Усилитель Лайкова класса ЭА (вариант 5 и 6)

Вариант 6 (основной) и 5 (малогабаритный)

 

Приведено подробное описание для изучения принципа работы и изготовления. (С обновлениями на 09.12.2010). С появлением более совершенного 6 варианта усилителя, вариант 3 (сдвоенные выходные транзисторы), а так же вариант 4 (стабилизированное питание предоконечных каскадов) следует делать на его основе.

Этот усилитель мощности звуковой частоты создавался с соблюдением следующих условий:

1. Усилитель должен быть прост в изготовлении и настройке, и доступен для повторения.

2. УМ должен обладать как мягкостью, так и жёсткостью звука в зависимости от фонограммы.

3. Схема УМЗЧ должна быть полностью симметрична.

4. Все качественные параметры должны задаваться операционным усилителем, а выходные каскады их точно повторять.

5. Использование только комплементарных пар транзисторов для симметрии схем.

6. Возможность выбора режима работы оконечных каскадов (А, ЭА, АВ+ЭА). (В любом из этих режимов выходные транзисторы закрываются и открываются плавно).

7. Применение полевых транзисторов без изменения схемы (только подстройкой смещения).

8. Нечувствительность к просадкам питания (не требуется стабилизированный блок питания).

9. Экономичность и возможность задать различные тепловые режимы для возможности встроить УМЗЧ в уже имеющуюся аппаратуру.

10. Формирование режимов транзисторов только полезным сигналом относительно стабильного напряжения, для снижения искажений от задающих режимы по току цепей и просадок питания.

 

Принцип работы

 

Изначально этот УМЗЧ (рис.1) разрабатывался как макет для исследования нелинейных искажений в усилителях. Входные каскады вообще не должны были иметь искажений типа “ступенька”. Для этого наиболее подходят каскады как бы подключенные в параллель между + и – питания (VT1,VT2), за что и получили название “параллельные”. Для получения большого коэффициента усиления и большой скорости нарастания напряжения были созданы параллельные композитные каскады VT1-VT3 и VT2-VT4. Эмиттеры VT1(VT2) были подключены к потенциалу ниже отрицательного входного напряжения, чтобы получить возможность регулирования момента и характера закрывания VT5-VT6 (режим А, ЭА, АВ, В). Затем возникла идея подавать раздельные напряжения обратной связи ООС (на эмиттеры VT1-VT2 через R5-R6), чтобы в отрицательную полуволну понижать потенциал эмиттера VT1 (в положительную – VT2), препятствуя резкому закрыванию. Эмиттеры транзисторов оказались включены в делитель (он же и ООС) между опорным и выходным напряжениями, что позволяет выбирать характер и момент их закрывания и открывания в зависимости от уровня звукового сигнала, и таким образом формировать токи покоя в режиме ЭА.

um-laykova ldsound_ru (1)

Рис.1. Принцип действия усилителя на композитных параллельных каскадах.

 um-laykova ldsound_ru (1)

Рис.2. Типы нелинейных искажений в усилителях мощности.

 

Результаты исследований сведены в осциллограмму выходных токов (рис.2), где (1) – ток в нагрузке, +I – ток VT5, -I – ток VT6. Режимы устанавливались умышленно для определения порога появления искажений. Точка 2 – искажения типа “ступенька” в режиме В, когда VT5 резко закрылся, а VT6 ещё не открылся. В т.2 возможны всплески сигнала с другой частотой, присутствующей в составе сигнала или при подаче на вход усилителя одновременно двух частот. Такой УМ имеет большой коэффициент гармоник, ВЧ в нём будут звучать резко, с шипящими призвуками, а синусоида будет иметь повышенную крутизну спада-подъёма. Медленно открывавшийся на малых сигналах транзистор, затем резко открывается, искажая сигнал. Правильная траектория – линия 3. Видно, что относительно линии 3 (полупериод) образовалась синусоида (период), что означает призвуки с удвоенной частотой (гулкий звук). При улучшении режима В участок 2 превращается в яркостную точку, а затем исчезает. Далее, при исследовании нелинейных искажений, стало ясно, что искажения формы сигнала и увеличение коэффициента гармоник (т.4) происходят даже в режиме А с большими токами покоя, если противоположное плечо закрывается непропорционально сигналу (слишком резко), ускоряя тем самым прирост тока в нагрузке. Звук у такого УМ будет звонкий, с металлическим эхом, как при ударе по резиновому мячу. По этой причине некоторые усилители с высокими параметрами и большими токами покоя звучали хуже, и обладали худшей естественностью звучания, чем более простые в схемотехническом отношении усилители. В режиме А, если жёстко стабилизировать ток покоя (в данном случае 250 мА, штриховая линия) в точке 5 происходит резкий излом, что моментально сказывается на линейности характеристики открывающегося в этот момент нижнего плеча. Реакция ООС на этот прирост и нелинейность характеристик транзисторов создаёт всплески (осц.4). В зависимости от сигнала (например, при подаче на вход двух не кратных частот одновременно) они хаотично возникают на синусоиде, создавая звенящие призвуки. Значит, важен не столько ток покоя транзисторов, сколько их плавное (как можно ближе к форме полезного сигнала) открывание и закрывание. Это полностью подтверждает правоту источника [1], и позволяет применить в данном УМ экономичный режим А (ЭА) (Iо, линия 7 и 8 на рис.2). Этот режим ещё называют Super A, или Non switching (без переключения) [1], но название ЭА ближе к истине. Дело в том, что ЭА производит динамическое снижение токов покоя без ухудшения параметров (с улучшением качества звучания!), что уменьшает нагрев выходных транзисторов за счёт уменьшения сквозных токов, повышает экономичность и КПД усилителя по сравнению с режимом А, (но нагрев несколько больше режима АВ).

 

um-laykova ldsound_ru (2)

Рис. 3

 

Принцип работы усилителя

 

Схема усилителя приведена на рис 3. Входной сигнал подаётся на неинвертирующий вход ОУ и усиливается до 8В. С выхода ОУ через R8 сигнал поступает на базы VT3, VT4. Так как эмиттеры VT3 и VT4 подключены к стабилизированному источнику напряжения, а питание ОУ тоже стабилизировано, то усиление VT3,VT4 зависит только от уровня сигнала, и мало зависит от напряжения питания. Фактически VT3(VT4) является управляемым генератором тока для VT5(VT6), а значит, влияние Uпит на усиление VT5 тоже будет ослаблено. А ток VT10 в свою очередь зависит от тока коллектора VT5. Это означает, что в усилителе отсутствует модуляция полезного сигнала питающим напряжением даже без ООС, и качество звучания, особенно на НЧ, будет такое же, как в усилителях со стабилизированным источником питания. Просадки будут заметны только при выходном напряжении близком к напряжению питания. В сочетании с нулевым выходным сопротивлением усилителя это заставляет очень качественно звучать любые АС.

Транзисторы VT3 и VT5 (VT4 и VT6) составляют композитные каскады, в которые введён делитель, определяющий коэффициент усиления (он же одновременно и ООС). Такое удачное сочетание даёт возможность подать сигнал отрицательной обратной связи (ООС) непосредственно в цепь эмиттера VT3 (VT4) через R26(R27), сравнить его с опорным напряжением, и простым способом формировать работу выходных каскадов в режиме ЭА, получив высокую линейность при большой скорости нарастания и коэффициенте усиления. Одновременно напряжение ООС препятствует их резкому закрыванию. Даже при работе с отсечкой тока на максимальных уровнях сигнала (осц.6) выходные транзисторы заранее плавно открываются и не создают искажений на малых уровнях сигнала (область, наиболее благоприятная для возникновения гармоник). Форма минимального тока выходных транзисторов варианта 6 на максимальном сигнале соответствует осц.8, рис.2 с остаточным током 20 мА (снимок рис.4). Коэффициент усиления транзисторной части усилителя равен отношению R26/R17(R27/R18)+1. Коэффициент усиления всего усилителя равен отношению R5/R3+1. Чувствительность усилителя устанавливается подбором R3.

 um-laykova ldsound_ru (2)

Рис.4. Форма тока VT10-VT11

um-laykova ldsound_ru (3)

 

Устройство термокомпенсации варианта 6

 

После проведенных исследований тепловых режимов УМЗЧ автор пришёл к следующим выводам:

1.Увеличение тока покоя выходных транзисторов в 2-3 раза может произойти даже при незначительном нагреве самого маломощного входного транзистора, поэтому желательно контролировать режимы как можно большего количества каскадов.

2. Желательно каждый выходной транзистор размещать на отдельном радиаторе без изолирующих прокладок. Следует отметить, что ток покоя усилителя может значительно изменяться при прогреве транзисторов (особенно VT3-VT4) и изменении напряжения питания, при этом локальные колебания тока покоя в пределах +/- 20 мА не влияют на параметры усилителя. Устройство термокомпенсации работает следующим образом. Транзистор VT7 закреплён на радиаторе VT10 (или VT11) через слюдяную прокладку. При нагреве радиатора ток VT7 увеличивается, и он шунтирует опорное напряжение (смещение) подаваемое на эмиттеры VT3-VT4. При этом полностью исключена связь между эмиттерами т.к. по переменному току VT7 включен в обратной полярности, а переменная составляющая по питанию сглаживается конденсаторами С13-С14.. Сюда же подаётся и сигнал ограничения тока выходных транзисторов (с VT8-VT9). Подбором резистора R25, в зависимости от размеров выходных радиаторов, выбираются тепловые режимы усилителя (графики рис.).

um-laykova ldsound_ru (4)В режиме 1, сплошная линия (при величине R25 = 30 Oм) ток покоя будет стабильным до 65–70 градусов, а затем будет уменьшаться до 0.

В режиме 2 (R25 = 24 Ом) ток покоя уменьшается пропорционально температуре, т.е. устройство выдерживает заданную температуру.

В режиме 3 (R25 = 36 Ом) ток покоя не будет расти с увеличением температуры, но и не будет снижаться для уменьшения нагрева транзисторов (устройство выдерживает заданный ток).

При умышленной переустановке выходных транзисторов на радиаторы меньшей площади устройство термокомпенсации перестраивало и выдерживало заданные тепловые режимы. В сочетании со слабой чувствительностью к просадкам питания это позволяет встроить этот УМ в уже имеющуюся аппаратуру, где недостаточно мощности силового трансформатора (например «Вега 50У-122С»), или площади радиаторов (музыкальный центр). Конечно же, можно собрать УЗЧ на микросхемах, но (по мнению автора) они не обладают таким же качеством звука, как УМ на дискретных элементах.

Параметры усилителя полностью зависят от типа применяемого ОУ. Максимально возможная синусоидальная выходная мощность усилителя 6 варианта – 120 Вт, но на нагрузке 4 Ом и напряжении питания выше +/-35 В нужно ограничивать ток VT10, VT11 (R30, R31) или умощнять их, иначе рассеиваемая мощность на выходных транзисторах превысит предельно допустимую. При применении нагрузки только 4 Ом, напряжение питания не обязательно поднимать выше +/-35 В. Правда при этом понизится выходная мощность на нагрузке 8 Ом. По мнению автора, АС с сопротивлением 6-8 Ом обладают большей естественностью звучания, а АС 4 Ом – большей отдачей мощности и динамикой. АЧХ усилителя линейна от постоянного тока (без С1) до 200 кГц, с плавным уменьшением амплитуды от 200 кГц до 1 мГц (без С2, С5, С6). При подаче на вход усилителя сигнала частотой 1мГц с амплитудной модуляцией частотой 1кГц его принимал средневолновый приёмник. Постоянное напряжение подавалось на вход УМ (без С1) от 0 до 1 В с шагом 10мВ, при этом выходное напряжение абсолютно линейно возрастало от 0 до 30 В, т.е. усилитель вёл себя как прецизионный усилитель постоянного тока, что свидетельствует о его высокой линейности усиления и как следствие – низком коэффициенте гармоник и высокой верности звучания.

Усилитель был испытан прямоугольными импульсами частотой 2 кГц на активной нагрузке 6 Ом. При этом была получена скорость нарастания выходного напряжения 30 В/мкс и была ограничена только источником прямоугольных импульсов, искажений формы сигнала и выбросов не замечено. На базе этой схемы можно сконструировать УМ с выходным напряжением 80-100 В. (Усилитель способен выдавать выходное напряжение, близкое к напряжению питания). Номинальное выходное напряжение = Uпит.-5 В. Максимальное выходное напряжение усилителя = Uпит.-3 В. При уменьшении напряжения питания двуполярным регулируемым блоком питания амплитуда выходного сигнала не уменьшается до тех пор, пока питание не достигнет величины Uвых + 5 В, и при Uпит = Uвых+3В наступает плавное ограничение выходного сигнала. Выходное сопротивление усилителя = 0. Усилитель не чувствителен к фону блока питания с переменной составляющей. Диапазон питающих напряжений – от +/- 15 до +/-40 В. Измерения искажений производились с помощью двух генераторов Г3-118 и входящих в комплект режекторных фильтров. Уровень общих нелинейных искажений, при подаче на вход сигналов от 20 Гц до 20 кГц, был ниже, чем приведён в [1] (рис.8). Он находился на уровне наводок самого осциллографа С1-65А, (0,2…0,3 мВ при выходном напряжении 32В), что предполагает коэффициент гармоник не более 0,002%. То же самое показали измерения с помощью спектр-анализатора компьютера. Но при этом главной целью было выполнение условия 2. При правильном выборе ОУ, подборе транзисторов по коэффициенту усиления и номиналов элементов для симметрии плеч, коэффициент гармоник составляет не более 0,0006% на 1 кГц, и 0,002% во всём диапазоне частот и мощностей. Усилитель испытывался и эксплуатировался при Iо = 120 мА с качественным радиатором.

  

Пятый вариант усилителя (малогабаритный). Применение в оконечных каскадах составных транзисторов позволяет упростить схему и настройку усилителя, что важно для начинающих и малоопытных радиолюбителей. Значительное уменьшение его габаритов позволяет конкурировать по габаритам с УМЗЧ в интегральном исполнении, обладая при этом более высокими параметрами. Линейность усиления на НЧ больше, чем у микросхем УМЗЧ, больше выходное напряжение при равном напряжении питания, нечувствительность к просадкам питающего напряжения, что особенно важно для малогабаритных блоков питания. Схема двухканального варианта приведена на рис. ниже. В этом случае ОУ и стабилизаторы напряжения VT1-VT2 являются общими.

um-laykova ldsound_ru (5)

Усилитель варианта 5 практически не требует налаживания. Всё сводится к проверке напряжений питания, отсутствия постоянного напряжения на выходе, и установке желаемого тока покоя при максимально нагретых выходных транзисторах. Дрейф тока покоя от температуры здесь меньше, чем в варианте 2 за счёт меньшего усиления по току, но за счёт большого усиления по напряжению составных транзисторов возможно чрезмерное усиление и ограничение сигнала, что вредно для АС, и может привести к выходу из строя транзисторов. Поэтому R19-R20 не следует делать меньше 0,075 Ом даже для мощных АС, а напряжение питания нежелательно увеличивать более +/-30 В. При желании можно добавить терморегулировку и защиту по току из варианта 6. Если возникают трудности с замером сопротивления 0,075 Ом, то можно выйти из положения двумя способами. 1). Соединить в параллель два резистора по 0,15 Ом или четыре по 0,3 Ом. 2). Замерить сопротивление константановой или нихромовой проволоки (например, разобрав проволочный резистор 0,51 Ом, 1%), выпрямить его, и точно разделить по длине на равные части, получив нужное сопротивление (необходимо прибавить длину подпайки). Концы отрезка желательно залудить на таблетке аспирина и протереть спиртом. Выпрямленный отрезок нихрома не будет иметь индуктивности, и может быть впаян в плату в виде перемычки или скобки. В места впайки желательно заклепать трубчатые заклёпки.

Коэффициент гармоник усилителя 5 варианта составляет не более 0,008% во всем диапазоне частот и мощностей. Качество звучания зависит от ОУ и очень близко к варианту 6. Диапазон рабочих напряжений – от +/-6 до +/-30 В, при этом понадобится только контроль тока покоя. В качестве примера на рисунках ниже приведена печатная плата двухканального варианта усилителя. В качестве выходных применены транзисторы TIP142T/TIP147T в корпусах ТО-220, с меньшими габаритами, чем TIP142/TIP147 в корпусах ТО-3Р. При встраивании в мультимедийные колонки, где есть вибрация, R13-R14 заменены одним постоянным 80…100к. В миниатюрном исполнении, на маленьких радиаторах, его следует подобрать такой величины, чтобы на холодных радиаторах ток покоя составлял 0…10 мА, и при сильном прогреве никогда не поднимался выше 40…60 мА. Всё зависит от размера радиатора. Конденсатор С1- малогабаритный керамический, С3 – неполярный электролитический.

 

Детали и конструкция

 

В усилителе лучше всего применить ОУ со скоростью нарастания выходного напряжения не менее 50 В/мкс с низким уровнем гармоник и собственных шумов, с полевыми транзисторами на входе. Транзисторы VT3, VT4 следует подобрать с как можно большим коэффициентом усиления, малым уровнем шумов и слабой зависимостью тока коллектора от температуры. В качестве VT5-VT6 желательно применить транзисторы с высокой частотой усиления и малой ёмкостью коллектора. В усилителе вполне можно применить отечественные ОУ и транзисторы с целью переделки уже имеющегося усилителя из тех же деталей. При применении маломощных стабилитронов, R9-R10 следует увеличить до 4,3к. В зависимости от необходимого Uвых, необходимо изменить сопротивление R5, соблюдая условие: (R5/R3)+1=Uвых/Uвх. При применении других выходных транзисторов (полевых или при подключении в параллель) возможно придётся подобрать сопротивление R29-R30 по падению на них напряжения величиной 0,55 В в среднем положении движка R24 при отключенных VT10-VT11. Комплементарные пары (VT3 – VT4, VT5 – VT6 и т.д.) противоположных плеч не должны отличаться по усилению более, чем на 5%. Симметрично расположенные резисторы верхнего и нижнего плеча тоже подбираются с допуском не более 5%. Это необходимое условие для симметрии выходного сигнала и избежания нелинейных искажений. Резисторы R30-R31 состоят из двух включенных в параллель резисторов по 0,2 Ом 2Вт каждый, расположенных друг над другом. R30, R31 обязательно следует применять безындукционные. Нельзя применять проволочные витые резисторы. Катушка L1 наматывается на резисторе R35, содержит 2 слоя провода ПЭЛ 0,8 и пропитана лаком или клеем. L1, C9, R36 монтируются на выходной плате. Площадь поверхности радиаторов VT5 – VT6 – 30 см, VT1 -VT2 -1..2 см.

Малогабаритный вариант 6 усилителя можно смонтировать на плате размером 60х65 мм из фольгированного текстолита толщиной 1,5 мм. Цепи балансировки ОУ на ней отсутствуют, так как с качественным ОУ при наличии С3-С4 балансировка 0 на выходе усилителя происходит автоматически. При необходимости изменить размер платы, её можно перенести по сетке. На плате сохранена последовательность общей земляной шины сильноточных и слаботочных цепей, и при необходимости можно её разделить, удалив перемычки Х1 и Х2, а также перерезав дорожку в нужных точках. Все дорожки облужены припоем. Токоведущие дорожки цепей питания, и нагрузки облужены толстым слоем припоя с прокладкой одной жилы медного провода. Для всех транзисторов, закреплённых на радиаторах, обязательно применение теплопроводной пасты, а для транзисторов термодатчиков прокладки обязательно должны быть из слюды. В качестве С1 применён малогабаритный керамический конденсатор, а в качестве С3-С4 лучше всего применить неполярный электролитический конденсатор 22…47 мкФ.

 um-laykova ldsound_ru (1)

Плата усилителя варианта 6 (Вид со стороны компонентов, вид со стороны фольги)

Размер 60х65 мм. Шаг сетки 2,5 мм. Размер 60х65 мм

 

um-laykova ldsound_ru (2)

Плата двухканального усилителя. Вариант 5. Размер 55х60мм

 

Налаживание усилителя

 

После проверки правильности монтажа следует:

1. Установить R6 и R24 в среднее положение.

2. Закоротить на корпус вход усилителя.

3. Отпаять выходные транзисторы (VT11-VT12)

4. Включить питание.

5. Замерить напряжение питания и +/- 15 В.

6. Установить (R6) на выходе усилителя напряжение 0В. Если на выходе УМ устанавливается 0В, а на выходе ОУ присутствует постоянное напряжение, то следует подобрать транзисторы по парам.

7. Установить на R29-R30 напряжение 0,55 В с помощью R24. (В 5м варианте на R11-R12 = 1В).

8. Отключить питание, подключить выходные транзисторы, включив в разрыв цепи коллектора VT10 амперметр на 1 А.

9. Включить питание и R24 установить ток покоя коллектора VT10 в пределах 100 – 150 мА.

10. Замерить ток покоя VT11, он не должен отличаться от тока VT10 более, чем на 5%. Ток покоя выходных транзисторов может быть установлен в пределах от 40 до 200 мА, в зависимости от желаемого качества звучания, режима работы, тепловых режимов, размеров радиаторов. Установку тока покоя нужно производить при температуре выходных транзисторов 35-40 градусов.

11. Проконтролировать работу термокомпенсации, замерив токи покоя при максимальной температуре радиаторов выходных транзисторов.

 

Блок защиты АС

 

В аварийных ситуациях, при протекании постоянного тока через динамик, его катушка сгорает, поэтому обязательным условием для мощных усилителей является применение защиты АС. Блок защиты работает следующим образом.

um-laykova ldsound_ru (6)

 

Диапазон питающих напряжений: +/-20…+/-60V

Время срабатывания:

от постоянного напряжения +/- 1V: не более 0,5 сек.

от постоянного напряжения +/- 30V: не более 0,1 сек.

 

При включении питания начинает заряжаться конденсатор С3 (от источника питания через R7- R8). Через 1 сек. напряжение на нём достигнет величины, достаточной для открывания VT3, затем открывается VT4, и реле своими контактами подключает АС к усилителю. При нормальной работе УМ переменное напряжение с его выхода не успевает зарядить С1-С2, а при аварийной ситуации постоянное напряжение с выхода усилителя откроет VT1 или VT2 (в зависимости от полярности), напряжение на С3 уменьшится и реле отключит АС. При ложных срабатываниях защиты на большой громкости следует увеличить ёмкость С1-C2. Желательно использовать для каждого канала отдельный блок защиты АС и подавать питание непосредственно с усилителя. При таком подключении, при сгорании одного из предохранителей, блок защиты никогда не подключит АС к усилителю. Питание реле (U P1) нужно осуществлять от источника, имеющего меньшую ёмкость фильтра питания, чем у самого усилителя, для того, чтобы при выключении питания реле Р1 отключалось первым. Реле следует применять с как можно большей площадью контактов и усилием пружин, т.к. у миниатюрных реле (особенно у герконовых) бывают случаи пригорания контактов и невозможность отключения в аварийной ситуации.

 um-laykova ldsound_ru (3)

Плата блока защиты АС. Вариант 2. 60х30мм. Шаг сетки 2,5мм

 

Усилитель эксплуатируется с февраля 2004 года, и показал исключительную естественность и качество звучания с АС “Корвет 150АС-001М”, Wharfedale – Pacific Evolution – 20 и “Вега 50АС-106, что и побудило предложить эту конструкцию вашему вниманию.

um-laykova ldsound_ru (3)

Длятестированияиспользовался CD “TRIANGLE electroacoustique laboratory”. triangle-fr.com.

В заключение хотелось бы выразить признательность участникам форума cxem.net особенно tsf54, 240151, Витёк, inol, pit55, genius XZ, spiridonoff за помощь и поддержку.

 

Печатные платы в формате LAY и DOC

Печатная плата в формате LAY (v.6) – прислал sevanin

Обсуждение схемы на форуме

 

Автор: Лайков Александр ([email protected])

38 комментариев: Усилитель Лайкова класса ЭА (вариант 5 и 6)

  1. Антон пишет:

    Кто что скажет о данном усилителе? На Вегалабе его раскритиковали, говорят, якобы никакого режима ЭА тут нет, другие же хвалят, якобы всяких Ланзаров и Холтонов уделывает. Где же истина?

    • Андрей пишет:

      Критиковать можно что угодно, в любой вещи есть недостатки, какой бы она ни была. Холтона не собирал, но думаю, что он недалеко ушел от Ланзара по качеству. Собирал Ланзар, Оплеуху 2.5, собирал JLH 1969 – ничего особенного не услышал, а греется как обогреватель. Лайков 6 версии переигрывает их. Да, есть и более качественные схемы, но они как правило более сложные в повторении. В Лайкове еще очень многое зависит от ОУ. Я считаю, отличный усилитель , особенно для такой простоты схемы. Следующим хочу собрать усилитель Марка Александера с токовой ООС.

    • Александр пишет:

      Много лет есть 7 версия с вариантами, там питание ун приведено до нормального вида, Повторно тысячами, наверно.

  2. Олег пишет:

    Что лучше Лайкова 7 или Оплеуху 2.7?

  3. Куприянов Александр пишет:

    Вариант 6 лучше. Оконечный каскад с ОК , эмиттерный повторитель. Имеет низкое выходное сопротивление. Что хорошо для акустики. Каскады комплементарные. А значит симметрия плеч будет. Но пары транзисторов нужно выбирать. И искажения вообще можно убрать в О. А если установить полевики в эту же схему будет вообще шедевр. Лучшего ещё никто не придумал. Есть более сложные , но не лучше.

    • Андрей пишет:

      Согласен. Год назад собрал себе 6-ю версию, ОУ ставил 574УД1, сейчас стоит AD845, звучит отлично, до него были Ланзар, Оплеуха 2.5 – разница огромная в пользу Лайкова. Оба канала запустились без проблем, ток покоя поставил 120 мА, никаких возбудов, гонял его и на синусе и на меандре, все четко. Правда, у новичков могут быть проблемы с установкой тока покоя – усилитель немного капризный в этом плане. А в остальном отлично. Схема вроде бы и простая, но звучит очень достойно, по звуку оставит многое позади.

    • Stas пишет:

      Здравствуйте.
      А можете дать схему или ссылку с полевыми транзисторами?

  4. Вячеслав Микрюков. пишет:

    Буду собирать! Раз все хорошо, мне его надо встроить в самодельную колонку на динамике от Tannoy 635. Хотелось бы еще двухполсный усилитель сделать, но это уже потом добавить можно. Что-то типа комбика сделать, такая задумка, мне и гитару подключить к нему, синтезатор, и микрофон.

  5. Вячеслав Микрюков. пишет:

    Если от ОУ сильно зависит, то OPA627 подойдет?, остатки былой роскоши.

  6. Вячеслав Микрюков. пишет:

    ладно, а ИТУН сюда будем вводить? Или хотябы Суховскую компенсалку проводов, фиг с ним с сопротивлением динамиков, всего то в несколько раз сопротивление возрастает, это не то чтобы сопротивление проводов. ))) У кого какие мысли, или все самому придется делать, пока печатку не развел.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Уверен, ничего не нужно добавлять в совершенно самодостаточную схему.
      Интересно, что только слышал про фамилию автора, не будучи знаком со схемой, но этой зимой смакетил выходной каскад в А классе на комплементарных полевиках -латералах 2sk1058- 2sj162 , с усилением самого каскада = 3 . За основу взял схему Джона Бруски .
      А теперь нашел ещё одну прекрасную схему, продуманную и понятную во всех тонкостях .

  7. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Добавлю, что сейчас повторил бы эту схему с полевиками на выходе, латералами вместо дарлинтонов. С полевиками схема получается предельно простой и совершенно термостабильной , хотя и в авторском варианте с этим порядок.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      И склалось. Недавно. Взяв от разных схем понемножку, вышел на хороший выходной каскад с усилением 2-2, 5 раза, мощным, линейным, с красиво ограниченным сигналом, широкой полосой и хорошей термостабильностью. Можно приделать ему в раскачку операционник, что было сделано , быстро и успешно, можно ламповый каскадик, без общей глубокой ООС, для особого шарма в звуке. В который раз хочется сказать добрые слова в адрес полевых транзисторов -латералов. С ними схема получается быстро, работает стабильно и обеспечивает пугающие параметры.

      • Simon пишет:

        Что то тут напутано и не работает. Не поправите?

        • инженер пишет:

          нет обратной связи.

          • А.Б. пишет:

            Ясен пень, что операционник показан без всей обвески, схематично, мысль тут в его связи с выходным каскадом. Остальное рисуется вдогонку, там варианты неинверитрующие и инвертирующие.

            • А.Б. пишет:

              Позже сравнил выходной каскад по схеме Лайкова, у него потери велики по сравнению с обычными повторителями, максимальный выходной сигнал примерно на четверть меньше.
              Но схема имеет право на жизнь.

              • Simon пишет:

                Транзисторы не попутаны местами выходные?

                • А.Б. пишет:

                  1058 сидит истоком на минусе питания, стоком в нагрузку, 162 сидит истоком на плюсе , стоком в нагрузку. Схема -не повторитель, усилительный каскад с общим истоком, что не так?

                  • Simon пишет:

                    Схема не рабочая совсем. Не получается запустить ее ни как.

                    • А.Б. пишет:

                      Все варианты проверены в макете, с разными транзисторами. Режимы указаны .
                      Надеюсь, цоколевка латералов вам знакома и есть некий опыт работы с ними?

                    • А.Б. пишет:

                      Выходные транзисторы откладываем, вместо них паяем резисторы на 200 -220 Ом , с питания в точки соединения с низкоомными резисторами по 0,5 ом. Эквивалент перехода сток-исток. Схема выдает ток в эмиттеры драйверных транзисторов. Смотрим падения на резисторах исток-затвор, там примерно вольт будет. Между базами драйверных транзисторов 1,2 в вольта. Эмиттеры драйверных транзисторов – там немного больше нуля, что-то типа 0,15 в.

                  • Simon пишет:

                    вот правильная схема, содрали у Американцев
                    eleccircuit.com/the-main-amplifier-50-watt-ocl-by-lf351-2n3055-mj2955-with-pcb/

                    • А.Б. пишет:

                      Это НЕ ПРАВИЛЬНАЯ схема, а обычный выходной каскад с усилением по напряжению. Без резисторов с точек питания опера +- 15 вольт в эмиттеры драйверных триодов это точно никакой не ЭА, а обычный АВшник со среднепакостными параметрами. Читайте теорию, Лайков про это все очень подробно изложил.

  8. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    А так выглядит доведенная до ограничения половинка синусоиды , 20 в на пике с питанием 25 вольт на плечо.

  9. Simon пишет:

    С Quad 405 ни кто не сравнивал?

  10. Валентин пишет:

    Всем добрый день! Установить на R29-R30 напряжение 0,55 В с помощью R24. Правильно ли указана нумерация резисторов? На печатке вместо С3 и С4 под один конденсатор. Какой можно применить неполярный?

  11. Валентин пишет:

    Всем добрый день! Собрал этот усилитель. ОУ 544уд2-выходники КТ8101-8102. Питание двухполярное 31в .Настраивал все как написано. Ноль установился сразу. На резисторах R29 установил 0.55в. Поставил выходные транзисторы. В разрыв коллектора VT10 включил амперметр. При подаче питания ток покоя 0. Покрутил R24-ничего не меняется. Подсоединил динамик 4ом-тишина. Подал сигнал с плеера и динамик запел. В паузах между треками идеальная тишина. Погонял целый час-радиаторы холодные. Звук хороший. Но как все таки устанавливать правильно ток покоя? ОУ есть и OPA134 и выходные транзисторы такие как на схеме.

    • АБ пишет:

      Ток покоя равный нулю в усилителе,заявленном как экономичный А , как- то настораживает,вам не кажется?
      Читал форум Лайкова Александра, он удивительный человек, чуткий к звуку, к собеседнику, нескандальный,терпеливый,вдумчивый.Много добрых слов могу сказать об этом человеке даже по его сообщениям.
      Лучше прочих посоветовать что-то по настройке его схем наверное сможет он сам, а не вольные индейцы,следующие путем Чингачгука.Не так ли?

      • АБ пишет:

        На время настройки я бы заменил термотранзистор обычным переменником, замкнутым в начале поворота ручки.килоом на 22.Глянуть,как ток покоя растет и что на выводах транзисторов когда ток такой,как автор прописал А потом заменить резистор термиком.

        • Иван пишет:

          “…А потом заменить…”
          И главное успеть до того как…

          • АБ пишет:

            Ойдалана.Спокойно накручивается нужный ток, меряется напряжение по концам резистора, потом смотрим падение на концах термика и сто пудов оно там недостаточное приоткрыть выходные триоды.

            • Иван пишет:

              Оптимисты любят: “посмотрите, а я еще и вот так могу!”

              • А.Б. пишет:

                Этих схем аля Лайков понаделал пару лет тому назад, все измерил и настроил, послушать не удалось, но форма сигнала та же, что у автора, все именно так.

  12. Валентин пишет:

    Всем добрый день! На форуме у автора тоже такие же вопросы. Сегодня опять подал питание и через2-3 минуты появился ток 1мА. R24 установил требуемый ток покоя. Погонял час под нагрузкой-радиаторы тёплые. Звук хороший.

  13. Алексей Бирюков пишет:

    Парни это хороший усилитель. у меня 7я версия, opa828. на выход можно и полевые транзисторы ставить. нужен хороший стабилизатор для источников тока и оу. у автора все написано по настройке тока покоя, просто надо читать и вникать.

Добавить комментарий для Simon Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *