Project 101 – усилитель на полевых транзисторах от Рода Эллиота

Я часто говорил, что не являюсь фанатом усилителей мощности на полевых транзисторах, но этот усилитель изменил мои взгляды, и я считаю, что это «эталонная» система во всех отношениях. Он использует полевые транзисторы. Производительность очень хорошая, с невероятно низким уровнем искажений, большой мощностью, широкой полосой пропускания и «самозащитой» выходных транзисторов. Но это не означает, что усилитель не выйдет из строя, просто он гораздо более терпим к сбоям, чем биполярный транзисторный усилитель, а для ограничения тока требуется всего лишь пара стабилитронов.

Все дорожки на печатной плате выполнены как можно более короткими, что сводит к минимуму вероятность появления шума. Усилитель будет стабильно работать при напряжениях питания от ±5 В до ±70 В.

При напряжении питания ±70 В (которое не должно превышаться!), выходная мощность составляет около 180 Вт/8 Ом или 250 Вт/4 Ом. Кратковременная мощность около 240 Вт/8 Ом или 380 Вт/4 Ом. Рекомендуемое напряжение питания составляет ±56 В.

Если максимальная мощность не нужна, я предлагаю использовать напряжение питания ±56 В, полученное от трансформатора  с вторичными обмотками 40 В + 40 В. Вы получите мощность около 150 Вт/8 Ом от такого напряжения, а также уменьшите требования, предъявляемые к выходным транзисторам и радиаторам.

Project 101 - Hi-Fi усилитель на полевых транзисторах от Рода Эллиота

На фото показана печатная плата. Выходные транзисторы монтируются под платой и крепятся винтами. Никакой другой монтаж не требуется. Зеленая жила вдоль переднего края плата является землей, так что основные токонесущие дорожки не были повреждены. Вся входная часть находится между электролитическими конденсаторами и намеренно максимально компактна. Это повышает производительность, гарантируя отсутствие длинных дорожек для входного каскада, которые в противном случае могут ловить шум, который может серьезно ухудшить звучание.


Характеристики:

Выходная мощность > 180 Вт <1% THD, 8 Ом
> 275 Вт <1% THD, 4 Ом
Смещение постоянного тока <20 мВ типичный
Шум RMS <2 мВ Невзвешенный (-54 дбВ)
THD 0,015% Без нагрузки, напряжение 30 В, 1 кГц
0,017% 8 Ом, напряжение 30 В, 1 кГц
0,02% 4 Ом, напряжение 30 В, 1 кГц
Выходное сопротивление <10 мОм 1 кГц, нагрузка 4 Ом
<25 мОм 10 кГц, нагрузка 4 Ом
Диапазон частот 10 – 50000 Гц При 1 Вт -1,5 дБ

Значения искажений показывают, что нагрузка на усилитель дает очень небольшие отклонения. В форме искажения нет видимых или слышимых компонентов высокого порядка. Выходное сопротивление измерялось на полностью готовом усилителе, включая внутреннюю проводку. Это влечет за собой около 200 мм провода (на канал), поэтому выходной импеданс самого усилителя явно ниже указанного. При нагрузке 8 Ом коэффициент демпфирования при 1 кГц составляет около 800 (8/10 милли Ом).

Шум измерялся при разомкнутом входе, и при -54 дБВ может выглядеть не слишком хорошо, но это невзвешенное измерение с шириной полосы, значительно превышающей 100 кГц. Несмотря на это, отношение сигнал/шум (в расчете на полную мощность) составляет 86 дБ (невзвешенный), а сам усилитель полностью бесшумный в АС. Даже подключение наушников непосредственно к выходам усилителя показало, что шума не было слышно.

Интермодуляционные искажения я не смог измерить, так как нет подходящего оборудования. Но я добавил графики измерений. Большая часть гармоник присутствует в двух генераторах, которые я использовал, и усилитель практически ничего не дает.

Project 101 - Hi-Fi усилитель на полевых транзисторах от Рода Эллиота

1 кГц + 2 кГц, +30 дбВ, выход 8 Ом

Project 101 - Hi-Fi усилитель на полевых транзисторах от Рода Эллиота

1 кГц + 2 кГц, -25 дбВ, выход 8 Ом

Project 101 - Hi-Fi усилитель на полевых транзисторах от Рода Эллиота

10 кГц + 12 кГц, +20 дбВ, выход 8 Ом


Описание

Первое, что вы заметите, это то, что номиналы элементов не показаны. Учитывая производительность схемы и тот факт, что я уже продал пару готовых усилителей, я не собираюсь раскрывать все свои секреты. Если вы хотите узнать номинал деталей, вы должны купить печатную плату.

Обратите внимание: наиболее важным аспектом дизайна является компоновка печатной платы, и очень сомнительно, что если вы создадите свою собственную плату, вы получите такие же параметры как у меня. Выходная мощность практически не изменяется, но искажения и стабильность достигаются благодаря компактной и тщательно спроектированной компоновке, которая сводит к минимуму любые неблагоприятные соединения на дорожках печатной платы, которые могут вызывать искажения.


Версия усилителя с пониженной мощностью

Как показано на приведенных ниже схемах усилитель может быть выполнен в версии с высокой или низкой мощностью. Если Вы выбрали версию с одной парой выходников, то лучше ограничится питанием до ±42 В, чтобы она могла управлять нагрузками на 4 и 8 Ом без избыточного рассеивания мощности. При этом напряжении можно получить около 80 Вт/8 Ом или 140 Вт/4 Ом. Естественно, двойные пары выходных транзисторов также могут использоваться при этом напряжении, обеспечивая гораздо лучшие тепловые характеристики (и, следовательно, более холодную работу), гораздо большую пиковую нагрузку по току и немного более высокую мощность. Эта версия может использоваться при любом напряжении от ±25 В до ±42 В.

Project 101 - Hi-Fi усилитель на полевых транзисторах от Рода Эллиота

В качестве выходных полевых транзисторов используются Hitachi/Renesas, 2SK1058 (N-канал) и 2SJ162 (P-канал). Они разработаны специально для аудио и намного более линейны, чем многие другие. К сожалению, они не дешевы, но их производительность в аудио намного лучше, чем в вертикальных MOSFET, HEXFET и т.д. Обратите внимание, что использование HEXFET или любого другого вертикального типа MOSFET не допускается.

Альтернатива (и, возможно, незначительно лучше, чем у серии 2SK/2SJ) – это Exicon ECX10N20 и ECX10P20 (доступны от Profusion PLC в Великобритании). Они были использованы в большинстве усилителей, которые я построил и работают очень хорошо. Таким образом, проверяйте доступность деталей перед покупкой печатной платы. Вы также можете использовать BUZ901P/BUZ905P или ALF08N16V/ALF08P16V. Минимальное номинальное напряжение составляет 160 В. Все остальные части вполне стандартные. Renesas также производит полевые транзисторы 2SK2221/2 и 2SJ351/2. Они имеют меньшую мощность (рассеиваемая мощность 100 Вт), но имеют довольно разумную цену и должны подходить для пониженных напряжений питания. ±42 В – рекомендуемое максимальное напряжение при использовании 2 пар в конфигурации высокой мощности, показанной ниже. Питании ±56 В  допускается при нагрузке 8 Ом.


Версия усилителя с повышенной мощностью

Используется та же самая печатная плата, но есть дополнительная пара выходных транзисторов. Поскольку устройства работают параллельно, исходные резисторы используются для принудительного разделения тока. Хотя они могут быть заменены обычной жилой. Эта версия может работать при абсолютном максимальном напряжении питания до ±70 В (рекомендуется ±56 В) и будет выдавать среднее значение мощности в 180 Вт/8 Ом или 250 Вт/4 Ом. Пиковая мощность составляет 240 Вт/8 Ом или 380 Вт/4 Ом.

Project 101 - Hi-Fi усилитель на полевых транзисторах от Рода Эллиота

Транзисторы и полевые транзисторы в этой версии те же, что и для варианта с пониженной мощностью. Показанные дополнительные конденсаторы (C11 и C12) предназначены для балансировки емкости затвора. Транзисторы с P-каналом имеют значительно более высокую емкость затвора, чем их аналоги с N-каналом, а крышки гарантируют, что две стороны усилителя примерно равны. Без этих заглушек усилитель почти всегда будет нестабильным.

Как отмечено выше, печатная плата одинакова для обеих версий. Версия с высокой мощностью также может использоваться при более низких напряжениях питания, с небольшим увеличением мощности, но значительно более низкими рабочими температурами даже при максимальной мощности и большей надежностью.

В обеих версиях страница конструкторов дает дополнительную информацию, а схемы содержат расширенную цепь Цобеля на выходе для большей стабильности при самых сложных нагрузках. Это предусмотрено на печатной плате и позволяет усилителю оставаться стабильным практически при любых условиях.

Вся схема была оптимизирована для минимального тока в драйвере класса A, но при этом обеспечивала достаточный привод для обеспечения полной мощности до 25 кГц. Скорость нарастания в два раза выше, чем требуется для полной мощности при 20 кГц (15 В/мкс). Ее довольно просто увеличить, но этот усилитель уже превосходит многие другие, и более быстрая работа не требуется и не желательна.

В обеих версиях усилителя R7 и R8 выбраны для обеспечения тока в 5 мА через каскад усилителя напряжения. Вам нужно будет изменить значение, если будете использовать другое напряжение питания.

R7 = R8 = Vs / 10 (кОм)   (где Vs – напряжение питания)

Например, установка правильного тока при питании ±42 В:

R7 = R8 = 42/10 = 4,2 кОм (используйте стандартное значение – 3,9 кОм)


Конструкция

Как указывалось выше, я настоятельно рекомендую вам приобрести плату для этого усилителя, иначе вы почти наверняка получите результаты, которые далеко не соответствуют реальным возможностям усилителя. Печатная плата также делает конструкцию легкой, кроме блока питания, установленного на самой плате. Как и многие другие усилители мощности, полевые транзисторы монтируются под платой, для чего требуется всего два (или четыре) винта для крепления печатной платы и выходных устройств. Как всегда, полная информация о конструкции будет доступна при покупке платы.

Радиаторы. Поскольку усилитель предназначен для использования в Hi-Fi, вентиляторы нежелательны, поэтому радиатор должен быть значительным. Я предлагаю вам использовать радиатор с тепловым сопротивлением около 0,4 °C/Вт для версии с высокой мощностью. Конечно, она может быть несколько меньше для версии с низким энергопотреблением, но я рекомендую, чтобы она была не меньше чем ~ 1 °C/Вт.

Используемые радиаторы должны иметь полностью плоскую заднюю стенку, без каких-либо выступов или чего-либо еще. Выходные транзисторы должны быть электрически изолированы от радиатора, и вы можете использовать тонкие изоляторы из слюды, каптона (25 мкм) или оксида алюминия. Не пытайтесь использовать силиконовые прокладки – они имеют слишком большое тепловое сопротивление и приведут к выходу из строя транзисторов.

Предлагаемый блок питания полностью условен. Трансформатор для источника питания должен соответствовать ожидаемой мощности, которую вы хотите получить от усилителя. В следующей таблице приведены рекомендуемые значения напряжения трансформатора и мощность для одного канала. Используйте два трансформатора или один с удвоенным значением мощности для стерео. Например, трансформатор с питанием на вторичке 40-0-40 В и мощность 300 Вт может использоваться для стереофонического усилителя мощностью 150 Вт, который используется для Hi-Fi.

АС, В DC, В Вт Вт/8 Ом
20-0-20 ±28 100 40 Отлично подойдет для использования в маломощном варианте
25-0-25 ±35 100 50 Штраф за использование в системе Hi-Fi
30-0-30 ±42 160 80 Максимальное напряжение для версии с пониженной мощностью
40-0-40 ±56 200 150 Рекомендуемое напряжение питания для версии с повышенной мощностью
50-0-50 ±70 300 240 Абсолютный максимум, может использоваться, но не рекомендуется

Обратите внимание, что все показанные мощности являются «кратковременными» или пиковыми – постоянная мощность всегда будет меньше, поскольку источник питания падает при нагрузке. Пиковые уровни мощности обычно достигаются (или приближаются) к большинству музыки, потому что ее переходные процессы обычно на 6–10 дБ превышают среднюю выходную мощность. Показанные значения мощности трансформатора приведены только для справки – можно использовать более крупные или меньшие блоки с незначительным увеличением или уменьшением пиковой мощности.

Project 101 - Hi-Fi усилитель на полевых транзисторах от Рода Эллиота

На рисунке выше показана принципиальная электрическая схема источника питания ±56 В, и в этом нет ничего нового. Как всегда я рекомендую диодный мост 400 В/35 А с установкой на радиатор.

Конденсаторы фильтра должны быть рассчитаны (как минимум) на номинальное напряжение питания, а лучше выше. Если возможно, используйте конденсаторы с температурой 105 °C.

Примечание. Предохранитель следует выбирать в соответствии с размером силового трансформатора. Для любого тороидального трансформатора мощностью выше 300 Вт настоятельно рекомендуется схема плавного пуска. Используйте предохранитель, рекомендованный производителем трансформатора.

Источник постоянного тока должен быть взят от клемм конденсатора, а не от диодного моста. Использование нескольких маленьких конденсаторов даст лучшую производительность, чем один большой, и, как правило, так дешевле. Например, производительность 10 конденсаторов емкостью 1000 мкФ намного лучше (во всех отношениях), чем один на 10000 мкФ.

Приобретая печатную плату, вы не только получите все значения компонентов, но также получите доступ к информации для источника питания, оптимизированного для наилучшей производительности для обычного источника питания.

Тестирование

Подключите к подходящему источнику питания – помните, что заземление должно быть подключено! При первом включении используйте последовательно с каждым источником питания «защитные» резисторы от 10 до 22 Ом, чтобы ограничить ток, если вы допустили ошибку в проводке.

Перевод: LDS, специально для ldsound.info

На момент декабря 2019 года печатная плата стоит 20 долларов.

Автор проекта: Род Эллиот Elliott Sound Products

67 комментариев: Project 101 – усилитель на полевых транзисторах от Рода Эллиота

  1. LDS пишет:

    На момент перевода и написании статьи, я не знал, что номиналы схемы не показаны. Но на пол пути останавливаться не стал и довел статью до конца. Автор скрыл номиналы элементов, но после покупки ПП Вы узнаете все подробности. Цена на данный момент 20 долларов.
    А вот и сам автор, можно познакомится, если кто не знал):

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Номиналы установить не то, чтобы просто, а очень просто. Достаточно взять его же схемы на биполярных транзисторах . Секрет Полишинеля.
    Дядька – гениальный, в чём нет сомнений. И схемы продуманы и просчитаны по принципу: надо – бери, делай. К каждой схеме -лабораторная работа со всеми измерениями и комментариями. Вот это и означает:профессионал.
    В альбоме есть похожая схема на бипролярах в А классе, чуть уточнить номиналы и можно повторять. А кому такое не под силу, можно глянуть фото платы усилителя, там цветной код на резисторах , тоже великий секрет

    дядя Паша, приятель и гений электроники, повторил несколько схем отЭллиотта, пришел в восторг, они все с полпинка работают и звучат совершенно удивительно. А я смотрю на схемы и получаю эстетическое удовольствие, как там все просто и продуманно одновременно.

    https://sound-au.com/project03.htm Первая попавшаяся схема от Эллиотта

    Сразу сомнение. Есть усилитель с питанием два по 56 вольт, 112 вольт. Даже если взять четвертую часть от этого питания, как чистый синус , это почти 30 вольт в нагрузке, более 100 ватт на 8 Омах. Куда деть такое, вряд ли музыку слушать. Стены в доме подвигать- да. А на 4 Омах вообще жуть, 200ватт.
    Это уже для улицы, праздники озвучивать, с подвыпившими гостями. Там всегда мало громкости, душа просит навалить.
    Опять же- ставить в усилитель для умца-ца ценные латералы…..Ну, я не знаю.

    • LDS пишет:

      Тут дело каждого, но с нашими авторами я такого не видел. Продаются платы для сборки – это нужное дело, или готовые платы. А тут 20 дол. процентов 30 от стоимости деталей на всей ПП. Да и смысл? Я сейчас куплю, сюда добавлю и закончилась его тайна. Хотя в поиске не нашел таких схем.

  3. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    уточнить осталось обвеску ИТ

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Во всех схемах такие . Обычная обвеска.
    https://sound-au.com/project3b.htm Например, эта.
    я бы объединил эти две схемы, проекты 3б и 101 в одну. Само просится.

  5. Павел (тот который, дядя ) пишет:

    есть более сердитая схема , где и искать ничего не надо , бери и делай
    http://www.redcircuits.com/Page175.htm

    вот тут бы кто печаткой озаботился , я б купил

    • LDS пишет:

      Разве Род Эллиот не продает печатки? Должна быть.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      на макетке типа дуршлаг паяется с песней за вечер-два. другое дело, базарные торговцы за кусок такой платы дерут даже не три цены.
      В питере есть фирма амперкот, там этим макеткам цена ниже плинтуса.

      • Ёшкин Кот пишет:

        Давно есть мысля просто насверлить нужных дырок в гетинаксе и соединить элементы собственными выводами, и будет тру хай-эндЪ, не то что китайская фольга 0,000… мкм.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Внушает больше, чем схема из статьи от Эллиота. Впаивать биполяры с их входной кривой экспонентой без эмиттерников рука не поднимается.
      Интересно применён зенер D1.

    • Николай пишет:

      Может она сердитая. 1985 год. Только не совсем очевидно как автор управляет токами выходного каскада. По симметричности намного отработанней УН в УМ-Эстония 010.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        токами вых каскада управляют затворы выходных полевиков -латералов. С их мизерной входной ёмкостью и линейностью драйвер работает в курортном режиме, а полоса усилителя убегает за Мегагерц.

    • Влад пишет:

      Кривой “ланзар” с латералами в ВК – это уже круто. …до неприличия. )))

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        А кто сказал, что прямой Ланзар – ключ от райского звука?
        Заменить дифкаскад одиночным транзистором- звуку только полегчает. Уперлись в дифкаскад и все усилия- только по его улучшению.
        Убедите в обратном, бойцы на симуляторах)))))

  6. Павел пишет:

    Эллиот продает печатки ? ага продает . Вы её цену +ихний налог на физлица с продажи и НДС из Австралии и геморой с таможкой который ляжет на Вас складывать пробовали ?
    единственное что приходит в голову , написать ему , что давай я тебе переведу деньги а ты пришли качественные файлы , платы же сделать уже дома . благо в этом проблемы нету .первая плата встанет в 1300р (маска .перевод и пр.) , последующие примерно по 250р

    • LDS пишет:

      Возможно я не понял, разве он не файлы продает?
      Если только готовые платы, то согласен.

  7. Олег пишет:

    Добрый день.
    Хочется понять.
    1 Повторял ли кто то этот усилитель.
    2. Какова стоимость деталей и работы.
    3. Делает ли сам Элиот свои усилители( хотя бы в разобранном виде) и цена вопроса с доставкой.
    Если кто в теме сообщите , пожалуйста. Хочется высококачественный усилитель на полевых транзисторах. Т.К стоимость классной лампы за пределами возможностей.

    • LDS пишет:

      Возможно единицы. Пока тема “новая”.

    • Куприянов Александр пишет:

      Именно по этой схеме сделаны микросхемы TDA 7293 , 94 , 95. У меня аж книга про них есть : как проектировалась , каждые каскад , производство , как проверяют и присваивают последнюю цифру.

  8. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Повторю скоро, как альтернативу АБ2. И расскажу.
    АБ 2 на небольшой мощности звучит потрясно, но с ростом мощности звук светлеет, переходя в подвизгивание, что не есть гут. Причина выясняется.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Погадаю, хоть и не просили. :)
      Термокомпрессия выходных полевиков?
      Потеря устойчивости на больших амплитудах?
      Нарушение оптимальной работы ОУ из-за раскачки по питанию?

  9. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Постепенно выясню всё. Вы все варианты подсказали, но есть один: мал ток покоя, 150ма всего. Ампер был бы лучче.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Ток покоя – это по первому пункту. ) Чтобы отработать этот вариант проблемы, я бы временно перевёл выходники в класс А.

      • Ёшкин Кот пишет:

        Вот ещё идея. Надеюсь, не надоел. ))
        Номинал кондёрчиков 1 мкф, параллельных стабилитронам в раскачке, маловат на мой взгляд. При больших амплитудах вых. сигнала стабилитроны соответствующего плеча будут закрываться, а поддержать стабильный уровень питания для ОУ в такие моменты нечем, т.к. 1 мкф будет быстро разряжаться. И делители смещения выходников в этой схеме тоже стабилизированы этими стабилитронами. Поэтому Вадик не зря там по 470 мкф поставил.
        Версия такова, что до закрытия стабилитронов всё работает отлично, но как только амплитуда раскачки идёт дальше, появляются артефакты.
        Всё ИМХО.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          мудро. Но я в макете смотрел ПХ схемы с 1 мкф, все ровно, а уже 0,1мкф давала скол полки меандра .
          Проверю.

  10. Вадим пишет:

    Есть еще один популярный усилитель обсуждаемый на многих форумах, на этих же транзисторах.
    http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=43123&p=2616880&viewfull=1#post2616880

    http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=6339.0

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      ой, куда мне “столька ват”….Мне и 5 ламповых за глаза и за ухи хватает.
      Или 10 транзисторных однотактных. А тут ….Бог с ними всеми.

      Опять же, усилитель с точки зрения инженера и с точки зрения меломана- это даже не две большие, а 4 очень большие разницы. Слишком орбиты разные, редко пересекаются. зато как приятно другому в споре пятак начистить важным аргументом.

  11. Эндрю КУ! пишет:

    заезженная классика. Дифкаскад, буфер, пушпульный выход. Что тут может вызывать вопросы?

    • А.Б. пишет:

      Недавно возился со схемкой скоростного усилителя мощности для мед прибора.
      И попытка сочинить что-то подобное на транзисторной раскачке обломилась. Не тянет до нужной частоты, сворачивается синусоида в фигу уже на паре сотне кГц. . Зато опер 544уд2а в металле добежал до 400КГц на полной мощности. На средней-до 1Мгц. Его и оставил, проверенный вариант. остальное – баловство.

      Заодно выяснил роль стабилитрона в хвостах у дифкаскадов. Он выше +- 15 вольт по питанию(30 в пробивное стабилитрона) прекращает рост тока покоя выходного каскада. Подобная схема без него, просто на резисторах, гуляет
      начальным током с изменениями напряжения питания.
      ПС. В схеме косяк, цепочка CR корректирующая нарисована дико неправильно. В итоге успокоил схему парой емкостишек на 51 пф между к-б обоих драйверных транзисторов.

      Эта схемочка сильно порадовала измерениями. Скорость бешеная просто, синусоида дивно ровная.

      • Распони из Турина пишет:

        Приветствую Александра!
        Пора готовить канифоль и киловаттный паяльник!
        Тот резистор R26=0,22 Ома, по сути, задаёт выходное сопротивление УНЧ, так как R26 не попадает в контур ООС.

        • Александр пишет:

          Хотелось бы файл с монтажной платой!)

          • А.Б. пишет:

            Спаять два десятка деталек проводками как бы не особо тяжкая задача.
            Особенно если делается все в единичном экземпляре, а не на поток.

        • А.Б. пишет:

          Синьору Распони привет ! Разгон нашего радиорынка привел к тому, что за кучкой недорогих, но нужных транзисторов теперь нужно ехать на край географии, отчего многие задумки на время заморожены , за неимением запаса . Эту схему непременно соберу, она настолько красивая и лаконичная, к тому же в макете выдала невиданные доселе параметры, что просто обязан воплотить её в железе.

          • Распони из Турина пишет:

            Не могу не поприветствовать Александра!
            Задумка Ваша хорошая. Дело, ведь, на безделье не меняют.
            Меня же пока Муза не посетила. Весь итог жизнедеятельности — лишь склеенные из картона каркасы для катушек “каких-то” АС. Загадывать не будем, но помечтать, говорят, можно.
            Всем доброго здоровья!

  12. Иван пишет:

    А что в авторской схеме авторского – использование полевиков?

    • А.Б. пишет:

      да, у него много схем на латералах, отчего схемы предельно простые и качественные. Есть и на вертикалах, там уже подход иной.
      К тому же вертикалы Р проводимости, гуляющие у нас, китайской выделки, имеют скрытые пороки, нехорошо влияющие на работу усилителя. Поэтому пары из них неважнецкие.

      • Иван пишет:

        “…у него много схем на латералах…”
        То есть, если бы у меня их (нужных полевиков) было тоже много, то я автоматически становлюсь автором… Только чего? Я вижу типовое построение схем.

        • А.Б. пишет:

          Простые незамороченные схемы, все, какие пробовал, запускаются без проблем.
          И есть много чего, от предельно простых до очень мощных , но без наворотов.

          • А.Б. пишет:

            И так думаю, сейчас Род Эллиотт читает наш форум и надеется увидеть схему от Ивана, сурового и беспощадного критика. Но надежды увидеть эту схему тают день ото дня.

            • Иван пишет:

              “…Род Эллиотт читает наш форум и надеется увидеть схему от Ивана…”
              А чтобы вы хотели увидеть? Когда я строил свое оптимальное схемное решение, то опирался на широко доступную информацию из радиолюбительских справочников изданных еще в 70-е годы. Когда купил на пару со знакомым “Искусство схемотехники”, то выискивать уже было нечего. А это 84-й год. Особенную помощь мне оказала схема УНЧ Хитачи из журнала “Радио”. Нескольких простых идей оказалось достаточным. При том, что в любое схемное решение, которыми я пользуюсь многие годы абсолютно просто вставить вместо биполярных полевые. Только что я достигну? Если 30 лет назад на биполярных транзисторах я смог перейти 1МГц, то чего я смогу достичь на полевых? Вначале находятся те, кто плюются на саму идею полосы в 500кГц… 1МГц, а затем ту же полосу преподносят, как некоторое ноу-хау, только обязательно на полевиках. Мне приходилось сравнивать звук усилителей 0-вых годов, как на полевиках, так и биполярниках. Звучат они совершенно одинаково и совсем посредственно.
              “…сурового и беспощадного критика…”
              А кем я должен быть, когда вижу, как большинство аудиофилов претендующих на экспертное мнение, не умеют читать схемы и не видят явных глупостей в них?
              Если я читаю об утверждении, что 544-УД2 в пластмассовом корпусе полное барахло, то мне это утверждение легко проверить. Я беру уже собранную платку и вижу, что импульс в 200кГц на входе и на выходе по форме одинаков. И как я должен воспринимать подобную ситуацию?
              В студенческие годы многие преподаватели были крутыми, пока им сдавали отчеты. А за пределами аудитории – начинающие радиолюбители и не более.

              • А.Б. пишет:

                На 200кгц импульс у пластика и у металла 544уд2 одинаковый. Вам не хватило ерунды. Крутануть генератор повыше, до частоты, на которой ваш импульс вырождается в пилу. Тогда можно делать выводы об одинаковости микросхем.
                А в моем приборе , работающем с полным размахом от земли до питания на 300кГц, пластиковая сработала на пределе возможности, с пределом в 400кгц, тогда как металл с приемкой уехал на 2 МГц. Только чего стоят мои куриные доводы супротив ваших бетонных, уверенных. Валяйте дальше.

                • Иван пишет:

                  “…пластиковая сработала на пределе возможности, с пределом в 400кгц, тогда как металл с приемкой уехал на 2 МГц…”
                  2МГц – чего, синусоиды или импульса? И еще – какое усиление задавалось? Мне для сравнения с металлом… Потому, как при точной передаче входного импульса в 200 кГц, синусоида раньше 1МГц выродится в пилу никак не должна. Слишком рано. У меня на пластике в тембрах КР544УД2 выдавала границу как раз в 2МГц. И есть еще один нюанс – а может у вас просто левые или перебитые микросхемы были? То, что я увидел в виде импульса на своем пластике явно обходит OPA2134.

                  • А.Б. пишет:

                    Да вроде бы пластик еще нормальный был, можно глянуть год выпуска.
                    Взял десяток, отобрал по наименьшему сдвигу, много чего на них поделал.
                    Обычно частота вырождения меандра в пилу совпадает с предельной полосой , на которой падает отдача по минус три дБ.
                    И в любом случае 544уд2А в металле заметно обогнала пластиковую по параметру F ПМ, частоте полной мощности, когда размах 20в, нагрузка 2 ком, гоним частоту до превращения синуса в пилу, а если убавить сигнал, то будет спад отдачи примерно на этой частоте либо чуть дальше.

                    • А.Б. пишет:

                      Разумеется, теперь , с данными по полосе и скорости этих микросхем буду собирать окончательно только на металлокорпусе, а макетить можно на чем попроще.
                      Что касаемо ОРА2134, то их по этому параметру не проверял, но есть подозрение. что микросхема, скорректированная под усиление 1, вряд ли обгонит нашу 544-ю с усилением 20(разомкнутые 1 и 8) и предельной частотой по памяти под 20МГц.

                    • Иван пишет:

                      “…в любом случае 544уд2А в металле заметно обогнала пластиковую…”
                      Ну я так не понимаю. У меня есть микросхемы в металле, но мне важно понять, какие условия необходимо создать. Пластиковые микросхемы те, что у меня, выдавали при усилении 5 полосу в 4 МГц. Если есть закономерная разница я хочу ее увидеть. Если у меня вот УНЧ с установленной на входе 157УД2 выдает 300кГц, то 400 для 544УД2 пусть даже и пластике говорит о том, что преимущество этой микросхемы мизерное.

                    • Иван пишет:

                      “…частота вырождения меандра в пилу совпадает с предельной полосой…”
                      Ну это понятно. Какой может быть меандр, когда полоса закончилась?

  13. А.Б. пишет:

    Вы не сможете измерить 544УД2 с усилением 5 и разомкнутой коррекцией, загенерит. нужно разомкнув 1 и 8, сделать цепь ООС с передачей 20-30 к одному. Тогда скорость и полоса будут максимальные. А чтобы увидеть её с усилением 5, нужно замкнуть 1 и 8, при этом от скорости и широкой полосы останется пшик.

    • А.Б. пишет:

      157 УД 2 мне подарили на рынке целую сигаретную пачку полную, можно при случае измерить, у неё тоже внешняя коррекция, интересно увидеть, что она выдаст.

      • А.Б. пишет:

        Условия измерения скорости есть в книжке Иржи Достала. И там глава про скорость нарастания и частоту полной мощности. Размах 20в пик-пик, гоним частоту до вырождания синуса в пилу. В принципе, меандр тоже годится.

        • А.Б. пишет:

          так вот, если мы захотим узнать предельную частоту полной мощности у 544УД2, с усилением 1, мы этого не сможем сделать, не замкнув выводы 1и 8, внешнюю коррекцию, при этом обрушив скоростные параметры, а микросхема выдаст скромные цифры, далекие от даташитных 100в на мкс

          • Иван пишет:

            “…544УД2, с усилением 1…”
            Если верить имеющейся информации, то при единичном усилении происходит просадка скорости более, чем в два раза. Почему – я даже заморачиваться не хочу. В таком режиме не вижу смысла использовать данную микросхему. Ну разве что, если требуется получить инверсию сигнала.

        • Иван пишет:

          “Условия измерения скорости есть в книжке Иржи Достала…”
          Я надеялся на конкретный случай. Как там в книжке написано мне не совсем подходит. Где и для чего я еще эту книжку искать буду? Как система работает в принципе я и так знаю.

      • Иван пишет:

        “157 УД 2 мне подарили…”
        То же – при усилении 5 стоит коррекция 5,1 пФ. Можно ли меньше – не помню.

    • Иван пишет:

      “Вы не сможете измерить 544УД2 с усилением 5 и разомкнутой коррекцией…”
      Почему с разомкнутой? Я ставлю 5,1 пФ. 3,3 немного маловат для этого усиления.

  14. Иван пишет:

    Зато при усилении 20 – 544УД2 просто летает.

    • А.Б. пишет:

      Я к тому, что во многих схемах с 544уд2 она тупо закорочена по 1-8 , то есть, скоростные свойства микросхемы использованы по минимуму и смысла её ставить- немного. И если нужно расшевелить схему, придется менять делитель в цепи ООС, либо сочинять какие-то местные цепи оос. Я так, теоретически.
      Хотя, с помощью нашего форумчанина Ёшкиного кота, моя схемка на 544уд2 приобрела законченный изящный вид , есть огромное желание внедрить указанные изменения в реально работающую схему.

      • Ёшкин Кот пишет:

        Если речь про инверт. ОУ без раскачки + латералы, я бы попробовал LME49860. Опер сдвоенный и допускает питание до +/- 22В. Параметры достойные, звук неплохой. Но как поведёт себя при нагрузке на вх. ёмкость латералов – не знаю, не пробовал.

        • А.Б. пишет:

          Ох, непросто сейчас стало с импортными деталями после разгрома радиорынка. Нужно ехать на край географии за кучкой деталек. Спасибо за совет, кажется, на Веге на этом опере был сделан Фермерский УНЧ.

        • Иван пишет:

          “…как поведёт себя при нагрузке на вх. ёмкость…”
          А вы попробуйте подключить любой быстродействующий ОУ просто к осциллографу и полюбуйтесь как микросхема начнет сходить с ума.

          • Ёшкин Кот пишет:

            Специально для Вас, чтобы много не писАть:
            _https://kit-e.ru/circuit/prakticheskie-sposoby-ustraneniya-neustojchivosti-ou-iz-za-emkostnoj-nagruzki/

            • Иван пишет:

              Спасибо. Скачал материал в свой склерозничек. Хотя вряд ли для меня что-то окажется неизведанным, но внимательно прочитаю.

        • А.Б. пишет:

          Из всех смакеченных схем эта козявка на опере и паре латералов самая шустрая и с самым правильным меандером.

  15. Иван пишет:

    “…схемка на 544уд2 приобрела законченный изящный вид…”
    Я не понимаю, какой еще такой изящный вид должна иметь схема? Я ж вам показал, как выглядит моя платка с 544-ой в сравнении с дифкаскадной. Вот ее я и проверял. На 157УД2 схема та же, и плата с теми же габаритами, что и на OPA2134. Все взаимозаменяемое, легко подставляется одно вместо другого.
    “…во многих схемах с 544уд2 она тупо закорочена по 1-8…”
    Это я знаю. Меня понятие “многие” не трогает вовсе. Я всегда самостоятельно осваиваю элемент и изучаю его возможности, а затем строю схему исходя из получившихся результатов. Справочные данные меня интересуют лишь при первом выборе элемента из возможных.

  16. А.Б. пишет:

    А что, не бывает для вас чужих, но красивых схем? Жаль, если так грустно все у вас.

  17. Иван пишет:

    “…не бывает для вас чужих, но красивых схем?..”
    Они все для меня “чужие”. Я их не придумывал, а осмысленно выбрал. И любые знания в большинстве своем – это чей-то многолетний поиск. Часто безымянный. А далее, кто более шустрый тот и присвоил себе авторство. Это легко понять по поверхностному восприятию выбранной идеи. Любому педагогу достаточно задать сложный вопрос, как он тут же “плывет”, если вопрос выпадает за рамки его восприятия. Обычно раздается “рык” в мой адрес: “ты тут демагогию не разводи”. Этот сайт не исключение. Если не понял – отрицай и найди таких же “попутчиков”. Вместе веселее… Только настоящий успех – это удел одиночек.

Добавить комментарий для Распони из Турина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.