Бриг-001 или Одиссей-010?

Этот вопрос мучает многих, кто хочет купить отечественный усилитель. У каждого их них есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Я и сам хотел их потестить. У меня в данный момент находиться Бриг-У-001 87 года (слушаю его более полугода). И вот недавно я получил в своё полное распоряжение Одиссей-У-010 87 года в неисправном состоянии. Как я его откачал и что с ним было – это отдельная история, которой не место в этой статье. Расскажу только результаты их сравнения и своё мнение. Сравнивались оба доработанных усилителя (Одиссей в меньшей степени доработан). Итак, приступим к соревнованию.

Бойцы вызываются на ринг!

В паре слов представим их глубокоуважаемой публике

Бриг-001

Бриг-001 или Одиссей-010?

2*50 Вт на 4 Ом. Вес 13 кг (образец 87 года). Ведёт свою историю с конца 70-х годов, постепенно обрастая легендами. По слухам конструкция либо полностью скопирована с крутого зарубежного усилителя, либо полностью своя и проданная буржуям. Имеет в своём активе (опять же по слухам) победу на международной выставке Hi-End’78. Мягкость звучания сравнима с ламповыми усилителями. Лучшие образцы – это выпуск до 82 года, полностью без дискретных элементов.

Из отрицательных черт – с каждой последующей ревизией качество звука ухудшалось, а количество микросхем увеличивалось.

Одиссей 010

Бриг-001 или Одиссей-010?

Номинал 2*50 Вт на 8 Ом, максимум 2*80 на 8 Ом. Вес 15 кг (образец 87 года). Носит звание одного из лучших отечественных усилителей (наравне с Бригом). Стабилизированное питание. Отрицательные черты – возможный высокочастотный фон, гудящий трансформатор, скрипящие дискретные регуляторы.

Оба усилителя имеют возможность подключения 2-х пар АС, для прослушивания в данный момент времени одной из них. Бойцы познакомились, теперь пожмите друг другу руки и начнём. Гонг!

Внешний вид

Бриг

452*372*118 мм (с деревянным кожухом) и 430*372*95 мм без оного. Кожух выглядит несколько экстравагантно. Впрочем, этот вопрос решается откручиванием 4-х болтов, и бриг предстаёт этаким чёрным моноблоком и чуть выступающей алюминиевой лицевой панелью и остерегающей надписью сверху “Перед снятием кожуха следует вынуть вилку из сети питания”. Спереди мы видим полированную белого цвета панель, на которой симметрично расположены 7 крутящихся ручек (селектор входов, режим, низкие (дискретный), высокие (дискретный), громкость (дискретный), баланс, селектор выходов) и 5 кнопок + разъём на наушники (контроль магнитофона, ограничение НЧ, ограничение ВЧ, тонкомпенсация, сеть). Подписи к кнопкам выполнены нестрогим шрифтом, слева под селектором режимов размашистым почерком (как будто от руки) написано “Бриг-У-001 Стерео Hi-Fi” В дополнение справа снизу между балансом и селектором выходов фирменная лейбла “бриг”, которая как бы отражается в воде. Не будем стесняться и заглянем Бригу за спину.

Большую часть “зада” занимает радиатор чёрного цвета с установленными на него 4-мя транзисторами (пара КТ818ГМ + пара КТ819ГМ. Повторюсь рассматриваем модель 87 года). Справа от него 6 входов (из них 2 под винилы). Слева же 4 страшных советских выхода на колонки, типа штырь-лопатка (на фото модификация Брига с винтовыми зажимами), под ними выход на эквалайзер, и наконец с самого края выход 220 Вт (ответвление сети).

Одиссей-010

460*380*125 мм. Чёрный цвет преобладает, чёрный не только кожух с обилием вентиляционных окон, но и лицевая панель. Надписи на неё строгим шрифтом белого цвета. Слева сверху прямоугольная (вытянутая вертикально) кнопка выбора АС. Ниже и правее кнопки такого же вида: сеть, -10 дБ, -20 дБ, реверс, моно и чуть отдельно от них линейная АЧХ, тонкомпенсация, фильтр НЧ. В верхней части 4 небольших дискретных “крутилки” баланс, баланс АЧХ, высокие, низкие. Далее более крупный и стоящий несколько ниже дискретный регулятор уровня громкости. Справа сверху снизу селекторов входом и выходов соответственно. Картину дополняет скромно-строгая надпись в верхней левой части лицевой панели “Одиссей-У-010 Стерео Hi-Fi”. Сзади нам представляется скромная картина. Плоская панель с 2-мя ответвлениями сети, 8-мью винтовыми зажимами под АС (с сечением отверстия менее 2 мм2). Входы находятся в отдельной нише, которая стоит в правой боковине, ближе к лицевой панели.

Вот бойцы и продемонстрировали нам свою мускулатуру. Зрители уже свистят и кричат, требуя начала поединка и первой крови! Но пусть они немного подождут. Остановим время на несколько минут и заглянем бойцам в душу, точнее под кожух.

Бриг 001

6 плат, все легко съёмные: усилитель согласующий, усилитель тембров, реле блокировки, усилитель мощности, выпрямители (мощности и согласующий). В придачу экранированный трансформатор и 2 здоровых конденсатора по питанию (2х15000 мкФ). Платы паяны в ручную, на каждой номер и подпись пайщика, дорожки при пайке не отслаиваются. Провода можно оценить на удовлетворительно. На не усиленный сигнал используется экранированный провод.

Одиссей 010

4 основных блока. Усилитель мощности, усилитель предварительный, блок питания и блок записи (в данном образце отсутствовал) Блоки легко откручиваться и снимаются. В отличие от Брига соединительные провода всё на разъемах, а не пайке. Трансформатор упакован в железную коробку с толстыми стенками. На питание 2 небольших конденсатора по 15000 мкФ. Провода получают твёрдый неуд! Экранированных проводов нет вообще! Провода питания тонкие (тоньше Бриговских). Платы собраны на конвейере автоматами, дорожки отваливаются моментально, стоит только нагреть. На каждом блоке стоит печать с фамилией сборщика.

Добавление

Можно и далее описывать потроха бойцов. Но вижу зрители уже собираться уйти из зала (закрыть эту страницу), поэтому таки начнём настоящую схватку! У Брига есть небольшая фора – он лучше доработан (заменены конденсаторы, провода, сокращён путь сигнала, установлены хорошие винтовые зажимы и т.д.), поэтому дадим ход Одиссею.

Лёгкое нажатие на кнопку сеть, вспыхивающий красный светодиод СЕТЬ и лампочки перегрузки (которые через секунду гасну). Затем чуть слышный щелчок и очень тихое шипение из колонок. За компанию деловито чуть слышно загудел трансформатор. Пошла музыка, регулятор громкости солидно пощёлкивая (как и все регуляторы на Одиссее), приближается к середине. Первое, что бросается в уши – это бас. Он собран и отрывист. Бассовики S-90 контролируются стопроцентно. Магическая кнопка тонкомпенсация (к слову – тонкомпенсация работает в зависимости от громкости, чем больше громкость – тем меньше её влияние) в паре с тембром НЧ и громкостью на максимум заставляют пол дрожать, а колонки почти прыгать на мраморных плитах и шипах. Вот оно, делаешь всё громче, а перегрузкой по басам даже не пахнет! И только после определенного предела, когда говорить (даже если кричать) уже невозможно и когда возникает страх за возможность спалить пищалку, ярко красным начинает помаргивать перегрузка. Но кроме баса ещё важны средние частоты и верха. Тут Одиссей подкачал… Верха резкие, а середина чуть мутновата. Электрогитара звучит отлично, а живая несколько неестественно. Вокал тоже не на высоте.

Ответный удар Брига

Тугое нажатие на сеть и тишина. Через пару секунд раздается щелчок из недр усилителя, затем из колонок. И всё! О работе можно судить только по зеленоватому индикатору СЕТЬ. Что же, подаём сигнал. Тут же нас чарует мягкое звучание. Верха рассыпаться легчайшим звоном, гитара радует переборам по струнам, вокал – своей чистотой! Регулятор громкости приятно холодя руку вращаться по часовой стрелке (щелчков не слышно, их можно только ощутить пальцами). Мягкий бас. Даже излишне мягкий обволакивает расслабленных зрителей. Что же – добавляем ещё. И тут, когда казалось бы до счастья совсем мало, ярко красно вспыхивает перегрузка. Причём если нажать тонкомпенсацию и повернуть регулятор низких частот, она наступает даже излишне рано….

Предварительные выводы – Одиссей оптимален для агрессивной, электронной музыки. Очень хорошо для клубной и танцевальной, когда надо ещё и ещё. Бриг, этакий аристократ, не любит электронной – ему подавай живые инструменты, которые он наполнит необычайной теплотой. Да, он сможет порадовать на небольшой дискотеке, но всё время надо будет поглядывать за перегрузкой и обеспечивать хорошее охлаждение (греться он на большой мощности не слабо). Краткий блиц раунд закончен. Да, Одиссей мощнее и лучший бас. Да, у Брига превосходное качество звучания.

Публика задумывается, что её брать. Поэтому объявляется ещё один раунд, где бойцы похвастаются своими фенечками и попробуют очернить противника.

Одиссей: У меня есть 2 замечательные кнопки, -10 и -20 дБ. Если звук сделан громко и надо его быстро уменьшить – не надо крутить громкость, достаточно только нажать одну из этих кнопок. Так же выбор одной из 2-х АС происходит лёгким нажатием одной кнопки. Регулятор громкости сразу бросается в глаза, его не надо искать, как на Бриге. Есть замечательная кнопка “линейная АЧХ”, отключающая регуляторы тембров. У меня по умолчанию винтовые зажимы! В отличии от Брига имею 2 розетки на 220 В на задней стенке. Я больше, тяжелее и сильнее!

Бриг: кнопок у меня гораздо меньше, зато есть более функциональные переключатели! Хочется включить только левый канал? А правый? Моно, стерео или реверс? Нет проблем, всё это поворотом только одной ручки. У вас много источников? Пожалуйста, вот вам 6 входов (не 2 на вход и 2 на запись, как на Одиссее). Выходы? Если поставить винтовые зажимы, то сможете подключить только одну пару АС, зато улучшиться звук и вид усилителя. Слушаете пластинки, тогда для вас рокот-фильтр. Слушаете кассеты – тогда для вас ограничение верхов (срез после 15000 Гц, дабы обрезать ВЧ помехи). Мои дискретные регуляторы имеют больше позиций и не трещат при повороте. Да, я менее сильный, зато у меня лучше поставлен голос! К тому же я со снятым кожухом занимаю мало места и легко вхожу в стандартную стойку. Да и входы у меня сзади, а не неудобно справа, как у Одиссея.

Вот такой у нас вышел ещё один раунд. Обескураженные зрители судорожно начинают делать выбор, считая все плюсы и минусы. Скажу от себя, думаю оптимальным выбором был бы би-ампинг, Одиссей-010 на НЧ часть и Бриг-001 на СЧ+ВЧ часть. А прямое сравнение этих усилителей очень напоминает недавние сравнение звуковых карт Ауреал Вортекс 2 vs SB Live! Обе хороши по своему, и обладатели их ни за что не захотят поменять их на конкурента. Так что, если у вас уже есть усилитель Бриг-001 или Одиссей-010, не стоит искать другой. От добра добра не ищут.

P.S. По умолчанию (без хотя бы элементарной доработки) оба усилителя играют на порядок хуже, чем описанные в данной статье.

Судья на ринге и организатор матча: Сергей Жильцов (он же Serzhi)

2002 год

19 комментариев: Бриг-001 или Одиссей-010?

  1. Marauder пишет:

    “Лучшие образцы – это выпуск до 82 года, полностью без дискретных элементов” что за чушь? Может наоборот?

  2. Евгений пишет:

    Вообще ересь какая-то… Усилитель должен хорошо играть без всяких “свистелок-перделок”. Установка винтовых клемм вместо разъёма ОЦ со сложной цифрой сказывается на звуке примерно также как влажность воздуха в соседней комнате. В своё время были у меня и Бриг и Одиссей. Бриг остался. Одиссей хотел просто отдать в нагрузку к продаваемым S-90, но его почему-то забрали быстрее. Бриг гораздо проще и понятнее внутри. У моего экземпляра Одиссея было только 2 достоинства: хороший корпус и практически бессмертный трансформатор. Сборка – какой-то ужас и колхоз (пайка отваливается, какие-то “сопли” идут по всему усилителю). Возможно, мой экземпляр побывал в чьих-то шаловливых руках…

  3. Евгений пишет:

    Как бы то ни было, даже по дефолту у Одиссея слишком много всяких ненужных регуляторов-улучшайзеров, которые, вполне возможно, появились в нём дабы “набрать” на нулевую группу сложности. Бриг намного музыкальнее, ИМХО, чем Одиссей.

  4. Сергей пишет:

    Как же я обожаю эти разговоры о крутости Брига/барка. Есть и конкретные притензии.
    1. Слушали Одиссея с S90… Хотелось бы уточнить – 35ас-012? Усилитель по паспорту рассчитан под 8ми омную нагрузку! Давайте послушаем тогда Брига с 50ас-106.
    2. По вашим словам Бриг после кап ревизии, а Одиссей только приведён в рабочее состояние. Так? Ну тогда было бы не плохо добавить в сравнение 10у-120 с родными пересохшим ёмкостями.
    3. Очень надеюсь что мы все понимаем что “кристальность” верхов и “естественность” вокала и гитары это весьма субъективные понятия.
    В общем как говорится – на вкус и цвет всё фломастеры не вкусные.
    Я вот к примеру слушаю Одиссея с разных источников и замечаю что mp3, смартфоны и ПК звучат менее естественно нежели маломальски приличный CD проигрыватель с более добротным ЦАПом. И АЧХ своих 50ас-106 я крутил под себя и свои уши и поверьте (моё скромное) никакие S-90 не сравнятся с ними в паре с Одиссеем.

  5. ОПГ пишет:

    Брик 001С стоит на первом месте запомните уважаемые Брик 001С лучше любого ресивера этот Брик С получили золотую медаль так что Брик 001С не заменим!!!

    • Игорь пишет:

      бриг это просто усилитель, который не плохо справляется со своим предназначением-усиливать сигнал от источника звука не внося в него грязь. нет в нём ничего выдающегося. элементная база-старьё и хлам. первая модель, которую так хвалят “ушаны” действительно хлам на кт808. только в последней версии появилась превосходная микросхема и лучшие мощные транзисторы тех лет. только с регуляторами постарались, и то из за того, что в совке не было достойных потенциометров. одиссей 010, все барки и бриги не плохие аппараты. весь остальной звукоусиливающий хлам я называю “тоже усилитель”.

  6. Роман пишет:

    🙂 по моему, если вы слушаете тяжелую музыку hard n heavy, то вам нужен Одиссей, если классику фолк поп джаз, то Бриг. Они под это и проектировались…

  7. Игорь пишет:

    читаю коменты и обхохатываюсь. этот усилитель для этого проектировали, а этот для этого. вся эта инфа для дураков. любой усилитель разрабатывается для усиления сигнала с линейного выхода другого аппарата до уровня которого хватает для работы акустических систем. прикалываюсь над аудиофилами из палаты №6, требующие от усилителя миллионные доли процента искажений, почему то забыв, что колонки вносят 4% искажухи, скрипящий и трескучий винил вносит до 8% искажений.

  8. Павел пишет:

    кто слушал бриг в стоке не копанный тот знает! чистый сигнал на вход , например cd-da, а ещё лучше пласт! ( качество сигнала и акустики никто не отменял! ) аппарат сделан качественно и надёжно, полупрофессиональный уровень. вся беда любой аппаратуры это электролиты (особенно ереван много брака) и ещё мой совет не слушайте поделки-переделки всё должно быть в оригинале! колхоз мимо.

  9. Сергей В пишет:

    Бриг справляется с любой музыкой!! Не пишите глупости всякие!
    Лично сам слушаю бриг 78года, любые жанры музыки он отъигрывает на ура! Подключил две пары 35ас1 одна 78, вторая 79г. Доволен как слон.

  10. Олег пишет:

    У меня Брига не было и не будет.Внешний вид-газовая плита с крутилками..Без обид,Амфитон У-101-1 качественней звучит любого Брига,все дело в глубине тембров в Дцб.Те кто слушал +15 дцб,тот слушать 10 дцб не будет,как у Брига.

    • Илюха7 пишет:

      а если усилитель вообще без тембр регуляторов то значит он совсем не качественный? Ни в бриге ни в амфитоне не наблюдается ни обхода тембрблока ни прямого входа на ум, который есть в более сурьезных аппаратах, в амфитоне вообще целая куча электролитов разделительных в преде, в бриге вродь поменьше, все это не есть хорошо для звука, сравнивать надо по хорошему сами УМ а преды эти щас уже не вызывают никакого доверия, довольно сильно окрашивая звук, т.е. по большому счету может выйти так что сами УМ могут звучат похоже а большая слышимой часть разницы будет именно в предах.

  11. Юрий Робертович пишет:

    Бриг/Барк нормальные усилители, и обойти преды без проблем, что и делают нормальные аудиофилы. Одиссей 010 – вещь в мешке с кучей деталей, половину можно выкинуть(для улучшения, естественно).

  12. А.Б. пишет:

    Это нравится больше

Добавить комментарий для Евгений Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *