«Баночный» СЧ динамик

В предыдущей статье («Ленточная пищалка? – Да нет ничего проще!») было рассказано о доступном каждому желающему способе изготовления ленточного ВЧ динамика –  «пищалки». Напомню преимущества такого типа излучателя над классическим динамическим:

  • Вес «диффузора» на порядок меньше типичного купольника;
  • токовый контроль в десять раз выше;
  • механическое демпфирование гораздо выше (см. пункт первый);
  • собственная резонансная частота во много раз ниже, чем у классической «пищалки» (см. пункт третий);
  • лучшая переходная характеристика, шире частотный диапазон.

Представленный в предыдущей статье излучатель является монополярным. Так же существуют ленточные излучатели дипольного типа (см. Журнал “Радио” №1, за 2012 год или №10 за 2017 год). Последние получаются дороже и сложнее, но с ещё более высоким качеством звучания.

В завершении первой части статьи я обещал читателю рассказать, как сделать СЧ динамик с хорошим звуком, доступный всем и не требующий больших капиталовложений.

Для создания такого динамика предлагаю воспользоваться «баночной» технологией, которая есть в каждом супермаркете или в каждой урне.

Итак, встречаем:

«Баночный» СЧ динамик

Донышко от алюминиевой банки! Легкий и жесткий купол, который изменит жизнь, например, доступному 5гдш5-4 к лучшему. У динамика 5гдш5-4 достаточно легкий диффузор и неплохая чувствительность в 92 Дб/Вт/м. Но на этом его положительные стороны заканчиваются.

«Баночный» СЧ динамик

Что бы вытянуть максимум из заводской конструкции сначала проводим «косметическую» доработку головки:

Диффузор до гофра промазываем клеем ПВА с обоих сторон. После просушки гофр динамика обрабатываем смесью ацетона с пластификатором от двухкомпонентного эпоксидного клея (ссылка на статью «Восстановление гибкости тканевого подвеса АС Diatone»). Металлическую корзину обклеиваем автомобильной шумовиброизоляцией или сырой резиной. Можно даже пластилином, если нет ничего вышеперечисленного.

«Баночный» СЧ динамик

Теперь с чистой совестью (мы сделали что смогли!) аккуратно обтачиваем на точильном круге (наждаке) заготовку от алюминиевой банки до получения нужной нам формы:

«Баночный» СЧ динамик

У головок 5ГДШ с помощью ацетона отклеиваем (ничего страшного, если немного с «мясом») из центра пылезащитный колпачок и отправляем его в мусорную корзину.

Берем взаймы у женской половины человечества самое лучшее, что у них есть – акриловый лак для ногтей. Можно даже вернуть потом. И сказать истинную правду, что был лак очень хороший. Им приятно и нам… тоже будет потом приятно.

Обмазываем выпуклую часть бывшего донышка и место будущего соприкосновения с ним диффузора лаком. Прижимаем. Оставляем под грузом на пару часов.

«Баночный» СЧ динамик

Отвечаю на вопрос: почему не куполом наружу? Так же красивее и правильнее! Да и в Интернете пишут, мол «как замечательно стало петь!»

«Баночный» СЧ динамик

Ни в коем случае! Меняем красоту дизайна на красоту звука. В варианте сборки «куполом вовнутрь» диффузор в месте склейки представляет собой сэндвич из разных по физическим параметрам материалов: пропитанная ПВА бумажная целлюлоза, условно толстый слой акрила и алюминий. Комбинация материалов, имеющих разные свойства и плотность, позволяют получить новые характеристики диффузора, в данном случае положительные. К тому же, объем подкупольного пространства будет минимальный, и мы избавимся от таких артефактов, как призвуки от алюминиевого колпачка и под купольным резонансом воздуха. Именно такие недостатки возникают при «баночной доработки» динамика 15гд11а, известной на просторах Интернета. Проверял лично и результат звучания 15ГД11а с «правильно» наклеенным алюминиевым колпаком мне не понравился.

Другое дело – доработанный 5ГДШ5-4. Нет «металлического» окраса, нет «бумажного» звука, яркая и лёгкая середина. Причина таких улучшений кроется в том, что звуковая катушка находится в непосредственной близости от алюминиевого купола. То есть, если расположить колпачок непосредственно на катушке, то механические колебания будут передаваться ещё лучше, и также улучшится «контроль» диффузора.

Предлагаю проверить этот вариант «баночной» технологии на подопытном 15ГД11а (20гдс).

Отклеиваем и вынимаем подвижную систему:

«Баночный» СЧ динамик

Откручиваем три винта крепления алюминиевой корзины к магнитной системе:

«Баночный» СЧ динамик

Разворачиваем корзину в обратном направлении и крепим всё на место:

«Баночный» СЧ динамик

Переклеиваем центрирующую шайбу и делаем на ней три выреза:

«Баночный» СЧ динамик

Центрируем с помощью трех прокладок в магнитном зазоре и фиксируем клеем шайбу к корзине. Незабываем припаять выводы катушек к лепесткам:

«Баночный» СЧ динамик

После сушки вынимаем прокладки, проверяем свободный ход и готовим крышку от алюминиевой банки:

«Баночный» СЧ динамик

На этот раз размер колпачка несколько больший – обтачиваем только до характерного «пояска» донышка. Фигурная выпуклость будет служит необходимым «ребром жесткости», так как у собранного динамика будет отсутствовать привычный подвес.

«Баночный» СЧ динамик

Клеим куполом вовнутрь намазав всю поверхность акриловым лаком для ногтей. Оставляем под грузом. После сушки промазываем лаком место соприкосновения катушки и колпака. Под выводы можно подложить немного распушённого файбера (синтепона).

«Баночный» СЧ динамик

Вот такой непривычный с виду среднечастотник на базе 15 ГД-11А: Диапазон эффективно воспроизводимых частот: 2500 – 7500 Гц. Выше и ниже имеется плавный спад. Звучание такого динамика (в указанном диапазоне частот), по субъективному мнению, даже лучше доработанного 5 ГДШ5-4. Из минусов-более низкая чувствительность и высокая нижняя граница воспроизводимых частот. Однако вернемся к 5 ГДШ5-4:

«Баночный» СЧ динамик

Благодаря одинаковым размером, доработанный 5ГДШ5-4 можно установить вместо штатного динамика 15гд11а (20гдс-1) в линейке акустических систем 35АС (S90, Амфитон 35АС-018) и 25АС (Амфитон 25АС-027, Электроника 25АС-033). Однако необходимо последовательно с головкой 5ГДШ5-4 поставить гасящий резистор на 4 Ом, 5 или 10 Вт рассеиваемой мощности. Тогда родной фильтр этих АС не нужно будет перестраивать. Благодаря балластному резистору подводимая мощность в 10 Вт до разделительного СЧ фильтра будет вполне соответствовать номинальной мощности данных АС (мы же не собираемся устраивать дискотеку, правда?!). А чувствительность 5ГДШ снизится до необходимого нам уровня НЧ и ВЧ динамиков этих АС. Увеличение электрической добротности СЧ головки в данном случае более плюс (сглаживание АЧХ), чем минус (увеличение резонансной частоты). Последнее кстати будет нивелироваться легким увеличением массы диффузора, за счет уже известного алюминиевого колпачка.

Так как вышеупомянутые акустические системы у меня отсутствовали, то доработанные 5ГДШ5-4 были установлены в самодельной трёх полосной АС.

Выбранные частоты раздела НЧ/СЧ -900 Гц, СЧ /ВЧ – 10 кГц через простейшие разделительные фильтры первого порядка – конденсаторы. В качестве ВЧ излучателя используются самодельные ленточные (статья «Ленточная пищалка? –Да нет ничего проще!»).

Отличительной особенностью НЧ секции является наличие 18 дюймового пассивного излучателя (ПИ) работающего в паре с 11.5 дюймовой головкой динамического типа «Хитачи». Головка имеет легкий алюминиевый диффузор (хорошую импульсную характеристику) и, как следствие, высокую резонансную частоту – 59 Гц. Данные динамики выпускались достаточно давно-в конце 70-х годов и имели необычный «фирменный» подвес:

«Баночный» СЧ динамик

В виду почтенного возраста тканево-фетровый подвес потерял свои эластичные свойства – «задубел». До восстановления их первоначальной гибкости обработкой жидкостью «MW» (см. статью «Восстановление гибкости тканевого подвеса АС Diatone»), собственный резонанс головок составлял 85 и 90 Гц соответственно.

«Баночный» СЧ динамик

Тем не менее даже после «размягчения» воспроизведение нижнего регистра оставляло желать лучшего.

Применение ПИ кардинально изменило ситуацию. Почему не традиционный фазоинвертор (ФИ)?

Поясняю. Кто собирал колонки знают, как «открыто и напористо» звучит динамик в ящике без задней стенки (или вообще на щите). Но нет басов. И, знают, как этот динамик «душится» в закрытом ящике. Но зато появляются басы!

Попробуйте представить конструкцию корпуса, где напротив задней стороны излучения активного 12 дюймового НЧ динамика поставлен ПИ с 18 дюймовым диффузором. Тонкий диффузор ПИ это не толстая и твердая задняя стенка АС:

«Баночный» СЧ динамик

Она пропускает и мид-басовые и СЧ составляющие (если таковые имеются). Атака, напор активного динамика – как в открытом оформления АС!

И только на частотах, приближающихся к резонансу ПИ возникает преграда для акустического КЗ. Так как добротность у ПИ довольно низкая и горб резонанса довольно пологий, то работает он на достаточно широкой полосе низких частот. Благодаря этому эффекту можно получить работу акустической системы ниже собственной резонансной частоты НЧ динамика. Что собственно сильно требуется.

Утяжелив диффузор ПИ и настроив его резонанс на частоту 25 Гц получем АС с напористым басом от 40 Гц.

Тонкий диффузор ПИ это не толстая и твердая задняя стенка АС:

Напомню, что собственными руками собранные ВЧ излучатель и переделанный СЧ динамик малозатратны в изготовлении и не слишком сложны. Аргументом для повторения и сборки аналогичных излучателей предлагается видеофрагмент для оценки звучания трехполосной системы.

Можно скачать с яндекс-диска, в оригинальном качестве: https://yadi.sk/i/xhmKKBxbBl8_lw

Выбранный музыкальный фрагмент в первую очередь демонстрирует работоспособность ленточных ВЧ излучателей и «яркость» звучания переработанной головки 5 ГДШ5-4.

35 комментариев: «Баночный» СЧ динамик

  1. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Статья написана с приятной живостью и легкостью изложения материала.Видно, что автор человек знающий и увлеченный , понимает , что делает и зачем. Пара замеров была бы прекрасным дополнением к тексту и фотографиям.
    Кстати, пищалы от известной фирмы Фокал выполнены именно так, в виде впукнутого блюдца. И выпускаются много лет без смены конструктива.

    • Станислав пишет:

      Александр Сергеевич, благодарю за отзыв!
      Про выпуклость/вогнутость колпака еще в 73году компания AUREX выпустила колонки, в которых на НЧ голове колпак был вовнутрь, с объяснениями (в картинках), “что так лучше”:
      “…В качестве диффузора используется вогнутая диафрагма с вогнутой центральной крышкой, а сама центральная крышка также используется в качестве части диафрагмы для уменьшения шероховатости вблизи кроссовера и уменьшения экстремального пика резонанса…”
      https://audio-heritage.jp/AUREX/speaker/ss-510.html

  2. Марков Николай пишет:

    Интереснейшая статья, но противоречивая. Всё имхо, без измерений.
    Подводные камни. Два слоя ПВА, лак, донышко 1,4 грамма, пропитка подвеса. Масса выросла раза в два, минус 3дБ чувствительности. Итого имеем номинальную мощность 3 Ватта (5 – это паспортная) при 89дБ/Вт. И куда его поставишь.
    Безподвесный 15ГД-11. Направление мыслей нравится! Но… Ставшую лёгкой подвижку снова придавили 1,8 грамма люминя, который уже не приклеен к целлюлозе и имеет право звенеть, как вздумается. Скорее, в качестве эксперимента. Я бы приклеил впукнутый куполок от того же 15ГД-11 из бумаги, а вокруг края блюдца сочинил экран (форму обдумать) с щелью порядка 1 мм, для выравнивания АЧХ снизу, да измерил результат. Имхо, мощный магнит + лёгкая подвижка минус конусный дифф = интересный звук!
    Интересно применение огромного ПИ с тонким диффузором. Насчёт того, что он пропускает СЧ и мидбас – так это же минус! Потому что они – с резонансами корпуса. А вот отдачу такой конский поршень поднять сможет, только без измерений тут – никак.
    В остальном – респект и уважуха.

    • Станислав пишет:

      НЧ динамик ЛО-Д_Хитачи -91Дб/вт/м -8 Ом (а не 6 и тем более халтурные 4 Ома). Поэтому заявленная производителем чувствительность не вызывает сомнений. + приклеенный сзади магнит в противофазе (минимум +0.5 Дб к чувствительности). Уровень громкости СЧ с доп резистором 4 Ом (в кроссовере) и ленточным ВЧ можно оценить послушав фрагмент по ссылке в статье.
      Так что никаких предполагаемых вами 89Дб там и близко нет. Теоретические выкладки по поводу снижения отдачи при увеличении массы подвижки -это не про акустику)) Там только все в комплексе учитывать надо.
      Мелкий пример: подняли жесткость диффузора пропиткой. Масса увеличилась-отдача тоже).
      И не забываем про скорость распространения звука в материале-в алюминии она шустрее, чем в бумаге. Отсюда стремление к алмазному, бериллиевому и прочему материалу с высокой скоростью распространения импульса.

      ПС. Интересная тенденция: почему народ верит графикам, а послушать (хотя бы через ущербный Ютюб) не желает?! Как то связано с психологией, что ли…?

      • Andy_P пишет:

        Одно и то-же даже в разных помещениях и в разную погоду звучит иначе, не говоря о Ютьюб. 🙂 Так что графики не лишние обычно. Такая психология. 🙂

      • Николай пишет:

        Да. Это верно. Психология – Аудиальное восприятие против визуального и кинестетического. Маркетинговые разработки на этом базируются. Да и НЛП многое из этого черпает.

  3. Сергей Гудков пишет:

    Тоже пробовал, лет двадцать назад я приклеивал донце алюминиевой банки (без буртиков) к 4ГД-35 выпуклой стороной наружу. Вид становился чуть симпатичнее, а звук с призвуком алюминия как 4А-18, а потом динамик перегорел. Для красоты лучше клеить созданные для этого блестящие колпачки из плёнки. Станислав, лучше уделили бы своё внимание и силы подрастающим детям и жене

    • Станислав пишет:

      Про 4гд35 я промолчу, а то набегут юзеры сего девайса с гневными комментариями. А вот уточню, что вы не обратили внимание в статье про 15гд11а специально перечеркнутый красными полосами. Специально выделил, что бы не повторяли. Иначе последствия “красивого” алюминиевого колпака вы получите точно такие же как и описано у вас в комментарии: “звук с призвуком алюминия”. Все верно-вы подтвердили моё же высказывание о неправильности ВАШЕЙ инсталляции колпака.
      Да, спасибо за заботу о моей семье. Это у вас такой намек, что бы я всякой “ерундой” не занимался. Может и вам всё же стоит послушать звучание алюминия по указанной ссылке. Там еще и ленточки из алюминиевой фольги. Считается “специалистами”, что они “шуршат и звенят”. Всячески надеюсь, что, после прослушивания вы измените свое мнение обо мне.

      • ZLOIVOVAN пишет:

        У Вашей попытки улучшить звучание динамиков путем установки алюминиевого излучателя одно но – каркас катушки остается прежним, бумажным, имеющим все перечисленные Вами недостатки.
        Некоторые КИНАПы имели алюминиевый каркас для катушки.

      • Vip Kit пишет:

        Обработка алюминиевого пыльника акриловым лаком (спрэем), устраняет металлический окрас.

      • Сергей Гудков пишет:

        Станислав, моё мнение о вас нормальное, человек вы с фантазией, комментарии адресованы не столько к вам как критика, сколько к другим посетителям как дополнительная статистика и чуть другая точка зрения

  4. Олег пишет:

    Не поверите, братцы, в своё время уговорил бабушку, работавшую на пресс-форме для пятака для 10-Гд-30 (БРЗ) сунуть туда кусок фольги… Не выгорело… А днище пивных банок всегда вызывало позыв приспособить для чего-то подобного…

    • Станислав пишет:

      Донышко от баночки обладает необходимой жесткостью и имеет приемлемый вес, благодаря технологии пр-ва пивных банок-они должны выдерживать давление и обладать стойкостью к окислению, а н быть просто куском алюминия. А отрезок фольги отформованный на прессе, скорее всего будет иметь недостаточно жесткую конструкцию и шелестеть при движении.

      • Олег пишет:

        Да фольга – то вполне дубовая была, не от шоколадки… Просто малость замятая проба вышла…

      • Николай пишет:

        Донышко в банке не алюминий. Это хайтековый хайтек. На самом деле это сплав алюминия, магния, марганца и тд. и тп.
        Фольга фольге рознь. Фольгу легко сформировать на том же гипсе.

  5. Сергей Гудков пишет:

    есть такие проекты

    • Евгений пишет:

      Попали мне в руки такие, но “попроще” – там за красивой сеткой под ленточник стоит вполне обычный дешёвый ВЧ-динамик из плёнки. НЧ-головка – просто боль как есть. Резонанс больше 100 Гц, насколько помню. Кстати, предполагается, что они не разборные, поэтому декоративная пластмассовая панель, обрамляющая головки, к ящику приклеена. Отдирать надо аккуратно – она склонна ломаться.

      • Николай пишет:

        Удалось разобрать ? Есть такая с неисправным ленточником…

        • Евгений пишет:

          Да, разобрал. Но отрывать нужно очень аккуратно. Других способов, похоже, нет. Субъективно, мне показалось, что они даже хуже АС на небольшом широкополоснике от более дешёвого центра того же Филипса. Попозже буду внимательно посмотреть.

    • Николай пишет:

      Это неразборная МС-170 из Philipsовского маркетингово звука, попытка скрестить лампы и усилки класса D в старших моделях. Там прикол в отражательной доске.

      • Евгений пишет:

        Для ламп эти штуки туповаты будут… Что за доска? Там обычный ФИ на задней стенке…

        • Николай пишет:

          Не разбирал. Эта серия и старшая серия по мотивам ранее существовавших разработок Philips. В одно время было модно ставить доску. Она формировала камеру подобную используемой в рупорах. Разберу то сфотографирую.

  6. Andy_P пишет:

    А можно записать что-то известное всем, Pink Floyd The Wall, к примеру? Послушал неоднократно Ваш фрагмент в любимых изодинамических наушниках (у меня есть ТДС-15 и Аудиотехника), СЧ не очень впечатлили, вокал женский там, похоже, специально искажен. На самых верхах какая-то монотонная электронная перкуссия, а хочется слышать знакомый звук тарелок, чтоб оценить качество ленточек. О басе трудно судить по записи в каком-то помещении, в реальности всё обычно иначе.

  7. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Станислав, ежли дошло до выкладывания музыкальных файлов, то есть предложение дать вместо музыки розовый шум, секунд на 20-30, его могу подать на измерилку и увидите реальную ачх вашего баночника. Микрофон рекордера нужно расположить на оси динамика в полуметре примерно.

  8. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Теперь о звуке. Комната само собой вносит гулкость , но звук в целом на удалении от колонок не страдает, сохраняя ясность .
    Сведено нормально, не к чему особо придраться, ничего не торчит, Дассен звучит узнаваемо, демонстрационный ролик к фото наверху наглядно показывает, как звучат все динамики раздельно и в сумме.
    Если бы не моё заведомо негативное отношение к всяким железякам, то может и не заметил бы ничего плохого в звучании. Хотя, комната сильно мешает, и оттаскивать рекордер далеко от колонок – значит скомкать впечатление о звуке

    • Станислав пишет:

      Квартира -сталинка, комната ближе к кубу, три резонанса на любой акустике. Балки, перекрытия, пол -деревянные с шлаковым наполнителем.

  9. Сергей Aleph пишет:

    Если уж хочется на середину поставить излучатель из донышка банки я бы взял магнит 10гд-30е, примудрил бы подходящего размера подвес (сейчас для любых размеров продаются),намотал бы короткую катушку и вышел бы неплохой купольник.
    Правда низко такого не применить, только от килогерца.
    Имхо фольга в этих банках сильно избыточна по толщине.

  10. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Брал на обмер-обслух немецкий купольный средник из алюминия. Ровно, но звук резковат.Самую малость резковат, чтобы вернуть его обратно.
    Ещё наш купол 50мм, Иволга. Если не растягивать полосу пошире, звук устраивает. Вывести резонанс в район 1300-1500гц и порядок, выше плавно свалится и пищала подберёт. А круто отрезанный начинает верещать.

  11. Синьор Распони из Турина пишет:

    Добрый вечер, уважаемый Николай! Хочу заметить, что ВЧ динамик в этих колонках не ленточный а изодинамический. Кажись на Али, точно такие один кореш продавал. Поищите динамики по запросу ribbon tweeter.
    Сейчас сам такие АС и слушаю. Звучанием ВЧ очень доволен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *