NA4 – широкополосная АС на 10 ГДШ-102

Эти акустические системы (далее — АС) я изначально разрабатывал не для себя и, что приятно, единственным условием заказчика было качественное воспроизведение Музыки и цвет корпуса, гармонирующий с интерьером. Таким образом, я не был ограничен ни электрическими характеристиками, ни количеством полос, ни габаритами АС (комната прослушивания предполагалась большая и свободная, с малым количеством мебели). В начале была идея сделать АС на более мощных динамиках (конкретно 25 ГДШ-102) или на сдвоенных 10 ГДШ-102, но потом я решил пожертвовать мощностью ради гарантированного качества и собрать АС на одном широкополоснике 10 ГДШ-102.

Динамики 10 ГДШ- 102 Знаменского завода (они же, в иных воплощениях: 10 ГД-36, они же 10 ГДШ-1-4) сами по себе звучат неплохо, и по началу хотелось даже сделать просто экраны или ОЯ (открытый ящик), но в последствии (по эстетическим соображениям) решено было сделать ЗЯ (закрытый ящик). Вариант неидеальный, но практичный. Это была сознательная жертва количеством и глубиной баса (в сравнении с ФИ) ради более высокого его качества, и не менее осознанный отказ от прекрасно звучащего экрана ввиду его нереальных размеров. Кроме этого, для снижения влияния граней передней панели решено было сделать её максимально большой, а сам ЗЯ принял вид довольно таки плоской коробочки находящейся за этим широким «экраном».

Идея эта родилась совершенно спонтанно, я провел аналогии со старыми АС, которые в большинстве случаев делали с широкой передней панелью и совершенно не занимались при этом «зализыванием» передних граней корпуса. А ведь раньше корпуса АС проектировали для качественного воспроизведения музыки (это теперь их разрабатывают все больше для интерьера). Результат моих трудов по проектированию Вы можете видеть на чертеже.

Рисунок 1. Акустическая система NA-4, чертеж:

Для фасада и подставки я использовал крышки тумб из ламинированного ДСП толщиной 25 мм, короб изготовлен из ДСП 16 мм, его я «ламинировал» уже самостоятельно, самоклеющейся пленкой. Конструкция собрана на брусках традиционным способом — саморезы + клей, только клей пришлось подобрать такой, чтоб хорошо клеил ламинированную поверхность. Сборка короба и обеспечение ровного сопряжения его деталей аналогична той, что описана в статье про NA-3. Дно-подставка прикручено снизу длинными толстыми саморезами.

Технология крепления дна следующая: в нем намечаются и сверлятся в ряд 5-6 крепежных отверстий, затем дно и фасад скрепляются одним крайним шурупом, (для точного совпадения кромок фасада и дна необходимо производить сборку на ровной, чистой и плоской поверхности), этот этап должен дать ровное соединение деталей; далее точно подгоняется параллельность граней деталей относительно друг друга (чтобы получить идеально ровный отступ от передней кромки дна до его сопряжения с передней панелью) и полученное положение закрепляется вторым то же крайним шурупом, остальные же закручиваются уже когда детали точно скреплены между собой; после этого конструкция разбирается и место стыка промазывается клеем или герметиком и собирается начисто.

Внутри корпуса проходят два пояса ребер жесткости. Идеальны были бы еще одна — две распорки между передней и задней стенками корпуса, но это усложняло крепление звуко-виброизолирующего покрытия. Возможные колебания задней стенки я решил компенсировать хорошей звуко-виброизоляциейизоляцией изнутри и накладкой из кожзама снаружи. В данном случае, внутри оказался ковролин на резиновой основе, приклеенный прорезиненной стороной по всей внутренней поверхности и распушенный синтепон, распределенный по всему по объему.

Накладка из кожзама позволила так же скрыть единственные закрученные снаружи шурупы и придала колонкам элегантный вид сзади. Отслушивание этой пары в условиях, когда один из задников не был еще покрыт кожзамом, дало следующий результат: «неотделанная» АС имела более резкий звук, более привязанный к АС, «отделанная» же звучала более мягко, легко, открыто. Так что применения именно этого типа покрытия оказалось вполне оправданым.

Для гашения стоячих волн в корпусе было применено следующее решение: на дне и крыше короба (естественно изнутри) ковролин был закреплен волнами, причем волны на дне и крышке направлены относительно друг друга под 90°. Волны ковролина делались так: сначала при помощи коротких шурупов с большими шляпками и «Момента» крепится один край вырезанной полосы ковролина, затем делается складка-волна с длиной и высотой порядка 3-4 см и снова крепится к ДСП тем же способом, и т. д. Боковые стенки при желании можно отделать таким же образом, но я ограничился лишь двумя поверхностями.

Динамики обработаны следующим образом: полиуретановый гофр (подвес) пропитан касторовым маслом, делать это надо аккуратно, малыми дозами масла аккуратно распределенными посередине гофра, иначе есть риск отклеить его от корзины или от диффузора. Делается это для устранения провала в районе 400 гц (этот рецепт «лечения» динамиков применял в своих разработках «Доктор» Александр Клячин). После пропитки гофр должно немного покоробить — это нормально пугаться не стоит, но излишняя пропитка приведет к очень сильному короблению и как следствие ухудшит звучание динамика — это нам уже ни к чему.

Рисунок 2. Динамик 10 ГДШ-102, после пропитки гофра:

Окна корзины динамика заклеены одним слоем синтепона (порядка пол сантиметра толщиной), это позволяет снизить добротность динамика и адаптировать его, тем самым, к условиям ЗЯ. Александр Клячин рекомендовал так же наклеить противомагниты, однако пришлось обойтись без них, за неимением подходящей пары магнитов. На фото динамики, окна которых заклеены требуемым слоем синтепона. Разный цвет клеевых швов — это просто результат применения двух видов клея (темный — Момент-1, светлый — Момент Кристал, эффект идентичен).

Рисунок 3. Динамик 10 ГДШ-102, на окнах наклеен ПАС из синтепона:

В данной конструкции один из важнейших элементов, кабель внутренней разводки. В качестве недорогого варианта с гарантированным результатом, можно применить самодельный литц в бумажной изоляции. Еще один бюджетный вариант – моножила в полиэтиленовой изоляции от старого телефонного кабеля. Возраст кабеля в данном случае гарантирует его достаточный прогрев и приличное качество меди. Некоторое количество моножилок (скорее всего в диапазоне от 4 до 6) нужно с крутить в жилу, жилы свить между собой в обратном направлении с небольшим шагом (буквально 2-4 витка на метр).

Более дорогой вариант внутренней разводки — использовать качественный брендовый кабель (Supra, Analysis-Plus). Естественно при изготовлении и подключении проводов учитываем их направленность. В АС я не применял ни каких фильтров, динамики подключены напрямую. Кстати, у одного из них была неверно указана полярность, так что обязательно надо проверять её самому (например батарейкой: диффузор вперед, значит + попал на +). Целью было обеспечить хороший звук при минимальной сложности конструкции и легкой заменяемости (повторяемости) основных деталей.

Специфическая форма АС и низкое расположение динамик требует наклонной установки. Располагать их следует таким образом, чтобы излучатели смотрели в точку, где предполагается расположить уши слушателя. Я решил эту проблему установкой в днище корпуса четырех резьбовых втулок. Сами ножки-шипы были реализованы оригинальным способом, путем объединения куска шпильки и гайки колпачка. В результате получились регулируемые опоры со сферическими головками. Если поставить такие ножки на пятирублевые монетки, точность баса и некоторых других характеристик заметно возрастает.

Рисунок. Комплектующие для изготовления опор АС (роль шпильки выполняет болт):

Результат прослушивания готовых АС приятно удивил меня самого. Предыдущий вариант этих динамиков, с которым я работал в модели NA-1, был мягко говоря неудачным (на основании чего настоятельно НЕ рекомендую пользоваться динамиками 10гдш1-4 или 10гдш2-4) производства завода Динамик). Эта конструкция, судя по всему, довольно полно раскрывает возможности данных головок, т.к. претензий к звуку практически ни каких. Не ожидал я такого музыкального разрешения и такого ровного тонального баланса. Звучат они очень даже выразительно и живо. Если находиться в зоне фокуса звука (которая у этих АС небольшая), сцена рисуется просто отлично с ощутимым объемом во всех трех измерениях. Из недостатков могу назвать не глубокий, но весьма точный (и по мне — достаточный) бас, и узкую лучевую направленность АС (даже вдвоем стерео уже не послушать).

Поздние комментарии: хотел сначала оформить этот текст так же, как и статью про NA-3, но ограничился небольшой литературной правкой, изменением абзаца о проводах внутренней разводки и добавлением абзаца об опорах (который отсутствовал в оригинальном тексте). Относительно звучания мне сложно сейчас что либо убавить или добавить. Оставил как есть, надеясь на тогдашнюю адекватность восприятия. Сейчас у меня нет доступа к этим АС, да и человека для которого я их делал то же уже нет среди нас… Быть может эти АС еще работают и радуют кого то, а может уже отправились на помойку (габариты то недетские, места занимают как пара кресел). Так или иначе, делал я их от души и на момент сборки и первоначального прослушивания готов был назвать своей лучше работой.

Себестоимость этой акустической ситсемы получилась небольшая, но будьте готовы к тому, что материал корпуса и внутренней отделки съедает основной бюджет. Форма и и конструкция АС принципиальны. Пробовал использовать те же динамики в корпусах от NA-3 и еще в нескольких других (в том числе узких) 50 литровых ящиках — результат в каждом из случаев был различный. По моему опыту корпус na-4 звучит принципиально лучше любых других вариантов.

Посвящается Антиповой Ирине, человеку по настоящему понимавшему и любившему музыку, для которой разрабатывалась и изготавливалась данная модель.

С уважением, Наумов Максим.

20 комментариев: NA4 – широкополосная АС на 10 ГДШ-102

  1. Александр Р. пишет:

    Очень разумный подход к разработке и построению АС. Единственный диссонанс – “направленность” и “прогрев” проводов.

    • Марков Николай пишет:

      Провода оплатил заказчик:)

    • Чалов Денис пишет:

      Видимо, человек не знает о том, что переменный ток “идёт” “и туда и суда”, и направленности у провода нет. Направленные провода бывают сигнальные, когда экран соединяется с землёй у принимающего устройства, а передающее соединяется проводком, протянутым с этим кабелем из точки соединения экрана с приемником. Ну а про то, что бескислородную медь получить легче, соответственно дешевле, я умолчу.

      • Vip Kit пишет:

        Чалов Денис, видимо известные производители акустических кабелей, не так глубоко, как Вы, знают и понимают физику процессов, связанную с переменным электрическим током ))

        • Vip Kit пишет:

          Вопрос к Дмитрию(LDS), почему не загружаются файлы ?
          Одно фото в 3 Мп, не загрузилось. Сайт информирует – ,,перегруз”.

        • Чалов Денис пишет:

          Это сарказм? В таком случае, в таком случае, на Вашем непонимании этих процессов протекания тока в проводниках, играет на руку таким вот производителям проводов.

          • Vip Kit пишет:

            Может не стоит, так категорично отрицать эффект направленности, но стоит обратить внимание на любопытный факт – АЗОТРОПИЮ кристаллической решётки проводника ))

      • Александр пишет:

        а сигнал , он тоже переменный, и туда-сюда направление меняет , выражаясь вашими словами ))

  2. Марков Николай пишет:

    При такой площади окон полсантиметра синтепона – как рыбе зонтик, добротность не снизится, просто душа успокоится.

    • Andy_P пишет:

      По фото трудно определить, что там за синтепон и как он пропускает воздух. Но вряд-ли что-то измеряли.

    • Александр Бокарёв пишет:

      Абсолютно согласен.хотя остальное неплохо.

  3. Сергей Aleph пишет:

    Синтепон не в состояни работать как ПАС. Туда нужна плотная и очень натянутая ткань чтоб воздух не шевелил волокна, а мог только просачиваться.
    Моё мнение, этот динамик и близко не подходит для ЗЯ. В ЗЯ нужен динамик с низкой добротностью (большой магнит), относительно большим ходом и низкой резонансной.

    • Александр Бокарёв пишет:

      ПАС был бы к месту, либо поглотитель по максимуму

    • Ёшкин Кот пишет:

      Синтепон сможет снизить добротность, только его слой должен быть толще в 2~3 раза. Правильный ли это ПАС, или не ПАС – вопрос вторичный.
      Сопротивление воздушному потоку будет создано, а “шевеление волокон” создаст дополнительный эффект присоединённой массы, и резонансная не уйдёт далеко вверх.
      Не вижу в этом ничего плохого.

      • Ёшкин Кот пишет:

        Уточню. Для этой цели лучше взять толстый рыхлый синтепон с жёстким волокном. От того, что в статье на фото, как уже сказали – толку мало.
        Дополнительный плюс здесь – резонансы ящика меньше воздействуют на динамик.

      • Александр Р. пишет:

        Все же плохое в конструкции есть. Кроме “шевеления” волокон будет и “шевеление” волн ковролина, а это еще увеличит присоединённую массу, чем снизит чутье и ухудшит переходную характеристику.

  4. Марков Николай пишет:

    Ваши требования относительно низкой добротности спорны. Важна результирующая добротность в ящике, а не добротность чистого динамика.

    • Сергей Aleph пишет:

      Как бы да, но 6гд-2 в ящике 100 литров показал себя хуже 10ГДШ с магнитной системой 10ГД-30б (катушка в 3 слоя для большего БЛ, добротность 0,3) в ящике 25 литров.

      • Александр Бокарёв пишет:

        6гд2 вещь в себе, нужно возиться с оформлением, чтобы звук не убить

Добавить комментарий для Ёшкин Кот Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *