Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

В данной статье я немного распишу процесс апгрейда динамиков 4А-32 ЛОМО с установкой кожаного подвеса, ребер жесткости и текстолитовой центрирующей шайбы.

По просьбе заказчика, моего хорошего знакомого Виталия из Домодедово, было принято решение о переработке подвижной системы динамиков 4А-32, о чем и пойдет содержание этой статьи.

Основные требования были такие: получить в итоге среднечастотный динамик, но с перечнем необходимых операций – установить цельный кожаный подвес, предварительно его отформовав, установить текстолитовую шайбу (паук как его еще называют), установить ребра жесткости для диффузора, удалить визер (центральный рупор).

В качестве доноров были использованы корзины с магнитными системами от динамиков 4А-32 производства ЛОМО. Динамики были подобраны максимально близки по параметрам магнитного поля в зазоре МС, а именно 1,3 Тл. Были куплены в НПО «Диффузор» диффузоры для этих же динамиков, весом 16,8 грамм.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

В начале процесса апгрейда были изготовлены проставочные кольца, для крепления текстолитовых центрирующих шайб и непосредственно сами шайбы. В моем случае, с учетом
геометрии шайб, был выбран текстолит толщиной 0,9 мм. Измерения толщины текстолита производились по факту.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Изготовил ребра жесткости из электрокартона толщиной 0,14 мм.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Далее были изготовлены подвесы с цельного куска кожи, толщиной 0,5 мм.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Приклеил ребра жесткости к диффузорам, в конечном результате вес диффузора увеличился всего на 2,6 гр, на один диффузор. На фото диффузор с приклеенными ребрами жесткости, подвес не приклеен.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Следующим этапом была выполнена приклейка подвеса к диффузору, предварительно обрезав его по бумажному подвесу под нужный диаметр.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

После этого приклеил проставочные кольца к корзинам динамиков, изготовил катушки на 8 Ом с классической высотой намотки на каркасе из каптона, провод использовал медный. На фото проставочное кольцо с установленной в нее центрирующей шайбой и звуковой катушкой.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Крепление шайбы посредством болтов очень удобная вещь в любом динамике, в случае нарушения центровки, не составит труда быстро исправить ситуацию, поэтому и было принято решение о применении данной концепции.

После предварительной подгонки элементов подвижной системы, собрано все воедино. В качестве подводящих проводов был использован литцендрат производства СССР. Место спайки выводов катушки с подводящими проводами прошиты нитками для надежности и проклеены клеем.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

После того как все сборочные узлы приклеены, можно устанавливать подвижную систему в корзину динамика. Подвес также как и центрирующая шайба имеют простой и удобный монтаж, крепится посредством прижатия верхним кольцом через винты, без использования клея как впринципе и в классическом варианте этих динамиков. Шайба отцентрована и прикручена к проставочному кольцу, подводящие провода припаяны на контактную колодку. В последнюю очередь установлен колпачок.

Когда работа по сборке была завершена, были сняты параметры ТС с динамиков, предварительно размяв их на генераторе частот. Параметры прилагаю ниже.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Заказчиком была снята АЧХ с этих динамиков в ближнем поле. Конечно, для более точного результата необходимо специальное оборудование, безэховая камера и т.д., но общая картина для понимания характеристик этих динамиков вполне ясна.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Также прикладываю дополнительные фото процесса сборки подвижной системы и фото итогового результата апгрейда.

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

Итог

Не стану расписывать какое у них звучание, но результатом работы заказчик остался доволен, звучание динамиков его поразило.

Статья подготовлена специально для сайта ldsound.info

Автор работы по апгрейду и написанию статьи Шульгин Василий, г. Пенза

35 комментариев: Апгрейд 4А-32 на кожаном подвесе и ребрами жёсткости

  1. Сергей Гудков пишет:

    Я понимаю, что чем больше масштаб графика, тем ровнее АЧХ, но чтобы на графике были отрицательные значения звукового давления – это новость

  2. АБ пишет:

    Насторожила фраза про измерение ачх динамика в ближнем поле,за неимением безэховой камеры.Дело нужное,полезное,но есть два нюанса.
    Первый- что считать ближним полем.По моим понятиям это дистанция от микрофона до динамика в пару мм.И на этой дистанции мы можем увидеть и понять поведение динамика исключительно в районе нижнего среза, не выше нескольких сотен Герц.Увидеть всю ачх динамика можно,оттащив микрофон на полметра-метр, где вмешаются эффекты огибания и комнатных отражений.Поэтому данную ачх не назову правильной и достоверной.Хот я все очень красиво.хоть на выставку беги.

    • Василий пишет:

      Поэтому минимизировав искажения помещения и были сняты АЧХ с динамика в ближнем поле. На расстоянии 15 см. Общую картину АЧХ как раз показывает этот метод. Писать про безэховую камеру не вижу смысла, так как ее не имеют 99% слушателей. Не была бы снята АЧХ, задались бы вопросом “а где АЧХ?”.
      Если у Вас есть безэховая камера с соответствующим оборудованием, то я очень рад за Вас.
      У заказчика ее к сожалению нет, нет ее и у меня В конечном итоге мы должны слушать ушами, а не приборами и графиками.

      • Федор пишет:

        Это Вы правильно заметили, насчет “первородства” ушей. Но это другая история.

        • Константин пишет:

          Снимал АЧХ студийных мониторов. Которые изначально ровные. Причём и в разобранном виде, каждый динамик по отдельности, в ближнем поле. На расстояниях от сантиметра до 10 см графики плюс-минус одинаковые, и точно совпадающие с теми, о которых пишет производитель мониторов, а также разные другие источники. Следовательно, такие замеры имеют место быть. Поправка может быть только для высоких частот, они быстрей затухают с расстоянием, но в целом на всю суть это тоже не влияет. Человек правильно сделал, минимизировал влияние комнаты. И если его замеры были сделаны из нескольких точек рядом с динамиком, и с чуть разных расстояний, и если при этом не возникало сильных изменений, и если микрофон был измерительный – то замеры достоверные.

    • аудиостроитель пишет:

      АЧХ с одного метра будет достаточно правильной и достоверной, если измерительная аппаратура правильная.
      Нюанс в том, что это АЧХ для конкретного места.
      Безэховые камеры призваны сделать снятые АЧХ более-менее универсальными, но поведение АС в другом месте всё-равно непредсказуемо.

      • игорь пишет:

        Дома НЧ ниже 100 гц не измерить, какая бы правильная аппаратура не была, переотражения будут, камера делает снятые АЧХ не универсальными а достоверными.

  3. Aleph пишет:

    А про формовку кожи можно узнать, или секрет фирмы?

  4. Владимир П. пишет:

    Почитал статью, хотел было уже обругать автора за убийство двух редких подвижек, да помидоров под рукой не оказалось.
    Потом я конечно пригляделся – оказывается, это не оригинальные, а диффузоровские, из ватмана. Жутчайшие подвижки, слишком тонкие, ни баса ни ВЧ не издаст, только СЧ. И АЧХ горбатая, из-за неодинаковой толщины подвеса и диффузорной части.

    Автор молодец

    • игорь пишет:

      На заводе КИНАП в Самарканде была установлена уникальная автоматическая линия по производству диффузоров.

    • Сергей Гудков пишет:

      Автор похоже знал об этом и постарался компенсировать недостатки новых диффузоров установив их на мягкую ЦШ и кожаный подвес, добавив рёбра жёсткости. Судя по параметрам ТС ему это удалось. Сейчас почему-то не могут повторить старую технологию производства диффузоров, либо не знают, либо дорого, там бумага неравномерной толщины и жёсткости была, с двумя-тремя пропитками с разными свойствами в центре и гофра. Возможно эти белые диффузоры продаются как полуфабрикат

      • Василий пишет:

        На самом деле не думаю что они используют “ватман” это уже утрировано скорее всего. Однако по заверениям технологов с НПО диффузор они используют оригинальную матрицу и пуансон при изготовлении диффузоров. Если это и так, то скорее всего состав бумаги современной не соответствует тому составу, что использовался ранее. А диффузоры и сейчас можно заказать разной граммовки. Поэтому и никто не запрещает заказать диффузоры на 20 грамм скажем и повторить тоже самое.
        Касаемо шайбы это не так, как раз она жёсткая, но в совокупности общей подвижной системы имеем такую резонансную частоту. Так как упругость подвеса тут незначительная и в основном выполняет роль центрирования (если мы говорим о резонансе подвижной системы)

        • Иван пишет:

          Меня всегда восхищает терпение того, кто решается на подобные эксперименты. Долгие годы под ногами валялась пара новых диффузоров для этих красавцев еще с советских времен. Кому-то ее подарил. Только не пойму, зачем переделывать в среднечастотник? В чем смысл? Он что, в родном исполнении со средними частотами не справится?

        • Владимир П. пишет:

          А подвес приклеивали на оправке наверно? Вручную такой мягкий ну никак не приклеить.

      • игорь пишет:

        Пропитки добавляли при “замесе”бумажной массы так же добавляли войлочную труху (фильц) 20%, после отливки пропитывали только конус разбавленным НЦ лаком.

        • Сергей Гудков пишет:

          а канифолью какие динамики пропитывали?

          • Владимир П. пишет:

            Это байка давняя,из помоечных журналов. Суть сводится к тому, что канифоль на спирту разводят и смазывают диффузоры ВЧ и СЧ динамиков.

            Эффект прямо противоположный от пропитывания прополисом, а именно: значительное повышение РЧ, крикливость, сдвиг в сторону ВЧ.

            • Сергей Гудков пишет:

              канифоль, это не байка у нас на заводе такие диффузоры делали, вот табличка из технологической карты

              • игорь пишет:

                На заводе могли делать всё что угодно, план важнее, а как будет звучать уже не главное.

                • АБ пишет:

                  Похоже, с тех пор мало что изменилось.И больше всего огорчает ситуация,когда удачные конструкции снимаются с выпуска в угоду идее обновления или как оно там обзывается.И вместо привычного качественного звука получается бездарная лажа из пластика,зато дешево и быстро.

                  • Андрей Б пишет:

                    Это называется оптимизация,мать её.В своё время в “Родина-1” вместо 32-х стали ставить 30ГД-301,вот где дерьмо-то!

        • Владимир П. пишет:

          Как я понимаю, Ваши знания о технологии весьма обширны. Вы были сотрудником ВНИИРПА?
          Очень бы хотелось посмотреть фотки самаркандского производства, если они есть у Вас. Сделайте доброе дело!

          • игорь пишет:

            Фото нет к сожалению, была информация что в Самарканде всё оборудование сохранилось.

  5. Федор пишет:

    Если кому-то интересно, то вот ссылка на автореферат диссертации Сафоновой Зинаиды Михайловны “Разработка композиции бумажной массы для изготовления диффузоров динамических громкоговорителей с улучшенными акустическими свойствами”. https://www.dissercat.com/content/razrabotka-kompozitsii-bumazhnoi-massy-dlya-izgotovleniya-diffuzorov-dinamicheskikh-gromkogo.
    Многие вопросы будут сняты. Много интересной информации. Я думаю, что улучшение качества Рязанских динамиков связано как раз с внедрением технологий, описанных в диссертации. К сожалению представлен только реферат. Сама диссертация находится в платном доступе.

    • Владимир П. пишет:

      Вот это место не совсем понятно:
      “Для проклейки бумажной массы используют обычно канифольный клей и сернокислый алюминий. Для обеспечения равномерного распределения волокон в отливаемом диффузоре применяют массу низкой концентрации порядка 0,1-0,2%.”

      О какой проклейке речь? Два предложения взаимно несвязных.

  6. Юрий пишет:

    Катушку наматывали проводом какого диаметра? Если не секрет.

    • КРА пишет:

      При сопротивлении в ” 8 Ом” и при той же глубине намотки ( “классической” ), в лучшем случае, это провод, имеющий диаметр не более 0,16 мм.

      1) При уменьшении диаметра провода – уменьшается мощность
      2) ЗК каптон ( с охлаждением у него хуже чем у родной ЗК ), – то же даёт уменьшение мощности.
      3) Ребра жесткости при таких компонентах – это ни к чему при таких “мощностях”.

  7. Михаил SM пишет:

    Автору проекта безусловный респект. Имел я дело с разными типами 4А32 , Самарканд, Ломо . Переведенные на замшевый подвес , сильно лучше начинают звучать в контексте разрешения на малой громкости , тогда как в оригинале – 4А32 -типично кинотеатральный уровень , для кинозалов , имхо. Помятуя об опыте известного М. Уракова , я бы вообще не связывался с этими непонятного уровня диффузорами , требующими аля танной приемов ( ребра) , на практике негативно влиящие на звук де факто (а не по приборам) . Заказывал Миша диффузоры в США , в Европе остатки Курта М . , и результат впечатляющий. На фото , проект ОЯ (мини ) на 4А32 от С. Сергеева , но с замененным подвесом (кожа) и без визера . Мидбасовый уровень , конечно , но звучат открыто, живо, достоверно . Диффузоры оригинальные -Кинап.

    • Михаил SM пишет:

      Фронт.

      • Василий пишет:

        Да, Михаил, следующие динамики будут на родных оригинальных диффузорах. В плане сравнения с предыдущими. Да и не только на них, другие тоже испытуем

  8. Илюха7 пишет:

    А кто подвесы такие кожаные делал? Где-нибудь продаются?

    • Дмитрий Б. пишет:

      Почитайте текст полностью, там все расписано.
      Канифольный клей добавляется в воду с пульпой. Сернокислый алюминий тоже туда.

      • Борис пишет:

        Ну вы хоть головой думайте, что пишете…Канифоль не растворима в воде. “Великий химик”

    • Дмитрий Б. пишет:

      Продаётся кожа. Самая тонкая перчаточная. Все остальное самостоятельно.

Добавить комментарий для аудиостроитель Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *