Восстановление и модернизация колонок 50 АС-106 «Вега»

В детстве у одного из моих друзей дома стояли колонки «Вега 50 АС-106», тогда они запали в душу своим дизайном, еще бы, ведь тогда, в начале 90-х для меня, мальчишки эти колонки со своими пластиковыми накладками были чем то космическим, верхом совершенства. Ну а о качестве музыки мы тогда не особенно задумывались. Хотелось иметь у себя такие. Время прошло, а в памяти те колонки остались, как и осталось желание их получить. Появились и возможности по их приобретению.

Небольшое отступление

Данный пост не претендует на истину в последней инстанции, так же он не претендует на какие то аудиофильские изыски, а так же на то, что полученный результат бьет все рекорды. Прошу не спорить на тему «зачем ты с ними возился, лучше бы купил новые нормальные», мне хотелось именно ТЕ колонки, как память из детства. Для прослушивания музыки у меня есть наушники Hifiman HE-400i и самодельный ламповый усилитель к ним, данный комплект уже претендует на некоторое качество, хотя с аудиофилами спорить не собираюсь.

Покупка и первоначальный осмотр

С покупкой все получилось очень просто, я нашел того самого друга из детства и оказалось, что те самые колонки все еще у него. Хотя и стоят в чулане и не используются уже с десяток лет. За символическую сумму мы ударили по рукам и колонки перешли ко мне.

Сразу при покупке мне было сказано, что один ВЧ динамик сгорел и требует замены. Плюс колонки были изрядно запыленные, а на металлических решетках вылезла ржавчина. Далее колонки были подключены к усилителю для проверки работоспособности. Все динамики оказались рабочими кроме одного ВЧ, что подтвердилось его прозвонкой тестером в последующем.

Конечно, звук колонок в состоянии как есть, меня не порадовал. После первого включения колонки были полностью разобраны. Корпус проверен на крепость швов, частенько у старых советских колонок боковые панели просто расклеиваются. Мне повезло, все стыки были проклеены крепко, кстати мои корпуса были сделаны полностью из фанеры, включая заднюю стенку, что в этой модели не часто встречается. Гораздо чаще из фанеры боковые стенки, а задняя из ДСП.

Далее был полностью разобран фильтр для проверки его соответствия оригинальной схеме, кстати вот она:

Конденсаторы и резисторы по номиналам совпали со схемой. Все конденсаторы у меня стояли металло-бумажные МБГО, что в целом не так уж плохо, ведь в реальных конструкциях людям встречались и электролиты. Кстати конденсаторы после измерения показали отклонения от номинала в пределах 1%, что просто замечательно.

Но больше всего меня интересовали индуктивности катушек, а вот с ними, то ожидаемо не повезло. Ни одна из катушек не соответствовала схеме по индуктивности, причем более того, катушки еще и не соответствовали друг другу в парах колонок. Например индуктивности катушек НЧ составляли 0,85 мГн и 0,64 мГн, при том что по схеме она должна быть 2,8 мГн. С СЧ и ВЧ история совершенно та же. Ну да ладно, все равно схема будет переделываться полностью.

После первоначального осмотра был составлен примерный план:

  1. Проклейка всех швов, стыков и отверстий изнутри колонок герметиком;
  2. Вклеивание внутрь корпуса деревянных распорок по схеме перед-зад и лево-право;
  3. Обработка всех стенок резино-битумной мастикой для уменьшения резонансов;
  4. Оклеивание всех стенок слоем ватина;
  5. Замена ВЧ динамиков с изготовлением новых подиумов под них;
  6. Полная переделка фильтров с изменением схемы и номиналов деталей;
  7. Замена всех уплотнителей под динамиками;
  8. Замена всех проводов;
  9. Установка портов с клеммами;
  10. Отмывка панелей и покраска решеток;
  11. Снижение резонансов и дребезга лицевых панелей;

Ну раз план составлен, можно приниматься за работу.


Режем, пилим, мотаем, паяем, красим и так далее

Первым делом были разобраны и отмыты лицевые панели. Металлические сетки ошкурены, обработаны преобразователем ржавчины и покрашены. После этого панели были собраны назад, причем металлические сетки были установлены в пластик на герметик, дабы исключить их дребезг. Герметик снаружи не видно.

Далее все стыки корпуса, отверстия были тщательно промазаны строительным силиконовым герметиком изнутри. Это сделано для того, что бы исключить любые присвисты от выходящего воздуха. Щелей в корпусе особо и не было, но все же.

Следующим этапом в корпус были вклеены по две распорки из сухих штакетин сечением 45х20 мм, вклеены они между передней-задней стенками и между левой-правой стенками, причем распорки еще и склеены между собой так, что получилась жесткая крестовина. Таким образом, мы повышаем жесткость корпуса, ведь панели тут уже достаточно большие, а толщина стенок всего 12 мм. После этого корпус изнутри весь промазан на два слоя резино-битумной мастикой.

Следующим этапом стала врезка портов с винтовыми клеммами для ввода проводов внутрь корпуса.

Для обивки корпуса изнутри был приобретен обыкновенный ватин, в магазине тканей, там он толщиной где то 6-7 мм, поэтому были изготовлены маты из сложенного в три слоя ватина. Маты эти были приклеены по всем стенкам кроме передней, на ту же резино-битумную мастику и дополнительно по углам закреплены мебельным степлером.

После окончания работ с корпусом пришло время заняться электрической частью. Во-первых, нужно было решить, что же поставить на замену родных ВЧ динамиков. Найти родной ВЧ мне не удалось, а в интернете за них просят довольно не мало, от 700 до 1000 рублей за старый ВЧ, я думаю это много. К тому же, в интернете широко распространено мнение, что родные 10 ГДВ-2-16 в целом не особенно хороши.

Почитав интернеты и прикинув бюджет, а так же целесообразность покупки дорогих пищалок для этих колонок были выбраны наши 15 ГДВ-92-16, производства Новосибирской «НОЭМА». По сопротивлению и чувствительности они одинаковы с 10 ГДВ-2-16, а по качеству, говорят, значительно их превосходят. Кстати, спасибо фирме «НОЭМА» за оперативную отправку и хорошую упаковку заказанных динамиков.

Пока динамики ехали посредством Почты России, я занялся переделкой фильтров. Опять же сначала очень долго копал форумы, собирал мнения и в итоге нашел схему переделки фильтров этих колонок, с хорошими отзывами и достаточным обоснованием от автора. Ниже схема фильтра, была взята здесь. Несколько забегая вперед скажу, что звучание колонок с этими фильтрами мне понравилось.

Новый фильтр 50 АС-106

Как видно, на НЧ и СЧ здесь используются катушки с достаточно высокой индуктивностью. Намотать такие на «воздухе» не так-то просто, ведь при этом она должна иметь еще и малое сопротивление, а это значит нужно использовать толстый провод, габариты катушек получаются не маленькие. Поэтому было принято решение мотать катушки на каркасах с сердечниками из трансформаторного железа. В качестве каркаса взята сантехническая полипропиленовая труба диаметром 40 мм, внутрь были плотно набиты полоски трансформаторного железа, нарезанные из старых советских трансформаторов. Катушка НЧ намотана проводом диаметром 1,6 мм по лаку, а СЧ 1,2 мм по лаку. Катушки ВЧ были намотаны на родных каркасах без сердечников, родным же проводом, там он где-то 0,6-0,8 мм по лаку. Все катушки мотались с тщательным контролем получаемой индуктивности с помощью LC-метра. Это позволило добиться практически идеального совпадения индуктивности со схемой.

Конденсаторы в фильтрах оставлены родные МБГО, все резисторы заказаны новые мощностью 35 Вт, сопротивлением 10 Ом и 3,3 Ом. Резисторы 10 Ом были взяты с запасом и с помощью тестера отобраны номиналы наиболее близкие к указанным в схеме. Вся разводка фильтра выполнена жестким одножильным монтажным проводом сечением 2,5 мм2. Данное сечение выбрано не столько из желания делать провод как можно более толстым, а для того что бы провод не болтался и из него можно было согнуть надежные контактные площадки.

Пока возился с фильтрами, а заняло это не один день, пришли динамики. Разумеется, их габариты отличались от старых, поэтому пришлось делать новые подиумы под них. Ну а после этого дошло дело и до сборки.

Фильтра были установлены в корпус, разумеется, на старое место они не встали, пришлось пересверливать отверстия и опускать фильтра ниже. Сверху фильтра были накрыты ватином, он специально на задней стенке сделан длиннее.

Трубы фазоинверторов перед установкой пришлось склеить, так как они развалились в руках на две половинки. В корпус они были вставлены на герметик и обклеены ватином.

Дошло дело до динамиков. ВЧ закреплены на подиумы через прокладки. СЧ стаканы вставлены в корпус на герметик. Сами стаканы до половины заполнены распушенной ватой. На динамики СЧ и НЧ наклеены уплотнители из автомобильного шумоизоляционного материала Сплен. При притягивании динамика он очень хорошо обжимает стык. СЧ динамик при нажатии уходит внутрь неохотно и возвращается медленно, что говорит о герметичности конструкции.

К сожалению металлические блестящие колпачки на НЧ и СЧ динамиках не пощадило время, они слегка облезли. Пришлось их покрасить акриловой краской из баллончика. Старался сделать это как можно более аккуратно и максимально тонким слоем.

И в завершение работ с корпусом были вырезаны ножки взамен убогих пластиковых родных. Ножки диаметром 7 см вырезал из листа мягкой резины толщиной 4 см. И пусть в меня аудиофилы кидаются тухлыми яйцами, но работают они ничуть не хуже чем шипы, от которых в ходе долгих размышлений я отказался.

После сборки получилось вот что:

После этого весь корпус был покрыт бесцветным матовым лаком. Пластиковые облицовочные панели изнутри были оклеены кусочками автомобильной виброизоляции STP Aero, это придало им вес и полностью убрало всю звонкость. Под панели на корпус были наклеены полосы Маделина, это специальный уплотнительный антискрипный материал, что-то вроде поролона с пропиткой. Сделано это для того, что бы прижать панели как можно плотнее к корпусу.

На этом работы были завершены


По результатам прослушивания можно сказать, что колонки стали играть гораздо лучше, чем до переделки, их стало приятно слушать. Сравнений никаких не будет просто по причине того, что сравнивать мне не с чем. Есть колонки Microlab SOLO2 Mk2, переделанные в пассивки. Те же самые треки с того же усилителя переделанные Веги играют гораздо лучше, впрочем это и не удивительно, класс этих микролабов совсем не высок. Сравнивать же Веги с наушниками Hifiman HE-400i как минимум глупо, это вещи совершенно разных классов и разных эпох.

Поставленные результаты достигнуты. Я поностальгировал по тем самым колонкам из детства, добился более качественного и приятного звучания и приятно провел время вместе со своим хобби. Сейчас эти колонки стоят у меня дома в качестве основных, но далеко не факт что через некоторое время их не сменит что-то более качественное, при этом вполне вероятно, что это могут быть и другие старые советские колонки.

Бюджет всего мероприятия не вышел за 5000 рублей, сюда включена покупка колонок, покупка динамиков и покупка некоторых материалов. За эти деньги найти что-то более качественное и лучше звучащее думаю невозможно. Кстати за ту же «Радиотехнику S-90» у нас просят 10000 🙂 Раскрутили их в интернете 🙂

Всем спасибо за внимание!

Автор: Александр (Talion_amur), 2017

По материалам: geektimes.ru

35 комментариев: Восстановление и модернизация колонок 50 АС-106 «Вега»

  1. Николай Николаевич пишет:

    Красиво, мощность керамических
    резисторов можно было уменьшить
    до 5-10ватт. Да и катушки мотать
    проводом 1-1.2мм.
    Спасибо за статью, Александр.

  2. Ильдар пишет:

    то что сч динамики сидят в герметичных стаканах от этого они не порвутся со временем вибрация то там ого го а сопротивление движению велико?

  3. Николай пишет:

    Я бы не назвал это доработкой это просто “колхоз”. Обклеить корпус ватином сделано наобум , ведь есть свои стандарты заполнение для каждого демпфирующего материала. Провода сетевые поставил где меди как кот наплакал и изоляция желает лучшего . Ножки вообще аут зачем аж 40 мм ? Это же не стиральная машинка там 10 мм с головой ! А что самое обидное после таких доработок почему гении звука спешат быстро избавиться от таких колонок . А другой олух покупает думая классно играют в интернете читал , а после прослушивания “колхозной ” доработки понимает что не его звук и так с многими колонками . И на будущее производитель когда разрабатывает и делает колонки он не на слух проверяет свою акустику , а есть свои HI FI стандарты .

    • Hi-F-Олух из будущего пишет:

      Коля, прежде чем писать где сколько и какой меди в кабеле, нужно посмотреть ГОСТ на данный кабель. И если этот ГОСТ предполагает использование в кабеле также гостовской медной катанки, то это совсем не плохо и гораздо лучше, чем использование всякого китайского “бескислородного” фуфла из медного лома и омедненного люминя “фор аудио”. Изоляция из стандартного ПВХ также много лучше, чем китайское прозрачное гогно, которое со временем окисляет кабель.

    • Александр пишет:

      Николай, разумеется это просто колхоз, я ведь не профессиональный колонкостроитель 😉 Провода сетевые, медные ГОСТ, предназначены для передачи достаточно не малых токов и мощностей, которые в этих колонках не достижимы, следовательно – оправданы, или звуковые электроны как то иначе бегают? Резина мягкая, уж какая была, сорри что вам не угодил. И таки нет, колонки я эти делал в 2017, стоят они дома и по сей день, радуют звуком. Не проданы и продаваться не собираются. Я к сожалению не производитель, поэтому на слух и результат вполне удовлетворяет. Спасибо за Ваше мнение. Судя по тому как статью перепостили по интернету с гиктаймса, я таки трудился не зря.

  4. Аудиостроитель пишет:

    Типичная “модернизация” и типичный комментарий.
    1. Зачем ковыряться с мастикой имея STP? Если уж нужна виброизоляция, то лучше профессиональных материалов ничего не придумано.
    2. Зачем оклеивать стенки ватином? Виброизоляция уже выполнена, а звукопоглотитель из тонкого ватина никакой. Сетка (ки) с ватой-синтепоном куда проще и эффективнее.
    3. Делая подиумы, нужно помнить о фазе сигнала и о том, что это не Лада-Самара, а домашние АС. И Неравномерность ФЧХ в них никакими фильтрами не исправишь.
    Теперь,
    1. Нет никаких “стандартов заполнения”, не нужно репостить чушь.
    2. Это какой меди не хватает в ПВ-1? Не бескислородной-ли? И чем плоха изоляция 230-и вольтовой проводки?
    3. Ножки конечно не шипы, но их высота – дело вкуса или необходимости, а не “стиральной машины”.
    Можно и дальше продолжать, но уже надоело.

    • Alik пишет:

      Ватин там скорее всего нужен для того,что бы не вымазать руки в гуавно,которым обмазаны стены.А чем так хороши шипы что их так хвалят?Единственное что они хорошо делают,так это протыкают линолеум,ковры,царапают ламинат,да и в принципе все остальное на что их поставить,и вид у АС как на курьих ножках.

      • LDS пишет:

        Шипы развязывают АС от пола, как то так. Их никогда не ставят на пол, в комплекте с нормальным шипами идут подставки с ямками.

        • Alik пишет:

          https://ldsound.info/100-as-060-elektronika/

          И все же,какой от них толк вообще?

          • Аудиостроитель пишет:

            Установка на шипы уменьшает пятно контакта – меньше энергии от нч уходит на сотрясение пола.
            Как по мне, так это одно из последних мероприятий, которым стоит заниматься для улучшения звучания. До этого есть масса куда более полезных доработок.

            • Alik пишет:

              Я пару лет назад начитавшись “форумов по улучшайзенгу”,там мужик себе поставил шипы,без каких либо подставок(фото в инете много),и просто расхваливал какие оно принесло улучшения звука.Мне тоже знакомый токарь выточил из нержавейки.И каково было мое огорчение когда я не услышал никакой прибавки к улучшению,но и через какое то время увидел от этих самых “шипов” вред в виде продавленных дыр на ковре и линолеуме.

  5. Олег из Зеленодольска пишет:

    Шипы это когда уж совсем заняться нечем.
    Моё имхо.

    • Alik пишет:

      Как по мне,”шипы” это из серии “акустические провода из бескислородной меди”.Толку “0”.

    • Константин пишет:

      Шайба хокейная на 6мм болте наше все.

      • Константин пишет:

        Alik насчет проводов можно поспорить но не в части присутствия или отсутствия в сплаве кислорода. А в сечении и конечной длине. Нет ничего лучше кабеля от сварочного аппарата что продается в любом строительном ни один брендовый кабель(аудиофильский) не переплюнет его по перегрузочной способности и суммарной проводимости. Допуск по нагрузке в амперах и кВт у него запредельный а цена в 100 раз дешевле любого аудиофильского.

        • Аудиостроитель пишет:

          И снова глупость несусветная.
          Возьмите в руки (даже этого достаточно) брендовый силовой кабель для car audio, и все вопросы отпадут сами собой, как и суммарная проводимость с перегрузочной способностью вместе.

          • Vip Kit пишет:

            На фото, очень плохая пайка,
            катушки в навал намотаны, да ещё на сердечниках, ВЧ твитер выдвинут вперёд, что в ущерб звуку.

            • Александр пишет:

              Чем же вам пайка то на фото не угодила? Спустя два года пока ничего не отвалилось, да и на фото особо не нашел к чему придраться, чай не первый год паяльник в руках ) Катушки намотаны не совсем в навал, все же слойность старался выдерживать, хотя и не везде хорошо получилось. Почему намотано на сердечниках в статье я объяснил. В насыщение такой сердечник не зайдет, а больше никаких физических обоснований влияния на звук в интернете не нашел. ВЧ полностью изолированный по своей конструкции от корпуса. Возможно выдвижение его вперед как то и скажется на звуке, но на слух я негативных эмоций не испытываю. К сожаление его выдвижение было продиктовано конструкцией гриля колонки. Если бы я его оставил на родной глубине он бы играл вообще внутрь гриля.

  6. Станислав пишет:

    Как избавить от запаха и вони резино битумной мастики промазал по совету Александра теперь не знаю куда бечь?

    • Александр пишет:

      У меня мастика не воняла, видимо сильно зависит от производителя.

      • Владимир пишет:

        Александр! 1-вы слои ватина между собой сшивали или каждый слой отдельно приклеивали? 2- -ножки как изготавливали-руками вырезали?

  7. Сергей пишет:

    Мда,работы сделано не мало.но фильтра я бы сделал по заводу как разрабатывалось ,моё мнение таково,мастика я думаю это лишнее,а так вроде ничего))

  8. Sergey пишет:

    А я почему-то с детства помню, что колонки оборудованные фазоинвертором не обклеивают внутри звукопоглощающим материалом, типа того же ватина. А вот колонки без фазоинвертора наоборот, как правило заполнены чуть ли не полностью.

  9. Стас пишет:

    А чем 10гдв2 то не угодил??? 10гдв92 то чем лучше (https://ldsound.info/15-gdv-92-16/)? – тот же купол от 10гдв2 только без линзы, и магнит меньше.

    • Дмитрий пишет:

      Этим колонкам уже без малого 40 лет они со мной, и вот решил поэкспериментировать, брал их как некондицию в Новосибирске и динамик сч впаивал не инверсно как на заводской схеме а как подсказала тогда совесть по нормальной полярности, как в прототипе вега25ас109 , так 40 лет и проработали, а тут вывел переключатель и звук такой разный, особенно в близи, по заводской схеме гораздо громче и жестче средние, решил не останавливаться и собрал из того что было последовательный фильтр, мне понравилось, не пойму загрузиться ли схема, и да катушки показали следующию индуктивность 0.25, 0.65, 0.85

      • Николай Васильевич пишет:

        Дмитрий, рекомендую перевернуть подключение пищалки на вашей схеме. Звук улучшится. Проверено. Можете убедиться сами.

  10. Игорь Луганск пишет:

    Я , конечно, не спец по акустике , доработал всего три пары АС , и одну сейчас пробуют собрать по туташнему проекту (вернее – уже собрал , дело за отделкой корпуса) но пайку можно было бы и аккуратней произвести .
    …хотя бы так

  11. Дмитрий пишет:

    Замечания по переделке, первое – надо установить пищалку в одну плоскость с остальными динамиками, в идеале высочастотник утапливается по причине распространения высоких частот с большей скоростью. Второе – поменять для среднечастотника стакан на более широкий там внутри нет места ходу воздуха много отражений в зад мембраны,

    • Андрей Кравцов пишет:

      Скорость звука в воздухе одинакова вообще-то для всех частот….Утапливать или выносить динамик в многополосках нужно исходя из ФЧХ и АЧХ.

  12. Дмитрий пишет:

    У меня те же колонки есть один недостаток вч динамик впереди его надо поставить хотя бы в ровень
    с остальными , скорость распространения высоких частот выше чем низких, проверено, звучит приятнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *