих пор считаю их дешевым источником пищалки на напольники типа s90. Пара 15АС109 от 1500~2500р новые 10гдв от 1700р за шт.
Дороже 2500р брать 15АС109 нет смысла, там уже идут за те же деньги 25АС126/35АС105/25АС109/25АС311/50АС104-106 с более интересной звуковой картиной.
Купил давеча 15ас109 с расслаивающимися стенками по 500₽ и решил собрать новые коробки высота и ширина без изменений так как использовать буду стоковые лиц панели. Для получения дополнительных литров объема изменил последний оставшийся параметр глубину фактически удвоив объем. Данная процедура изменила характер НЧ касательно работы ФИ.
Склоняюсь к изменению настройки ФИ путем изменения длины оного по формуле Алдошиной.
Частота и объем родного корпуса известен. По формуле можно это просчитать, затем в большем корпусе отрезать на нужную длину ФИ согласно формуле.
Я тоже давно занимаюсь ремонтом акустики и могу с уверенностью сказать что S-30 без букв (с круглым фазоинвертором) что по качеству сборки,что по звучанию все-же лучше чем ВЕГА 25 АС-109.У ВЕГИ басы да,согласен глубже,но в целом звуковая картинка похуже получается.Много раз проверено!Но и 109-Ю можно улучшить что она не будет уступать S-30.
И как же её улучшить?
Пролить стыки ПВА. Все детали проверить на нужный номинал, если есть микрофон, можно поиграться с фильтром и АЧХ.
Скажите пожалуйста,я хочу поставить на вч купол на 25 Ом. Какой конденсатор мне нужно уменьшить на 30%,1мкф или на 2.2мкф? Спасибо.
Просто здесь один идёт на пищалку,а второй на цепь зобеля. Я правильно понял что 1мкф идёт на пищалку и его надо уменьшить до 0.660мкф?
Можно два поставить по 0.330мкф и получим 0.660мкф. Или я не прав?
Там фильтр 3 порядка. Уменьшать нужно не на 30%, а на 50%, но что и как уже не вспомню. Можно поставить все это дело в JBL SS, там покажет (это примерно естественно) или вручную посчитать https://ldsound.info/raschet-passivnyx-razdelitelnyx-filtrov-v-akusticheskix-sistemax/.
А разве не второго порядка фильтр? Не 12дб на октаву?
Там 3 порядок (18 дБ/окт). С3-L2-С4, R2 стоит на входе ВЧ фильтра, просто по минусу.
Если в параллель, то да: https://ldsound.info/soedineniya-rezistorov-kondensatorov-i-induktivnostej/
Ну помоги те мне хотя бы кто нибудь,что нужно изменить в этом фильтре что бы в место 25гдн 3-4 Ома поставить 25гдн 3-8 Ома. За ранее спасибо. А то я не силен в расчётах.
Я же Вам привел статью, подсказал программу по которой все это дело можно увидеть, грубо, но увидите. При изменении сопротивления нужно конденсатор уменьшить в два раза, а катушку увеличить в 2 раза, или наоборот, я уже не помню. Скачайте программу и посмотрите.
Но это ничего не даст, встроенный таким образом НЧ повлечет переделку всего фильтра, без микрофона этого сделать никак не получится.
Как делал бы я. Примерно следующий набор деталей катушка на 1мгн + 1 шт МБГО на 3,2мкф + МЛТ на ~2 Ом. Для более точной подгонки можно временно установить подстроечный резистор и крутить его на синусе под микрофон. Надо помнить что при таком подходе фильтр левой и правой АС будут несущественно отличатся из за разброса резонансов в динамиках. ВЧ без изменений.
Как делали на Веге: НЧ фильтр катушка на 0,45мгн + 2 шт МБГО на 2,2 и 4мкф + ПЭВ на 5 Ом.
ВЧ фильтр замена резистора R2 на 8,1 Ом остальные детали без изменений. На выходе имели 15АС110.
В силу более высокой культуры производства 25гдн1-8 более предпочтителен мне лично.
У меня есть и 25гдн 1-8-80 и 25гдн 3-8. Просто 3-8 лучше басит. А если вставить кроссовер от s30b и не мучаться? И спасибо за советы. Просто в этих прогах не учитывается резисторы.
Неужели, прям Веговские 25гдн-3-8? Сможете скинуть пару фоток на сайт?
Нет конечно. Мотал под заказ.
Я знаю где они есть,но за них,за пару,просят 700гр,а это не маленькие деньги для Украины,так как 15ас-109 можно купить за 400гр в хорошем состоянии.
Подскажите где, если не секрет?
Там резисторов может и нет там цепь Цобеля сразу рисует.
Вот и я хочу сделать 15ас-110,так как в наличии их почему то нигде нет. Получается если я сделаю как по схеме,увеличив катушку до 0.45 и поменяв резисторы местами всё должно получиться?
Да должно сканать с большой катушкой на воздухе или с маленькой на ферите на ~0,45.
Разброс в показаниях индукции катушек от Веги довольно большой. Так что даже не имея LC-метра
зная только диаметр провода и катушки(штанген в помощь) можно рассчитать намотку по формуле из учебника 8класса. На худой конец ее можно купить.
Я купил фильтра от советских колонок,там фильтра по 0.45 и всё. Их то я и поставлю в место 0.25.
А если взять катушки от радиотехники,от 25гдн 1-8-80 и вклеить в вегу? У них и у 25гдн 3-8 практически одинаковые катушки.
номинал равен 0,45?
Если на этикетке и по замерам равен то ставьте.
Но их надо две минимум. Одной обойдутся обладатели моно аппаратуры.
У меня есть пара 25гдн 1-8-80 и шесть штук 25гдн 3-4 и ещё два Рем комплекта в зборе с катушками по 7.6 Ома плюс две катушки по 6.8 Ома.
Переделал фильтр с 15ас-109 на 110, правда поставил динамик 25гдн 1-8-80 и решил поставить фазоинвертор от s30b,и почему-то резонанс получился 13 Гц,хотя у s30b фазоинвертор в диаметре больше в полтора раза,но короче на три см. Что должно соответствовать поднятию резонанса а не опусканию его. Нонсонс. Завтра попробую собрать динамик на 25гдн 3-8. И попробую вернуть родной фазоинвертор на место.
Вставил родной фазоинвертор, резонанс то же,13 Гц.
Погрешность в измерениях. Такое физически невозможно в таком корпусе с такой площадью и длинной ФИ, и неважно какой динамик там стоит.
чем мерил?
Тон генератором и шайбочкой на диффузоре. Просто даже сам динамик хлопает и его сильно колбасит.
Loud Sound,это тон генератор для Андроида,для телефона,им и мерял. А динамик действительно хлопает и его сильно колбасит.
А на какой громкости надо измерять частоту резонанса? Просто я накручивал на усилителе на полную мощность,он у меня Ватт на 20. На lm1875t.
На половину громкости получилось 40Гц резонанс.
резонас не зависит от громкости- если Вы рещили серьёзно занятся аккустикой- то нужна серьёзная ( хорошая аппаратура )— генератор вольтметр и осцилограф…. ( это три кита ).и у Вас всё будет как в теории так и на практике и всё это брать советское производство–будет недорого ( китай — себе в убыток) что то иное ..очень дорого
Это целая наука: https://ldsound.info/izmerenie-impedansa-i-raschet-parametrov-ts-s-arta-software/
https://ldsound.info/izmerenie-dinamika-v-domashnix-usloviyax-i-nastrojka-fazoinvertora/
Настройка фазоинвертора это тонкая наука сродни призыву дождя танцем и разведению единорогов.
Именно поэтому в большинстве случаев я за ЗЯ.
В нем невозможно ничего испортить(разве что с объемом ошибиться).
Плохо настроенный и рассчитанный ФИ может иметь призвуки создаваемые вихревым эффектом проходящего туда и обратно воздуха. Чтобы избежать этого используйте заклинание Виноградовой.
Заклинания ФИ Алдошиной и Виноградовой и Эфрусси имеют минимальные расхождения.
Тиль-Смолл в этом вопросе имеет коренные разногласия со всеми тремя аж в 20%
Если брать за образец ящик в 50л, с фи на 49см.кв при длинне 123мм расчет по формулам троицы равен ~40гц.
У Тиля-Смолла выходит аж ~48,9гц.
Многие начинающих свой путь имеют фундаментальную проблему с расчетами, они забывают внести в них объем вытесняемый электронными компонентами и конструктивными элементами. То есть вычесть из “чистого объема” ящика сумму вытесняемую компонентами и получить “реальный объем” который обычно на ~30% ниже. За что бывают наказаны пропавшими НЧ. распространенная ошибка самоделов и оптимизаторов 25АС309(35АС208)
Аж кровью из глаз идет глядя в Авито на сочетание унитазная труба+корвет028(не ужели с90 не нашлось).
Понятно. Спасибо большое. А есть ли смысл обклеить эти колонки сантиметровым паралоном из нутри? И добавить мешочек с ватой?
Паралон не надо, а вот ватин или 1см мат из синтепона это круто и достать легко в любой швейной мастерской.
Или из старого ватника(на худой конец).
Мешочек ваты скорее будет мешать работе ФИ чем помогать из за его расположения.
Кроме того паралон в некоторых условиях превращается в студень или песочный бисквит из ада(не сразу но всегда). Ватин почти вечен разве что плесень съест.
Занимался когда-то https://ldsound.info/dorabotka-i-izmenenie-vneshnego-vida-15-as-109-vega/
Все эти оклейки убьют натуральность в звучании, звук не будет такой звонкий, оставьте лучше родной вариант. Это не 3-х полоска, где НЧ играет только НЧ, здесь НЧ играет как мидбас.
15гд11 и 15гд14 от вега это равные динамики которые я дважды перепутал покупая на радиорынке(не было маркировки).
Мне иногда кажется что бракованный СЧ легко становился НЧ по принципу “брюки превращаются”. Прямо на заводе.
Что касается 25гдн1-8 то у него больший линейный ход диффузора и поршневой эффект выше. Вега на такое в принципе не способна.
Для получения 45гц в этом корпусе с этим ФИ его длинна должна быть 213~218мм. При 190мм все формулы дают 50~55гц. На заводе так ввели поправку добротности своего динамика? Или тупо ошиблись?
А если все динамики покрасить в зеленый цвет, они все будут одинаковыми?
Андрей: Обязательно, эмалью на свинцовой основе. Это точно повысит эстетику с добротность на невиданный уровень.
Тут уместно вспомнить историю с 25АС2 и 25аса11 в которых роль СЧ выполнял 6гд6-80 он же 10гдн1-4.
И никакой 20гдс им не нужен был. Хе хе.
Со своих 25ас-109 снял 20гдс4-8 Измерил, удивился, резонансная 67 и 73гц, добротность Qts 0,55 и 0,57. Получается аналог 25гдн-1-8 только с тонким диффузором мягким подвесом от 25гдн-3 и высокой чувствительностью. Такой франкенштейн 1986года выпуска получился. Есть ешё пара украинских 20гдс4м-8 – они обычные среднечастотники с резонансной 124 и 139гц
А если взять отклеить от 25гдн 1-4 все внутренности и переклеить их в корзину от 25гдн 3-4 ? Просто у 25гдн 1-4 меньше баса,но больше середины,а у 25гдн 3-4 больше баса а середины меньше. Хотя я в s30b из нутри обклеил паралоном,оставил мешочек с ватой,на 25гдн 1-8 наклеил дополнительный магнит от 25гдн 1-4 в противофазе,плюс заменил все провода,включая плату фильтра,и по нч они стали не уступать Веге 15ас-109. Плюс середина лучше и ещё поменял 6гдв-1 на 3гдв-2,тот что шёлк,вч тоже стали ничего.
Жаль динамики.
Советские малыши, в стандартном виде обладают огромным потенциалом.
А тут ещё и без замеров, вносить изменения в конструкцию…
Если охота почесать руки, повторите “кубики Салтыкова”. Нормальная конструкция.
Вот если от 15гд-11 взять колпачок и наклеить на 15гд-14, то динамик сможет дать несколько шире диапазон вверх за счет большей жесткости колпачка. Да, упадет чувствительность, но это можно легко компенсировать наклейкой дополнительного магнита в обратной полярности. Судя по тем замерам, что я видел(ну если не приврали) частота повышается до 6000гц и даже больше.
Кстати,вклеял Рем комплект с 7.4 Ома катушкой в Вегавский корзину от динамика 25гдн 3-4,подключил к фильтру от 15ас-110,и динамик вел себя нормально,его не колбасило как 25гдн 1-8-80.
Извините что не по теме,а если к Бригу или Барку 001 или Одиссею 010 подключить s30b,и слушать на не высокой громкости,они не сгорят? Просто не хочу большие колонки,хотя может позже приобрету s90d или s90f,но не факт,живу в квартире,s30b хватает с головой.
И всём отличие Барка от Брига. И что лучше,Барк,Бриг или Одиссей? И ещё раз извините,и спасибо.
Ничего страшного не будет. Что лучше – вечный спор. Все хороши, каждый по-своему.
Кстати, обклеил корпуса 15ас-109,низ сантиметровым паралоном,бока ватином 0.5см,положил прямо на фильтра мешочек с ватой от s30b, появилась и середина и нч,и давольно таки не плохо. Ничего что я положил вату на фильтра?
Все норм, главное не мокрую вату.
Поролон уменьшает итак небольшой объем этой акустики. Его в акустике вообще нельзя применять.
Вы ошибаетесь.
Если, не “перебарщивать” с толщиной материала, поролон отлично ловит отражения внутри корпуса.
Касаемо 15АС-109, с завода, на задней стенке, должен быть уложен слой, около 1 см толщиной.
Без него, появляются неприятные резонансы, в районе 400 – 900 Гц.
Ну раз уж вы эстет и “паралон” не приемлем то берите ватин. Или синтепоновый мат прошивной.
На большинстве схем, которые гуляют в нете, С1 и С4 имеют номинал 2,2 мкФ, хотя в ряду МБГО были только 2,0 мкФ (знаю что ставили К73-11, но то в поздних моделях).
В схеме, которая шла с электрофоном Вега-109, номиналы указаны 2,0 мкФ, но головки включены синфазно.
А вот в родном руководстве по эксплуатации Вега 15АС-109 схема правильная:
https://pics.meshok.net/pics2/97436703.jpg
Спасибо, добавлю к статье.