Быстрый и медленный бас – миф против фактов

Люди всегда говорят о быстром или медленом басе. Сам бас не быстрый. Практически любой низкочастотный громкоговоритель, даже с тяжелым диффузором, может воспроизводить низкие частоты со скоростью, присутствующей в этом басе. Так что не слушайте рассказы о низкочастотных громкоговорителях с малой массой, ведущих к «высокоскоростному басу» – так просто этого не добиться. Если НЧ может воспроизводить 40 Гц с низким уровнем искажений, то, как быстро он начинает движение не имеет значения (в разумных пределах, конечно). Ему достаточно быстро разогнаться, чтобы соответствовать времени нарастания 40 Гц в самой быстрой точке синусоидальной волны этих же 40 Гц.

Precision Devices PD.2450 (Mms = 424 г):

Быстрый и медленный бас

Означает ли это, что не существует таких вещей, как быстрый и медленный бас? Конечно нет, он существует, но не по причине легкого веса излучателя. Вся суть в зоне перекрытия, и в ее безупречном объединении/стыковки СЧ и НЧ динамиков. Эта зона настолько важна для нашего восприятия скорости низких частот, что допуск на ошибку практически отсутствует. Нулевой допуск на ошибку распространяется на фазу, амплитуду, частоту и время. Даже внесение небольших различия между любой частью зоны перекрытия покажет все слышимые эффекты в басе и мидбасе. Отсюда и восприятие скорости низких частот.

Fostex FW305 (Mms = 50 г):

Быстрый и медленный бас

Скорость низких частот на 100% зависит от того, насколько идеально сведены НЧ и СЧ динамики. Также очень важна линейность. С ровной АЧХ громкоговоритель может звучать как-будто у него большая неравномерность из-за неидеальных фазовых или других соотношений между СЧ и НЧ динамиками. Фаза часто может меняться с частотой. Громкоговорители НЧ и СЧ действительно могут отклоняться в разных направлениях по фазе. Такое возможно при смешивании разных излучателей по своему типу, к примеру классический конусный НЧ и электростатическая панель. Большие НЧ динамики, работающие в верхней части своего диапазона, и СЧ, которые работают в нижней, часто отличаются в своих фазовых характеристиках (ФЧХ). Когда случаются фазовые или другие ошибки, получается эффект гребенчатой ​​фильтрации. Чтобы избежать такого эффекта, необходимо хорошо согласовать фазовые, временные, амплитудные и частотные характеристики НЧ и СЧ громкоговорителей. К примеру, если установить СЧ и НЧ с разным расстоянием по глубине на лицевой панели, будет та самая гребенчатая фильтрация. С помощью пассивных фильтров достичь хорошей комбинации невероятно сложно.

ScanSpeak 32W/4878T00 (Mms = 150 г):

Быстрый и медленный бас

Почему у одного динамика бас лучше, чем у другого? Это так же связано с интеграцией излучателя, а не качество самого НЧ динамика. Детализация низких частот исходит от среднечастотного динамика, но ваше ухо и мозг обмануты этими взаимодействиями. Включите композицию с хорошим басом и некоторое время послушайте только сабвуфер или НЧ динамик (если это многополосная АС).  Вы не услышите ничего отдаленно напоминающего скорость. Подключив сабвуфер или НЧ обратно в систему, бас внезапно станет детализированным и быстрым. Все эти ощущения скорости исходят от мидбаса/СЧ динамиков, а не от НЧ.

Дуг Блэкберн, 1999
soundstage.com

10 комментариев: Быстрый и медленный бас – миф против фактов

  1. Serega пишет:

    ничего не понял, но очень интересно)

    • Иван пишет:

      Как я понял. Ощущение скорости происходит не за счет реакции самого низкочастотника, а за счет фазового согласования с ним средника. На низких частотах длина волны шибко велика, чтобы можно было ощутить скорость ее движения. Написано так тоскливо, что так и хочется вспомнить: “жаль… жаль, что мы так и не услышали начальника транспортного цеха”. И что тут может быть интересного?

  2. Сергей Гудков пишет:

    Из динамики динамиков, с одной стороны есть подвижная катушка прилагающая к диффузору некоторую силу (F), которая уравновешивается по второму закону Ньютона произведением массы подвижки на ускорение (F=m*a). Если в двух динамиках электромагниты одинаковые F1=F2, но отличаются массы подвижек, то m1*a1=m2*a2 – соответственно тяжёлый диффузор будет иметь меньшее ускорение. Но обычно производители динамиков это знают и к тяжёлым диффузорам подключают мощнейшие электромагниты, которые разгоняют их как пушинки. Второй момент связан с фазовой одновременностью НЧ и СЧ составляющих одного звука, например, щипок (среднечастотная составляющая) струны бас-гитары (низкочастотная составляющая). Ровность фазовой характеристики АС обычно не достигается т.к. динамики имеют неровную ФЧХ плюс разделительные фильтры, стараются чтобы ФЧХ была просто монотонная

    получается в наушниках меньше искажений т.к. диффузоры самые лёгкие, разделительных фильтров нет, всё что нужно – это найти наушники с ровной АЧХ. P.S. Мне больше нравится когда мои соседи слушают свою “музыку” именно в наушниках ещё бы научили свою собаку лаять шепотом и было бы Hi-Fi

    • Распони из Турина пишет:

      Приветствую!
      Там в объеме ушной раковины отражений на ВЧ (и как следствие неравномерность АЧХ) получить можно, но не нужно. Я за открытые наушники!

      • Иван пишет:

        “…Я за открытые наушники!”
        Наушники используются не только для получения хорошего качества звука, но и для того, чтобы не мешать близким в периоды желаемой тишины. Но жужжащие наушники такое свойство предложить не могут. А в дневное время я могу использовать акустику. Зачем мне наушники?

    • ldsound пишет:

      Дмитрий Р. делает подвижку как можно легче. У кого будет чувствительность выше, если магниты одинаковые, а вес подвижки разный?)

      • Сергей Гудков пишет:

        С одной стороны лёгкая подвижка – хорошо, но если подвижка из тонкой папиросной бумаги не обеспечит нужной прочности и будет проминаться и колебаться от звуковых волн?

  3. Vip Kit пишет:

    Быстрый или отстающий, затянутый бас, это в огромной степени грамотный выбор АО под динамик с определённой добротностью. Ещё и комнат своё добавит. В любом случае это сумма факторов, использование которых, либо обеспечит корректную ИЧХ звукового сигнала, либо нет.

    • А.Б. пишет:

      Очень верно сказано. Так и есть. И удачно созданная колоночка-скворечник способна залить комнату таким звуком, что ошалевший народ ищет спрятанный саб.

Добавить комментарий для Сергей Гудков Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *