Доработка 25 АС-109 (установка фазоинвертора и замена ВЧ)

Несложная доработка акустической системы 25АС-109 позволит существенно повысить качество ее звучания. Это не потребует от радиолюбителя больших затрат и не изменит внешнего вида АС. Нужно лишь заменить давно устаревшую головку 5ГДВ-1 на более современную 4ГДВ-1 и установить фазоинвертор. Подробное описание и характеристики 25 АС-109 можно найти тут.

Прежде всего необходимо снять заднюю стенку и переднюю панель АС, извлечь из корпуса головку 5ГДВ-1 и оклеить поролоном (войлоком или ватином) внутренние поверхности боковых, верхней и задней стенок АС. После этого следует доработать разделительный фильтр в соответствии с приведенной на рис. 1 принципиальной схемой и, не подключая высокочастотную головку, поставить на место заднюю стенку корпуса АС.

Электрическая схема:

Доработка 25 АС-109 (установка фазоинвертора и замена ВЧ)

Затем приступить к изготовлению туннеля фазоинвертора. Так как точный расчет его длины весьма сложен, предлагается подобрать ее экспериментально. Для этого из листа чертежной бумаги делают пробный туннель без выреза для проводов. В отличие от настоящего его длина должна быть равна 25 см. Пробный туннель вставляют в отверстие высокочастотной головки и, подав на вход разделительного фильтра сигнал частотой 30-40 Гц, перемещая туннель в отверстии головки, устанавливают оптимальную длину по максимальному уровню громкости.

Из эбонита или картона изготавливают настоящий туннель фазоинвертора с вырезом для проводов (рис.2) и длиной, соответствующей подобранной длине пробного туннеля. Затем снимают заднюю стенку, а переднюю панель устанавливают на место. Далее берут головку 4ГДВ-1, снимают с нее крепежное кольцо и снова приклеивают его клеем «Момент» на прежнее место.

Доработка 25 АС-109 (установка фазоинвертора и замена ВЧ)

После этого головку приклеивают к сетке высокочастотной головки строго по центру соответствующего отверстия в передней панели, где ранее стояла высокочастотная головка 5ГДВ-1. В результате головка 4ГДВ-1, сетка «25АС-109», а вернее сама передняя панель образуют единое целое. Поскольку вновь установленная головка много меньше старой, вокруг нее образуются щели, которые и используются в фазоинверторе.

В заключение головку 4ГДВ-1 подключают к разделительному фильтру, устанавливают туннель и приклеивают его к передней панели (рис.3). Теперь остается лишь поставить на место заднюю стенку — и АС готова к работе. Следует обратить внимание на соблюдение полярности подключения головок (см. рис.1), ибо и от этого зависит качество звучания АС.

Доработка 25 АС-109 (установка фазоинвертора и замена ВЧ)

Автор проекта: Бекерис Г.
(г. Каунас)

61 комментарий: Доработка 25 АС-109 (установка фазоинвертора и замена ВЧ)

  1. Наиль пишет:

    А конкретно, что получается,что изменилось и какие характеристики? Хотелось бы узнать. И кто это рекомендует?

  2. Евгений пишет:

    Имелась то же такая акустика , установил другие вч от с-90 по моему или подобные , в 90 х годах это было , и совсем другое звучание, с фазиком может и интересно получится.

  3. Дима пишет:

    вот поизвращался с такими колонками… фазик врезал там где график был, на слух из пвх трубы 4 см диам. длинной вышел ну 20 см, поменьше даже. нч наоборот фазировал вч без переделок, сч поменял на какие-то из мафона китайского старого, подошли просто, стенки оклеел поролоном, выпилил эти дырявые грили, панель на место, дины все в чёрный, и смотрится получше и звучание очень неплохое. лучше чем микролаб соло2, но с-90ым по басам уступает. середина неплохая для металла самое-то. вобщем с тем что было совершенно не сравнить))))

  4. qwester пишет:

    Автор поставил ВЧ головку по центру ФИ? Так это же свисток получился, нет? На большой громкости точно подсвистывать будет. Кроме того, колебания воздуха в трубе ФИ не очень хорошо повлияют на “выхлоп” ВЧ головки, по-моему, выражаясь авиатерминами, “до срыва потока”. Не лучшее решение.

  5. Игорь Луганск пишет:

    Ну даже не знаю … В своих 109-х довел корпус до нормальной кондиции , переделал фильтр под 6ГД-13 – звучат вполне неплохо .

  6. Сурен пишет:

    У меня есть удачный опыт переделки этих АС. С фазиком, с переделкой фильтра и заменой вч головки. Результат превзошел все мои ожидания. Они начали звучать даже на уровень выше с90. Вообще получился настоящий хайфай.

    Я использовал статью и схему переделки фильтра описанную в Журнале “Радио” № 11, 1995 г. Д. ПАНКРАТЬЕВ, г. Ташкент, Узбекистан. Вот его схема… катушки мотал сам вручную на каркасах без сердечников. Конденсаторы советские не электролиты, того же типа что и были внутри марку сейчас не помню, на 400 вольт. Фазик сделал из 50 канализационной трубы, немного расширив по краям, длина 40 мм. Врезал его сзади внизу. Ящики конечно обработал по классике. Проклеил все стыки, проклеил паролоном все внутренние поверхности. вату вспенил и оставил. да самое главное его вч динамик никуда не годится его надо заменить. Об этом много говорилось. Я поставил китайскую пищалку с неплохими характеристиками. и АС зазвучали!!!!! Глубокий , сочный бас, хорошая середина, и наконец стали слышны нормально высокие частоты. Грили тоже надо убрать они глушат весь звук. Корпуса перекрасил в черную морилку и лак. Внешний вид тоже пришел в норму и с виду они стали дорогими ас.

    • Vip Kit пишет:

      Схема фильтров жуткая !
      НЧ – срез на 700 Гц, первым порядком ! И это в трехполоске ! Для СЧ логично – индуктивность и сопротивление, последовательно. ВЧ – задавлен аж четвёртым порядком ! Нужна просто одна ёмкость, нужного номинала, для хорошего согласования с СЧ динамиком.

      • Сурен пишет:

        Найдите эту статью в интернете и почитайте. Там все объяснено. Почему басовик срезан первым порядком, почему сч фильтр сделан именно так и для чего вч фильтр 4 порядка использован. Я много и долго искал способ улучшить заводской звук этих АС и остановился именно на этой схеме. Все знают что было несколько схем переделки этих АС. Я все их смотрел и долго анализировал какую выбрать. Не буду рассказывать весь процесс, все за и против. Но эта схема плюс правильно сделанный фазик поднимают звук на очень высокий уровень. Повторюсь, что я музыкант, и прекрасно различаю хороший звук от плохого.

        • А.Б. пишет:

          Против первого порядка на НЧ нет возражений. СЧ фильтр без завала на верхнем крае средника подарит ведро грязи и дурную направленность на верхней средине, нормальные так не делают. И все труды похоже, ради бездарной пищалы, не умеющей работать низко, отчего за неё приходится отдуваться среднику, со всеми ” прелестями” высокого среза.
          И последнее. В те годы басовых динамиков, созданных под фазоинверсное оформление, было меньше. чем по пальцам руки. И данные динамики сюда точно никаким боком не тулятся. Закрытый ящик- плюс набивка- и то, впритык по добротности, но никак не ФИ. Но если вам нравится- на здоровье слушайте.

        • Vip Kit пишет:

          Хороший и плохой звук – две крайности, немало акустики о которой можно сказать не так категорично.
          Сурен, прочитал статью. Очень противоречиво, не впечатлило.
          Есть очень хороший тест на проверку качества акустики,
          когда любая запись хорошо звучит без тон коррекции. Если так, хорошая акустика звучит ровно и натурально,на разной музыке.

    • А.Б. пишет:

      Схема , сочиненная от балды и по понятиям.

      • Сурен пишет:

        Очень легко критиковать, особенно если сам ничего не делаешь. Поверьте мне я музыкант и со слухом у меня все отлично, я прекрасно различаю 0.25 тона, и прекрасно слышу шумы. То что выпускалось на заводе и то что в итоге получилось у меня это две огромные разницы в звуке. Я прослушал много акустики. И могу сказать без преувеличения, что результат можно сравнить с звучанием акустики, которая стоит сейчас 150-200 тысяч рублей.

        • Vip Kit пишет:

          Многие люди, так и думают, что чем дороже акустика, тем лучше звучит ))
          Акустика с такими не фазолинейными фильтрами,однозначно, не может звучать натурально и масштабно.
          Вероятно, в стоковом состоянии, звук, Вас не впечатлил и Вы, выбрали компромисс, звук который Вас, устраивает.

          • Сурен пишет:

            Поверьте мне дело не в том что меня устраивает, я прослушал очень много разной акустики, разной ценовой категории, опять повторюсь я музыкант, и слух у меня абсолютный, я умею различать хороший звук от плохого. То что получилось у меня сделать из этой акустики, вполне достойно внимания, и если кто то захочет повторить это , то будет очень приятно удивлен результатом. Она конечно не хай енд, но на хай фай очень даже тянет. Я бы не променял сейчас эту акустику, например на jbl за 1000 долларов, или на focal, pioneer, потому что они реально звучат хуже, правда намного громче, чем мои, но громкость не есть качество.

        • А.Б. пишет:

          Музыкальный слух не может заменить прибор , который называется измерительный микрофон. И слушать изделие нужно уже после настройки, а не вместо . При всем опыте и навыке возни с настройкой не наберусь наглости заявить, что без микрофона сведу безупречно хотя бы двухполоску. а у вас -три полосы- одним щелбаном. Завидно прямо.

          • Чалов Денис пишет:

            Александр, оставьте это. Каждый день, каждый год одно и то же: “я музыкант, так лучше”… Интересно, сядут ли эти музыканты в самолёт, созданный лётчиками, а не инженерами?

            • А.Б. пишет:

              Денис, я сам удивляюсь, как горох из мешка , сыплются сюда гении-самоучки, поделиться опытом столярно-малярных рассказов . И так все просто у них , аж завидно. Придется учиться у новичков. Больно красиво рассказывают.

              • Чалов Денис пишет:

                Признаюсь, сам когда то таким был, пока носом в прибор не ткнули. Тогда то сказка и закончилась. Началось переосмысление предмета изучения и пришёл к выводу, что нет ничего необъяснимого, всё поддаётся измерению и анализу.

                • Валерий пишет:

                  Тогда надо измерять и помещение прослушивания. Давно имею 25АС-311. Как-то случайно приобрел С90 Радиотехника как новые, и был удивлен отсутствием вау-эффекта у себя от них. Баса почти не было в комнате 16 кв.м, но он бьл в соседней комнате… Это что – АС для соседей? ВЧ-СЧ по сравнению с Эстонией хуже (у моей Эстонии дины ВЧ-СЧ тогда были аналогичны С90), т.к. у 25АС-311 передняя панель с рупорами, а широкая плоская фронтальная панель у С90 эти частоты размазывает. После небольших но безрезультатных истязаний над С90 не без сожаления, но расстался с ними.

                  • А.Б. пишет:

                    Есть соразмерность нижней граничной частоты воспроизведения вашей домашки с размером помещения. И попытка в каморку втащить колонки с нижней частотой в 40 герц приводит именно к такому эффекту “баса на кухне” , когда длина басовой волны укладывается аккурат в другой комнате, образуя могучий резонанс .
                    Ну и само размещение колонок имеет важное значение, как и посадка тушки слушателя.

          • Vip Kit пишет:

            ,,Музыкальный слух не может заменить прибор, который называется измерительный микрофон”
            Сам по себе, хороший микрофон, не калиброванный, без хорошей звуковухи и отсутствия методики измерений – бесполезен.
            Примерно тоже самое с хорошим слухом ))

            • Аудиостроитель пишет:

              ХОРОШИЙ микрофон будет откалиброван по определению. Хорошая звуковая карта – вообще не проблема. Методика измерения – штука вполне известная.
              Вот только для какого помещения методику применять будете? Если есть доступ к безэховой камере, то остальные вопросы отпадают автоматически. Если измерения проводить в комнате (где слушаться будет), то результат будет скорее всего удручающим (особенно внизу). Зато, именно он и покажет реальное поведение конкретной АС в конкретном помещении.
              Не стоит сравнивать оборудование со слухом. Оборудование можно купить за деньги, а слух нет.

              • Сурен пишет:

                друзья я не только музыкант, но и радиолюбитель. мне тоже интересно что покажут измерения, но пока нет возможности, и времени их сделать, но я постараюсь этим заняться.

                • Чалов Денис пишет:

                  Вот это уже правильно. А вообще, зарубите на носу: АС не музыкальный инструмент, она играть не должна, а должна достоверно воспроизвести то, что уже сыграно инструментами.

                  • А.Б. пишет:

                    Согласен с Денисом. Колонка это электроакустический прибор. А приборы сначала рассчитываются, потом настраиваются по приборам, а уже потом выслушиваются.
                    И не наоборот.

                    • Андрей пишет:

                      Тогда почему заводские колонки настроеные на заводах по приборам нихрена не звучат а то что люди собирают даже на свой слух переплёвывают заводские

              • Vip Kit пишет:

                Безэховая камера, говорите. Как то очень низко, по глухому, темному подвалу слоняться. Вот крыша, это да, возвышенно, вдохновленно, романтично. ,,Паровозы и собаки”, не помешают поймать радугу.
                P.S. есть одна измерительная методика, где слух – измерительный прибор. Получается убедительный результат.

    • А.Б. пишет:

      На фильтрах даже индуктивность в микрогенри, промах в 1000раз, на минутку, не говоря про саму схему, с явными ляпами . Не вижу повода для восторга.

  7. Сурен пишет:

    А вот две фотки с внешним видом

  8. Сурен пишет:

    Друзья я на скорую руку, с тем что было, ( не професиональный микрофон) сделал измерения, но они дают представление об ачх.

    • Сурен пишет:

      нижний график шумы комнаты его не нужно учитывать. верхний ачх АС . Микрофон на расстоянии 30 см от АС, так что шумы комнаты сведены к минимуму.

      • Чалов Денис пишет:

        Даже с расстояния в 30 см, а это мало, неравномерность в диапазоне 100-10000 20 дБ… это ужас, а не АС.

      • А.Б. пишет:

        Колонку в центр комнаты, на стульчик, увести от пола, иначе на НЧ ахинея.
        Микрофоном целимся на дистанции метр- или чуть менее метра в промежуток между средником и пишалой. Обычно там главная акустическая ось колонки.
        Смотреть ближе – развалить суммарное излучение и получить непонятку.

  9. Сурен пишет:

    Я немного поигрался с чувствительностью микрофона, чтобы звуки комнаты не влияли и вот что получилось ребята.

    • А.Б. пишет:

      Вы не можете чувствительностью микрофона отсечь отраженные комнатой сигналы. зато можете не наваливая лишнюю мощность в динамики уменьшить вклад отраженных звуков.

    • А.Б. пишет:

      Еще вопрос. Какой сигнал в качестве испытательного? нужен розовый шум.

      • Сурен пишет:

        я попробовал розовый шум, но он мне не понравился, потому что нет професиональной записи на ютубе, и белый и все другие цвета тоже. тестовый сигнал 20-20000 хотя бы ровный и дает представление более менее близкое к реальности.

        • А.Б. пишет:

          Что значит нет профессиональной записи на ютубе? шум есть в треках диска Let s Test , АудиодокторFSQ . да много где. Правда, к нему измерилка должна быть адаптирована, а у вас она , похоже, под свип-тон. Завывалка “смерть соседям и пищалке”:)

  10. Сурен пишет:

    тестовый сигнал с ютуба 20-20000. колонка поставлена по вашему совету в центр комнаты. микрофон другой, тоже не професиональный но намного лучшего качества, а чувствительность я сделал так чтобы он слушал только ас, а не отражения комнаты, насколько это было возможно.

    • Чалов Денис пишет:

      Область 5-10 КГц задрана, будет сипеть. Так себе график.

      • А.Б. пишет:

        Есть торчок на 5-7 килах, но он в целом особо не высовывается из строя, может и не вредить звуку в целом. Трагедии не вижу. Бывает куда жутче, а народу ндравится.

    • А.Б. пишет:

      АЧХ достаточно ровная, в пределах нормы. Хотя можно и повозиться.

      • Сурен пишет:

        вы обратили внимание что из-за фазика частота нч снизилась с 40 до 30 герц, хотя по заводу закрытый ящик?

        • Vip Kit пишет:

          На АЧХ, всё, что ниже 160 Гц – не достоверно. Сказывается спицифика не большого помещения.
          Куда более важен СЧ – ВЧ диапазон. Если есть тестовый сигнал (синус) протестируйте свою акустику следующим образом.
          На бумаге начертите ярким маркером горизонтальную, прямую линию и проградуируйте пооктавно: ,,20__40__80__160__320__640__1’280__2’560__5’120__10’240__20’480″
          Далее, разделите общее время звучания
          Тестового сигнала, на количество октав ( 20 – 20’000 Гц =10 ).
          Получите время прохождения сигнала, в пределах одной октавы. С активацией свип – тона, начинаете отстчет. Начало появления сигнала, отмечаете на сплошной горизонтальной линии вертикальной чертой.
          По ходу прохождения синуса, маркеруете точками пики – выше ,,ватерлинии”, провалы – точками ниже ,,ватерлинии”. Места с повышенной не равномерностью, маркеруете вертикальными короткими линиям.
          Для такого тестирования, необходим некоторый навык. Точный отсчет, анализ громкости свип – тона, маркерные отметки на размеченном пооктавно графике, необходимо делать синхронно.
          Освойте эту методику и Вы увидите настоящую АЧХ своей акустики.

        • А.Б. пишет:

          Ваша радость преждевременна. И чтобы правильно измерить поведение динамика в оформлении -нужно не только желание, но и ещё что-то.Чего у вас пока нет .
          Про низкочастотный участок ачх я ничего не говорил и не принимал его во внимание. Ваша измерилка типа “пукалка телефонная” на эти дела не рассчитана.
          Бросьте делать важные выводы на ерунде.

          • Сурен пишет:

            Мои выводы не основаны на этой пукалке. Я давал 30 герц и проверял фазик Бумагой. Он настроен примерно на 30 герц. Под рукой нет хороших акустических измерительных приборов. Я этим не занимаюсь профессионально. К тому же я доверяю своим ушам.

            • аудиостроитель пишет:

              То, что фазик настроен на 30 Гц., совершенно не означает то, что они будут слышны. Как и те 40, которые в паспорте на заводской вариант нарисованы. Это вообще НЕ ТЕ измерения.
              Для понимания глубины воспроизводимого баса нужно видеть уровень, с которым воспроизводятся НЧ. В обычной комнате сделать это НЕВОЗМОЖНО. Узлы там всякие и пучности массово обитают.

            • А.Б. пишет:

              Да будет вам известно, что у фазоинвертора есть резонанс, проявляющийся в виде второго горба импедансной кривой, на частоте этого резонанса порт инвертора работает В ПРОТИВОФАЗЕ к динамику . И ваша бумажка, телепаясь на ваших увиденных 30 герцах, ничего не говорит о суммарном звуковом давлении динамика и порта на этой частоте. Но можно уверенно сказать, что давление это, а с ним и звук, равны если не нулю, то близко.
              Вам же остается в очередной раз рассказать о своем музыкальном слухе. На что его сиятельство светлейший князь измерительный микрофон хмыкнет свысока и будет абсолютно прав. Потому что настройка не производится слухометром. Для этого есть более подходящие приборы. А слух включается потом.

              • Иван пишет:

                “…слух включается потом.”
                Да зачем он этот слух вообще нужен? Меня больше всего удивляет – а что измерительные микрофоны имеют идеальную линейность? У них есть акт их поверки? На чем вообще базируется уверенность всех акустических измерений при таком огромном количестве влияющих внешних факторов?
                И вообще – даешь 6ГД6!

                • А.Б. пишет:

                  Найдите даташит на микрофон конденсаторный от Брюль-Къера, с никелевой мембраной и кварцевым изолятором, внимательно прочтите , что фирма гарантирует . За 1000 лет отдача капсюля может снизиться на 0,5 дБ. Можете легко проверить эти гарантии, через 1000 лет.
                  На то он и измерительный, что имеет ровную ачх, в отличие от обезьяньего стада всяческих электретов за пятак, называющих себя измерительными.
                  И цена такого измерительного микрофона соответствует его качеству, а для поверки его есть прибор, называется пистонфон. паспортное давление, развиваемое в измерительной камере пистонфона, 124 дБ. По нему калибруется чувствительность измерилки.

                  • А.Б. пишет:

                    И как точно сказал один наш форумчанин, измерительным микрофоном и слухом можно добиться гораздо большего, нежели просто слухом.

  11. Аудиостроитель пишет:

    Оффтоп.
    Все эти разговоры напомнили мне старый советский анекдот.
    На приёме у врача пациент жалуется:-“Доктор, я вижу не то, что слышу, а слышу не то, что вижу. Помогите.” На что доктор отвечает:-“Э-ээээ, батенька! От развитого социализма мы пока не лечим.”

  12. Сурен пишет:

    я не против измерительного микрофона, только он стоит слишком дорого, поэтому остаются уши и подручные средства, уж не обессудьте. а 30 герц у меня ушами реально слышны стали после установки фазика, до этого их вообще практически не было слышно, динамики играли где то с 40-45 герц. я знаю что этот динамик рассчитан для закрытого ящика, но фазик я делал не от балды, а просто повторил чужой удачный опыт. Просто сейчас уже не помню статью и не могу дать ссылку.

    • А.Б. пишет:

      30 герц вы вполне получите,другой вопрос, какой ценой. И скорее всего у вас вылезет горб на частоте выше ваших заветных 30 , скажем , на 80-100, с уровнем явно выше , этот пузырь перекричит отдачу этих 30, маскируя большим уровнем, звук в целом пострадает. А то, что в былые времена да и сейчас сколь угодно конструкций было сделано от балды, это факт. Проверить все равно некому и нечем. Хотя, если слухом не скорбны, методика несложная есть. Очень близкий результат с тем, что видит микрофон .Могу подсказать.

  13. Сурен пишет:

    да я нашел статью про фазик. там внутренний диаметр 40 мм длина 60. тоже из журнала радио.
    ну вы же видели ачх там вроде горба не наблюдается. буду благодарен за подсказку.

    • А.Б. пишет:

      Реальная ачх басовика утонет в комнатных отражениях и влиянии самого оформления динамика. Поэтому, чтобы что-то понять в поведении динамика в районе нижнего среза, нужно слушать его вблизи, скажем, на табурете или столе, уровень громкости делать на пределе слышимости опорного тона, с котором сравниваем соседние участки.
      https://cloud.mail.ru/public/3qQP/GWWoCBhyi

  14. Сурен пишет:

    хочу напомнить что я делал эти колонки для своего пользования, не на продажу или оценку. просто результат превзошел мои ожидания и я хотел поделится этим опытом с теми кто захочет повторить. я понимаю что здешние обитатели доверяют больше измерениям чем слову и это естественно, ибо много таких любителей, и практика показывает что они в большинстве случаев бывают правы, доверяя измерениям, но немногие из любителей самоделкиных заодно обладают и музыкальным абсолютным слухом и разбираются в хорошем звуке. вот и все….

    • Олег пишет:

      С Суреном согласен, я тоже по слуху пойму как звучит ас,и чего ей не хватает,каких частот, а если кто-то привык слушать телик, типа без тембров- то пожалуйста..

      • А.Б. пишет:

        Невелика доблесть понять, что колонка звучит хорошо. Особенно если она до этого настроена знающим, а не диванным трындоболом. Все понятия которого о настройке сводятся к формуле ” да чо там мерить- слушать надо”

    • Аудиостроитель пишет:

      Сурен, если Вы музыкант, то просто обязаны знать и понимать, что хороший звук (терминология сохранена) может быть только в одном месте – в концертном зале. И далеко не в каждом. Для АС критерий пока только один – ровная АЧХ. Хотя и она не даёт гарантии того, что в конкретной обстановке она сохранится. Это лишь некая точка отсчёта.

      То, что Вам нравится результат проделанной работы – замечательно. Вы получили то, что хотели.

      P.S. “А, когда скрипач играет мелодию, для технарей -сплошная эзотерика. Гриф у скрипки без ладов ))
      Представьте- возможно !” (с).
      С каких пор скрипичная мелодия вдруг стала эталоном?

  15. Константин пишет:

    Переделал 25ас109 с установкой фазика и заменой динамика на 4гдв, оклеил внутри ПВВ, стали звучать как мониторные. Сравнивал с Зенхайзером HD280PRO. Практически один в один.

Добавить комментарий для А.Б. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *